Русская рэп-культура: специфика научного анализа

Авторы

  • Андрей Юрьевич Завалишин Хабаровский государственный университет экономики и права
  • Надежда Юрьевна Костюрина Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-60-68

Ключевые слова:

современная культура, субкультура, научный анализ, рэп, современная поэзия, поэтика текста, массовая культура, молодежная субкультура, культурная индустрия

Аннотация

Статья посвящена обзору научных исследований рэп-культуры в России. Работы систематизированы по времени создания, проблематике, методологии анализа. Обозначена корреляция исследовательского интереса и распространения рэп-баттлов 2015–2017 гг. Обоснованы причины популярности темы рэп-культуры в молодежной науке, с одной стороны, и оценочного подхода в исследованиях ученых старшего поколения — с другой. Выявлены наиболее устойчивые направления в отечественных исследованиях рэп-текстов (лингвистика, переводоведение, социология). Отмечена недостаточность классического литературоведческого анализа рэп-текcтов.

Несмотря на противоречивое отношение к хип-хоп-культуре, рэп в России набирает популярность, трансформируясь из полуподпольной андеграундной субкультурной музыки в мейнстрим, становится формой экономически продуктивной культурной индустрии. К концу второго десятилетия 2000-х годов стало очевидно, что рэп из исключительно субкультурного явления превратился в феномен глобальной культуры, вышел далеко за пределы возрастной группы 14–20-летних. Современный рэп стал рупором протеста молодежи, выразителем наиболее острых проблем эпохи, приобрел эстетические черты, присущие серьезному искусству. Наиболее качественные рэп-тексты отличаются философской глубиной, многослойностью смыслов, декодирование которых требует интеллектуальных усилий.

Перспективы исследования рэпа в России связаны с тем, что он оказался частью политического, религиозного, социального дискурса. Заметная часть рэп-текстов стала важным художественным явлением и, безусловно, войдет в историю русской литературы. Последовательный масштабный литературоведческий анализ рэп-текстов — дело ближайшего будущего. Он позволит осмыслить контуры и своеобразие творческих/поэтических проектов, а также специфику современной культурной индустрии.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Дергачева, А. (2019) Связи русского рэпа и литературы в интерактивной карте «Яндекса». The Village, 20 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/weekend/wknd-news/367721- literatura (дата обращения 14.02.2019).

Рейтинг Rap.ru: Топ-50 самых популярных русских рэперов. (2016) Rap.ru, 21 января. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rap.ru/reading/20275 (дата обращения 14.02.2019).

Русский рэп как набор слов. (2018) Яндекс, 6 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/ researches/2018/rap (дата обращения 14.02.2019).

Черняков, А. (2017) Сколько поэзии в русском рэпе? YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=vdVG9d7EtVU (дата обращения 14.02.2019).

ЛИТЕРАТУРА

Александрова, А. А. (2019) Возможности использования лексических особенностей текстов исполнителей «нового» русского рэпа в методических целях. В кн.: М. А. Дубова, Т. А. Капырина (ред.). Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сб. материалов IV Всероссийской научно-методической конференции. Коломна: ГСГУ, с. 51–60.

Андреев, И. Л., Есаков, В. А., Назарова, Л. Н. (2014) Аудионаркотики: звук вместо «химии». Человек, № 3, с. 66–76.

Гриценко, Е. С. (2010) Вербальное поведение как способ конструирования молодежной идентичности: культурные коды и стилистические модели. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, № 10, с. 46–56.

Даниленко, О. А. (2006) Язык конфликта как объект лингвосоциологии. Социологические исследования, № 4 (264), с. 89–97.

Доманский, Ю. В. (2018) Субъект в художественных мирах актуальных направлений аудиальной словесности: стендап и рэп. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология, № 2-2 (35), с. 302–312. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-2-302-312

Кобелева, В. В., Головко, В. А. (2017) Революция в стиле рэп: от «хайпа» к «новой искренности». В кн.: Е. В. Сомова, Н. В. Свитенко, В. В. Сайченко и др. (ред.). Литература и революция (к 100-летию Октябрьской революции): материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, с. 300–303.

Колесников, А. А. (2015) Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М., МГОУ, 26 с.

