Журнал интегративных исследований культуры https://iik-journal.ru/index.php/main <p>Журнал интегративных исследований культуры</p> ru-RU <p>Автор предоставляет материалы на&nbsp;условиях <a href="http://iik-journal.ru/index.php/main/offer" target="_blank" rel="noopener">публичной оферты</a> и&nbsp;лицензии <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">CC BY-NC 4.0</a>. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и&nbsp;распространять материал на&nbsp;любом носителе и&nbsp;в&nbsp;любом формате, но&nbsp;с&nbsp;обязательным указанием авторства и&nbsp;только в&nbsp;некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в&nbsp;открытом доступе.&nbsp;</p> <p>Авторы сохраняют авторские права на&nbsp;статью и&nbsp;могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а&nbsp;также пользоваться печатными или&nbsp;электронными копиями статьи в&nbsp;научных, образовательных и&nbsp;иных целях.&nbsp;Право на&nbsp;номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.</p> ilya_dokuchaev@mail.ru (Докучаев Илья Игоревич (главный редактор)) markmananna@herzen.spb.ru (Маркман Анна Игоревна) Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.6 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 „In der Sprache meines fremden Vaterlandes“: Über einen „unbekannten Brief“ von J. M. R. Lenz https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/143 <p>Der Artikel untersucht das Problem der Beziehung zwischen dem Eigenen und dem Fremden in dem Roman „Unbekannte Briefe“ von Oleg Jurjew, einem russischen Schriftsteller jüdischer Herkunft, der in Deutschland mehrere Jahre lebte und starb. Die Kombination von russischen, jüdischen und deutschen Motiven in seinem Werk macht das Problem der nationalen Identität besonders aktuell. Die Helden des aus drei fiktiven Briefen bestehenden Romans sind kleine Leute aus drei Jahrhunderten russischer Geschichte. Jurjews Bild des kleinen Mannes ist eine Fortsetzung der Gestalt des Sonderlings und des Narren in Christo. Im Mittelpunkt der Betrachtung steht der Brief an den russischen Schriftsteller N. M. Karamsin des deutschen Dichters des XVIII. Jahrhunderts J. M. R. Lenz, der mehr als zehn Jahre in Russland lebte und einen großen Einfluss auf die Entwicklung des russischen Sentimentalismus und die russische Rezeption der Werke von Shakespeare und Goethe ausübte. Der eigentliche Adressat seines Briefes ist jedoch nicht Karamsin, sondern J. W. Goethe. Mit den Figuren von Goethe und Lenz stellt der Verfasser zwei Weltanschauungen gegenüber — eine individualistische und eine universalistische. Der emotionale Appell von J. M. R. Lenz an J. W. Goethe, an den er sich an seinem letzten Lebenstag wendet, symbolisiert den Appell Russlands an Europa, den Aufruf zur Einheit und Versöhnung auf der Grundlage der Ablehnung des Materialismus und des Egoismus der individualistischen Kultur und den Aufbau eines neuen Humanismus nach den Grundsätzen des Allverstehens, der Vergebung und der Liebe.</p> <p>Lenzens Brief kann als moderne Variante des Diskurses über nationale Identität in Russland und Deutschland gesehen werden, der bis in die Anfänge der Moderne zurückreicht. Vertreter des russischen und deutschen Humanismus glaubten, dass die nationale Identität eine Zwischenstufe zum Erwerb einer übernationalen — universellen Identität sei, die die Konfrontation zwischen West und Ost überwinde.</p> Алексей Львович Вольский Copyright (c) 2024 Алексей Львович Вольский https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/143 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Жанровые особенности романа С. Гарднер «Червивая Луна» https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/142 <p>В настоящее время жанр романа-антиутопии является одним из наиболее популярных и переживает значительные изменения. В статье представлен анализ романа С. Гарднер «Червивая Луна», который еще не становился предметом изучения в отечественном литературоведении. В статье выявляются черты жанровой неоднородности текста: элементы романа-антиутопии, подростковой антиутопии, конспирологического романа, романа взросления, а также элементы сатиры. Жанровые модификации определяют природу романа: жанровая контаминация присутствует на содержательном уровне текста. Описание сцен насилия характеризуется натуралистичностью и большим количеством деталей, что не является характерным признаком подростковой литературы и также свидетельствует о контаминации жанра. Кроме того, исследуются принципы пространственно-временной организации повествования и композиционный строй произведения, его образы и мотивы.</p> <p>Рассмотрена система персонажей, которая трансформируется, интегрируя традиции подростковой и тоталитарной антиутопии. Главный герой продолжает традиции образа протагониста подростковой литературы, благодаря чему для текста характерна проблема взросления, воспитания. В результате данной интеграции «Червивая луна» представляет собой образец традиционной тоталитарной антиутопии, где главный герой — типичный протагонист подростковой литературы. Помимо этого, в статье рассмотрена проблема неточного перевода названия произведения, что приводит к потере отдельных компонентов смысла.