О пользе и вреде философии для жизни
Эссе
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-2-152-164Ключевые слова:
философия, существование и сущность, смысл, универсальное и партикулярное, польза и вред, утопия, антиутопия, сущее, должное, желаемое и возможное, калокагатияАннотация
Философии и философам издавна приходится оправдывать свое существование, поскольку наука нечто познает, искусство доставляет эстетическое удовлетворение, религия напрямую устанавливает связь человека с Богом, а роль философии в индивидуальном и общественном развитии не столь очевидна и наталкивает на мысль о ее самодостаточности.
Вопрос же о вреде и пользе предполагает экспертизу того, что философия представляет не «внутри», а «вовне себя», то есть мы должны различать два контекста, в которые может быть помещена философия: ее значения и смысла.
Различные значения философии обнаруживаются при разных ракурсах ее рассмотрения: потенциальных возможностей или актуальных результатов, в индивидуальном или общественном бытии, в соотнесении философии с наукой, религией, политикой, экономикой, искусством и т. д. Эти «значения» будут существенно различаться или иметь высокую степень согласованности в едином пространстве культуры.
В контексте значения совершенно определенный вердикт в отношении философии принципиально невозможен.
«Смысл», в отличие от «значения», индивидуализирован, есть результат соотнесения значения с внутренним миром человека («значение значения»), и в этом аспекте философия предстает в совершенно ином виде: на уровне сущности, а не существования.
Философия в контексте смысла — это понимающее осознание твоего присутствия в мире, аутентичной цели жизни и ее свободное осуществление. Здесь «расклад» философии на «полезное — вредное» в ней также непродуктивен, ибо ее сущность лежит «ниже» данной развилки.
В случае, если философское осмысление состоялось, оно становится жизненно важным и единственным.
Всякие сомнения в пользе философии снимаются в такой смысловой модальности, как возможное. Здесь являет свою утопическую мощь подлинная философия, конституирующая идеальный мир, где совпадают все модальности индивидуального бытия, а именно: в возможности осуществить желаемое должное.
Культура, ядром которой выступает философия, выражает духовно-гуманитарную сторону жизни, где утопическое реальное так называемой реальности, ибо противопоставляет временному — вечное, относительному — абсолютное, существованию — сущность. Такая философия способна саму себя поставить под вопрос (см. название эссе), а также стать мерилом пользы и вреда чего бы то ни было.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев, Н. А. (2006) О назначении человека. О рабстве и свободе человека. М.: АСТ, 637 с.
Гаврюшин, Н. К. (сост.). (1994) Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс-Культура, 592 с.
Гете, И. В. (2008) Фауст. М.: Эксмо, 400 с.
Гуленина, С. В., Стрелец, Ю. Ш. (2004) Власть совести. Этико-психологическое содержание смысла человеческой жизни. Оренбург: Оренбургский Государственный Университет, 216 с.
Гусейнов, А. А. (2009) Философия как утопия для культуры. Вопросы философии, № 1, с. 11–16.
Душенко, К. В. (2001) Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО–Пресс, 1056 с.
Ильин, И. А. (1993) Путь к очевидности. М.: Республика, 431 с.
Кьеркегор, С. (1991) Или — или. М.: Арктогея, 420 с.
Ницше, Ф. (1990) Сочинения: В 2 т. М.: Мысль.
Резник, Ю. М. (2017) Феноменология человека: бытие возможного. М.: Канон+, 632 с.
Стрелец, Ю. Ш. (2012) Смысл жизни человека: от истории к вечности. Оренбург: Университет, 620 с.
Юркевич, П. Д. (1990) Философские произведения. М.: Правда, 669 с.
REFERENCES
Berdyaev, N. A. (2006) O naznachenii cheloveka. O rabstve i svobode cheloveka [About the destiny of man. Slavery and Freedom]. Moscow: AST Publ., 637 p. (In Russian)
Gavryushin, N. K. (comp.). (1994) Smysl zhizni: Antologiya [Meaning of life: Anthology]. Moscow: Progress-Culture Publ., 592 p. (In Russian)
Goethe, I. V. (2008) Faust. Moscow: Eksmo Publ., 400 p. (In Russian)
Gulenina, S. V., Strelets, Yu. Sh. (2004) Vlast’ sovesti. Etiko-psikhologicheskoe soderzhanie smysla chelovecheskoj zhizni [The power of conscience. Ethical and psychological content of the meaning of human life]. Orenburg: Orenburg State University Publ., 216 p. (In Russian)
Gusejnov, A. A. (2009) Filosofiya kak utopiya dlya kul’tury [Philosophy as a utopia for culture]. Voprosy filosofii, no. 1, pp. 11–17. (In Russian)
Dushenko, K. V. (2001) Bol’shaya kniga aforizmov [The big book of aphorisms]. Moscow: EKSMO-Press Publ., 1056 p. (In Russian)
Il’in, I. A. (1993) Put’ k ochevidnosti [The path to evidence]. Moscow: Respublika Publ., 431 p. (In Russian)
Kierkegaard, S. (1991) Ili — ili [Either—or]. Moscow: Arktogey Publ., 420 p. (In Russian)
Nietzsche, F. (1990) Works: In 2 vols. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
Reznik, Yu. M. (2017) Fenomenologiya cheloveka: bytie vozmozhnogo [Human Phenomenology: Being is possible]. Moscow: Kanon+ Publ., 632 p. (In Russian)
Strelets, Yu. S. (2012) Smysl zhizni cheloveka: ot istorii k vechnosti [The meaning of human life: From history to eternity]. Orenburg: Universitet Publ., 620 p. (In Russian)
Yurkevich, P. D. (1990) Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works]. Moscow: Pravda Publ., 669 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Юрий Шлемович Стрелец
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.