Колышева, О. Н. (2014) Основные средства речевого воздействия в русскоязычных рэп-текстах. В кн.: Е. С. Михеева (ред.). Языки. Народы. Культуры: Альманах научных статей. М.: РУДН, с. 26–34.

Корнева, Н. А. (2018) Рэп как лингвокультурный феномен (на материале творчества ATL). Выпускная квалификационная работа (бакалавриат). Красноярск, СФУ (на правах рукописи), 91 с.

Лассан, Э. (2018) Рэп-баттлы как культурный и лингвокультурный феномен. Коммуникативные исследования, № 3 (17), с. 129–143. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.129-143

Наумова, К. В. (2016) Музыкальные предпочтения молодых людей с разными типами личности (на примере студентов факультета социологии АлтГУ). Научный журнал «Дискурс», № 1 (1), с. 219–222.

Полянская, Е. Н., Каргина, Н. В. (2018) Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 187–194. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.15

Фролова, Е. В. (2015) Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009–2013 гг.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 52 с.

Цаплин, Р. С. (2017) Художественные особенности текстов рэп-группы «Макулатура»: феномен и поэтика. Выпускная квалификационная работа (бакалавриат). Челябинск, ЮУрГУ (на правах рукописи), 87 с.

Adaso, Н. (2019) The history of hip-hop: 1925 to now. LiveAbout, 25 May. [Online]. Available at: https://www. liveabout.com/history-of-hip-hop-1925-to-now-2857353 (accessed 14.02.2019).

Hager, S. (1984) Hip hop: The illustrated history of break dancing, rap music, and graffiti. New York: St. Martin’s Press, 112 p.

Toop, D. (1999) Rap attack 3: African rap to global hip hop. London: Serpent’s Tail, 224 p.

SOURCES

Chernyakov, A. (2017) Skol’ko poezii v russkom repe? [How much poetry is there in Russian rap?]. YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=vdVG9d7EtVU (accessed 14.02.2019). (In Russian)

Dergacheva, A. (2019) Svyazi russkogo repa i literatury v interaktivnoj karte “Yandeksa” [Links between Russian rap and literature in the Yandex interactive map]. The Village, 20 November. [Online]. Available at: https://www. the-village.ru/village/weekend/wknd-news/367721-literatura (accessed 14.02.2019). (In Russian)

Rejting Rap.ru: Top-50 samykh populyarnykh russkikh reperov [Rating Rap.ru: Top 50 most popular Russian rappers]. (2016) Rap.ru, 21 January. [Online]. Available at: http://www.rap.ru/reading/20275 (accessed 14.02.2019). (In Russian)

Russkij rep kak nabor slov [Russian rap as a set of words]. (2018) Yandex, 6 November. [Online]. Available at: https:// yandex.ru/company/researches/2018/rap (accessed 14.02.2019). (In Russian)

REFERENCES

Adaso, Н. (2019) The history of hip-hop: 1925 to now. LiveAbout, 25 May. [Online]. Available at: https://www. liveabout.com/history-of-hip-hop-1925-to-now-2857353 (accessed 14.02.2019). (In English)

Aleksandrova, A. A. (2019) Vozmozhnosti ispol’zovaniya leksicheskikh osobennostej tekstov ispolnitelej “novogo” russkogo repa v metodicheskikh tselyakh [Possibilities of using lexical features of the texts of performers of the “new” Russian rap for methodological purposes]. In: M. A. Dubova, T. A. Kapyrina (eds.). Russkij yazyk i literatura: aktual’nye problemy teorii i praktiki prepodavaniya. Sb. materialov IV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferentsii [Russian language and literature: actual problems of teaching theory and practice. Collection of materials of the IV All-Russian scientific and methodological conference]. Kolomna: State University of Humanities and Social Studies Publ., pp. 51–60. (In Russian)

Andreev, I. L., Esakov, V. A., Nazarova, L. N. (2014) Audionarkotiki: zvuk vmesto “khimii” [Audio drugs: Sound instead of “chemistry”]. Chelovek, no. 3, pp. 66–76. (In Russian)

Danilenko, O. A. (2006) Yazyk konflikta kak ob’ekt lingvosotsiologii [Language of conflict as a subject of sociolinguistics sociology of youth]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 4 (264), pp. 89–97. (In Russian)