</p> <p>Отмечается многоплановая проблематика произведения: социальная, психологическая и политическая. Особое внимание уделено историческому аспекту, переосмыслению исторических фактов: полету человека на Луну и последующей конспирологической теории. Рассмотрение данного романа в контексте жанровой контаминации позволяет расширить понимание тенденций развития жанра антиутопии в XXI в.</p> Евгения Васильевна Кашулина Copyright (c) 2024 Евгения Васильевна Кашулина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/142 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Есть ли на самом деле природа Бога? Решение Алвина Плантинги https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/156 <p>Статья посвящена исследованию понятий «природа» и «природа Бога» в теологии и религиозной философии Алвина Плантинги. Суть его позиции: Бог не подпадает под законы разума и не определяется ими, но может быть постигнут с помощью разума. Плантинга отмечает, что свойства и качества Бога принадлежат исключительно ему, а не зарождаются в нашем представлении. Аргументация Плантинги ведет к допущению того, что Бог не обладает ни «существованием», ни «природой» как рациональными категориями; он совершенно свободно выбрал быть таковым, равно как и совершенно свободно творит мир. Наиболее опасным заблуждением любой формы метафизического натурализма выступает потеря веры в Бога и критика самого божественного существования. Плантинга вводит идею proper function, согласно которой существует предустановленная гармония между Богом и миром. Он формулирует три ключевых пункта натурализма: подрыв идеи высшей гармонии, неприятие вечных истин и возможности незыблемой веры. Если исходить из теизма, то Бог вообще ни в какой природе. Однако неверно будет и такое предположение: у Бога нет природы. В этой связи можно допустить, что Бог в самом деле имеет природу, но в потенциальной, а не в актуальной форме. С теологической точки зрения Бог обладает природой; однако она столь имманентно присуща ему, что не может быть выделена в качестве «свойства», или сущности. Поэтому понятие «природа» в теологии и метафизике трактуется по-разному. Природа Бога открывается не в разуме, а в вере.</p> Сергей Витальевич Никоненко Copyright (c) 2024 Сергей Витальевич Никоненко https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/156 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Ценностные основания цивилизационного противостояния на постсоветском пространстве https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/135 <p>В статье рассмотрены ценности общественного сознания как источники цивилизационного противостояния на постсоветском пространстве. Проведен анализ пафосов общественной речи: героического, религиозного, государственного, национального, социального и наднационального, формирующихся в процессе цивилизационного развития стран и народов, их населяющих. Стабильное движение общества по пути прогресса подчиняется принципу поступательной смены пафосов общественной речи от древнейшего героического, минуя соответствующие стадии, к последнему на сегодняшний день известному наднациональному.</p> <p>Цивилизационные отличия России от стран Запада обусловлены во многом тем, что исповедуемые российским общественным сознанием и тиражируемые в российской общественной речи ценности преимущественно героического пафоса кардинально различаются от ценностей наднациональных, на которых стоит общественное сознание западного сообщества. Различие в ценностях со странами Запада и находящимися в поиске ценностных оснований собственной государственности странами, расположенными на постсоветском пространстве, нередко порождает напряженность в их взаимоотношениях с Россией. Отмеченные противоречия диктуют необходимость внимательного отношения к выбору и употреблению в общественной речи, дискурсивных практиках ценностей общественного сознания. Методология исследования, результаты которого приведены в статье, опирается на социально-исторический анализ эволюций ценностей общественного сознания. Понятийный аппарат исследования представлен описанием таких феноменов, как общественная речь и общественное сознание. Подчеркнута схожесть их применения при анализе изменений ценностных установок в обществе. Дается формулировка выявленных в процессе исследовательской работы закономерностей развития общественной речи и общественного сознания. Сформулированы тенденции, присущие, по мнению автора, изменению в ценностных ориентациях общества.</p> Сергей Эдуардович Зверев Copyright (c) 2024 Сергей Эдуардович Зверев https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/135 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Сергей Сергеевич Аверинцев и структурализм: расхождения и сходства https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/141 <p>Статья посвящена анализу методологических принципов С. С. Аверинцева в контексте методологии Тартуско-Московской семиотической школы. В работе впервые учитываются два не сталкивавшихся до этого в научной литературе взгляда на соотношение методологии Аверинцева и отечественных структуралистов. Согласно первой точке зрения в своей монографии «Поэтика ранневизантийской литературы» Аверинцев опирался на исследовательские методы, которые находятся за рамками методологии Тартуско-Московской семиотической школы или же противостоят ей. Согласно второй точке зрения труд «Поэтика ранневизантийской литературы» представляет собой закономерное развитие, «преодоление» или «зрелое» воплощение структуралистских методов.</p> <p>На материале нескольких программных статей Аверинцева и участников Тартуско-Московской семиотической школы прослеживаются общие и различные черты в их теоретических положениях относительно знака и символа. Делается вывод о том, что для Аверинцева центральной семиотической единицей являлся символ, а для структуралистов — знак. Выдвигается предположение о том, что это различие обусловлено тем, что Аверинцев примыкал к семиотике Ч. С. Пирса, в то время как Тартуско-Московская семиотическая школа, по заявлению ее же участников, следовала семиотике Ф. де Соссюра.</p> <p>В ходе последовательного анализа всех глав «Поэтики ранневизантийской литературы» сопоставляются представления Аверинцева и Тартуско- Московской семиотической школы о культуре, а также выявляются общие и различные черты в их подходе к анализу литературы. Выдвигается предположение о развитии Аверинцевым структурно-семиотических методов в рамках общего движения культурологии и литературоведения от структурализма к постструктурализму. Различия в подходе ученого и Тартуско-Московской семиотической школы к анализу литературы обосновываются исследовательским интересом Аверинцева к немецкой философии и филологии, который лег впоследствии в основу разработанной им вместе с А. В. Михайловым и М. Л. Гаспаровым исторической поэтики.</p> Константин Николаевич Гуенко Copyright (c) 2024 Константин Николаевич Гуенко https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/141 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Иллюстрированная сказка в творческом наследии И. Т. Богдеско. К столетию художника https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/151 <p>В статье, приуроченной к празднованию столетнего юбилея выдающегося книжного графика Ильи Трофимовича Богдеско (1923–2010), на основе обширного творческого наследия рассматривается ветвь художественного дарования мастера, относящегося к иллюстрированию сказки. Первым успешным и давшим уверенность в силах стало издание книги Д. Н. Мамина-Сибиряка «Рассказы и сказки», которая выдержала две редакции. Особое место в творческом наследии Богдеско занимает работа над сказкой И. Крянгэ «Кошелек с двумя денежками». График дважды работал над иллюстрациями и книжным дизайном к «Кошельку…»: в 1962 и 1977 гг. вышли различные варианты оформления. Оба издания — художественная ценность и настоящие Книги художника, поскольку не только иллюстрации, но и рукописный текст исполнен художником. В первом оформлении сказки печатные иллюстрации (линогравюра) сочетаются с рисованным шрифтом, буквицами, графическими восклицаниями, виньетками. В издании «Кошелька…» 1977 г. текст вновь написан от руки, но измененным шрифтом и с иными сказочными образами, исполненными перовым рисунком. Сменив технику, Богдеско ушел от гравюрного лаконизма изображений героев притчи и резких черно-белых контрастов, предпочтя линейное изящество сочному и живописному штриху. В 1990-х, получив заказ на иллюстрации к «Сказкам братьев Гримм», художник возвращается к рисунку как основе иллюстрации. Работа в смешанной технике — гуашь, цветная акварель, тушь, сангина — увлекла мастера: рисунок стал легче, изящнее. Рождаемые образы — яснее. Богдеско, зрелый и опытный мастер, несколько лет работал над этой серией иллюстраций, увлекшись сказочной темой. Он стремился достигнуть совершенства в каждом листе, добиваясь эмоции непосредственной радости. «Сказки братьев Гримм» задумывались как очередная Книга художника: помимо рисунков, сохранились каллиграфические листы и макетные разработки. К сожалению, издание не состоялось, но, благодаря фондам Государственного Русского музея и собраниям частных коллекционеров, можно насладиться частицей книжного дизайн-проекта блестящего рисовальщика.</p> Ольга Юрьевна Кошкина Copyright (c) 2024 Ольга Юрьевна Кошкина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/151 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/162 <p>В работе исследуется связь между свадебными обрядами алтайского народа и древними мифологическими представлениями алтайской культуры; рассматриваются свадебные ритуалы и традиции, анализируется символическое значение каждого этапа свадебного обряда и выявляется их связь с основными мифологическими мотивами и легендами алтайской культуры; изучается роль мифологических героев в свадебных ритуалах и обращается внимание на общие мотивы, присутствующие во многих свадебных традициях как коренных народов Алтая, так и русских переселенцев. Особое внимание уделяется социокультурному контексту свадебной обрядности алтайского народа, предпринята попытка объяснить, как мифологическое сознание отражает особенности алтайской культуры. Устанавливается взаимосвязь между свадебными ритуалами, мифической картиной мира и ролью индивида в алтайском обществе. Частично статья основывается на материалах полевых исследований и бесед с представителями этнографических групп. Подробно описаны несколько этапов традиционной алтайской свадьбы, начиная