Domanskij, Yu. V. (2018) Sub’ekt v khudozhestvennykh mirakh aktual’nykh napravlenij audial’noj slovesnosti: stendap i rep [The subject in imagined worlds of current trends in verbal performance (stand-up and rap)]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya — RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series, no. 2-2 (35), pp. 302–312. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-2-302- 312 (In Russian)

Frolova, E. V. (2015) Rep kak forma sotsialno-politicheskoj refleksii v sovremennoj rossijskoj kul’ture (2009–2013 gg.) [Rap as a form of socio-political reflection in modern Russian culture (2009–2013)]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 52 p. (In Russian)

Gritsenko, E. S. (2010) Verbal’noe povedenie kak sposob konstruirovaniya molodezhnoj identichnosti: kul’turnye kody i stilisticheskie modeli [Verbal behavior as a means of constructing social identity: Cultural codes and stylistic models]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N. A. Dobrolyubova — Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin, no. 10, pp. 46–56. (In Russian)

Hager, S. (1984) Hip hop: The illustrated history of break dancing, rap music, and graffiti. New York: St. Martin’s Press, 112 p. (In English)

Kobeleva, V. V., Golovko, V. A. (2017) Revolyutsiya v stile rep: ot “khajpa” k “novoj iskrennosti” [The rap revolution: From “hype” to “new sincerity”]. In: E. V. Somova, N. V. Svitenko, V. V. Sajchenko et al. (eds.). Literatura i revolyutsiya (k 100-letiyu Oktyabr’skoj revolyutsii): materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Literature and revolution (for the 100th anniversary of the October revolution): Proceedings of the International scientific and practical conference]. Krasnodar: Kuban State University Publ., pp. 300–303. (In Russian)

Kolesnikov, A. A. (2015) Lingvisticheskie osobennosti yazyka predstavitelej khip-khop kul’tury [Linguistic features of the language of representatives of hip-hop culture]. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Moscow, Moscow Region State University, 26 p. (In Russian)

Kolysheva, O. N. (2014) Osnovnye sredstva rechevogo vozdejstviya v russkoyazychnykh rep-tekstakh [The main means of speech influence in the Russian-speaking rap lyrics]. In: E. S. Mikheeva (ed.). Yazyki. Narody. Kul’tury: Al’manakh nauchnykh statej [Languages. Peoples. Culture: Almanac of scientific articles]. Moscow: Peoples Friendship University of Russia Publ., pp. 26–34. (In Russian)

Korneva, N. A. (2018) Rep kak lingvokul’turnyj fenomen (na materiale tvorchestva ATL) [Rap as a linguistic and cultural phenomenon (based on ATL’s creative work)]. Bachelor’s thesis. Krasnoyarsk, Siberian Federal University (as a manuscript), 91 p. (In Russian)

Lassan, E. (2018) Rep-battly kak kul’turnyj i lingvokul’turnyj fenomen [Rap battle as a cultural and lingvocultural phenomenon]. Kommunikativnye issledovaniya — Communication Studies, no. 3 (17), pp. 129–143. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.129-143 (In Russian)

Naumova, K. V. (2016) Muzykal’nye predpochteniya molodykh lyudej s raznymi tipami lichnosti (na primere studentov fakul’teta sotsiologii AltGU) [Musical preferences of today’s youth with different personality types (on the example of Altai State University students of the faculty of sociology)]. Nauchnyj zhurnal “Diskurs”, no. 1 (1), pp. 219–222. (In Russian)

Polyanskaya, E. N., Kargina, N. V. (2018) Muzykal’no-stilevye predpochteniya rossijskikh studentov [Music style preferences of Russian students]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 187–194. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.15 (In Russian)

Toop, D. (1999) Rap attack 3: African rap to global hip hop. London: Serpent’s Tail, 224 p. (In English)

Tsaplin, R. S. (2017) Khudozhestvennye osobennosti tekstov rep-gruppy “Makulatura”: fenomen i poetika [Artistic features of the texts of the rap group “Makulatura”: Phenomenon and poetics]. Bachelor’s thesis. Chelyabinsk, South Ural State University (as a manuscript), 87 p. (In Russian)

Опубликован

30.08.2020

Выпуск

Раздел

Статьи