со сватовства и предшествующего ему умыкания и заканчивая свадьбой в доме невесты. Особо отмечена роль родителей и других старших родственников в выборе партнера и заключении брака. Интересной частью исследования является рассмотрение трудностей, с которыми встречаются современные алтайцы при организации традиционной свадьбы. Финансовые проблемы, невозможность полноценно обеспечить все этапы брачного торжества нередко заставляют отказаться от соблюдения всех традиций и отдать предпочтение нейтральному празднованию. Алтайская традиционная свадьба является наиболее наглядным примером такого специфического явления, как «алтайская философия». Будучи отражением алтайского мировоззрения, алтайская свадьба отводит в своей обрядовой традиции особое место гармонии с природой и тонким духовным миром.</p> Елисавета Александровна Волкова Copyright (c) 2024 Елисавета Александровна Волкова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/162 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Связывающие проклятия как инструмент реконструкции религиозной культуры классических Афин https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/147 <p>Статья посвящена рассмотрению эпиграфических памятников, объединяемых в группу связывающих проклятий, в контексте реконструкции религиозной культуры афинского полиса классического периода. Практика создания данных текстов (преимущественно на свинцовых носителях) была распространена на всей территории античного мира с конца VI в. до н. э. Связывающие проклятия (κατάδεσμοι, defixiones) традиционно относятся к разряду маргинальных магических практик античного мира. Однако в ритуале создания таблички с проклятием и в его тексте часто отражены особенности религиозного сознания создателя. Цель данной статьи — рассмотрение связывающих проклятий как инструмента реконструкции религиозной культуры Афин V–IV вв. до н. э. Источниками выступают надписи, включенные в самое первое издание Рихарда Вюнша (Defixionum tabellae Atticae), а также фрагмент греческого магического папируса, опубликованного Карлом Прайзенданцем. Значительное внимание уделяется анализу особенностей общественной жизни афинского города-государства, на материале текстов античных авторов классической эпохи прослеживается процесс разделения религиозных верований и суеверий, выделения магии в область маргинального. Далее на материале эпиграфических, археологических и литературных источников исследуются особенности практики связывающих проклятий, указывающие на черты религиозного сознания гражданина афинского полиса классической эпохи, в частности рассматриваются особенности лексики и синтаксиса проклятий, способам изготовления табличек, материалам и непосредственно ритуалу. В заключение указывается на ценность κατάδεσμοι как источника для изучения слабо описанных духовных практик V–IV вв. до н. э.</p> <p>Работа носит междисциплинарный характер.</p> Вера Павловна Емельянова Copyright (c) 2024 Вера Павловна Емельянова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/147 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000 Роль личности медиатора в эффективной медиации: ключевые навыки и стратегии https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/150 <p>Статья посвящена феномену культурной медиации, а также личности медиатора в процессе взаимодействия с музейной аудиторией. Уделяется внимание актуальным практическим воплощениям культурной медиации в российском контексте, конкретным проектам, площадкам и школам (ГЭС-2 и Гараж). В статье раскрывается проблема восприятия обязанностей самого медиатора, предложен ряд компетенций на основании работ П. Бурдье, Н. Саймон, Г. Булыгиной, а также принципов фасилитаторства применительно к музейной медиации на основании книги «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making» (Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения) Сэма Кэнера (Кейнер и др. 2017). Также в статье отмечается отличие медиации от иных практик соучастия в контексте музея. Автор приходит к выводу, что медиатор в культурной медиации играет важную роль в создании связи между аудиторией и искусством, а также музеем и посетителем. Это профессионал, который обладает знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы перевести сложную информацию о выставке или экспонатах в доступную и понятную форму для аудитории. На основании компетенций медиатора, выделенных на основе работ вышеназванных авторов, а также прояснив ту область медиаторской специализации, в которой будут максимально успешно применимы принципы фасилитаторства, предлагаются к рассмотрению несколько эффективных приемов, которые могут облегчить сложный и ответственный труд медиатора. Таким образом, в статье выявляется потенциал медиации в музейном контексте, которая при достаточно профессиональном подходе открывает возможности для современной аудитории проникнуться искусством, позволяет ей пережить особые эмоции, создать собственные творческие произведения и расширить свое понимание и аппрециацию искусства.</p> Мария Валентиновна Забелина Copyright (c) 2024 Мария Валентиновна Забелина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://iik-journal.ru/index.php/main/article/view/150 Fri, 29 Dec 2023 00:00:00 +0000