Источники и прототип главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света»

Авторы

  • Надежда Юрьевна Данилова Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина https://orcid.org/0000-0003-2455-1838

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-2-116-124

Ключевые слова:

Н. С. Лесков, «На краю света», П. В. Знаменский, исторический факт, литературный источник, прототип

Аннотация

На основе авторских свидетельств, представленных в письмах Н. С. Лескова к историку Русской Церкви П. В. Знаменскому, в статье впервые поставлен вопрос о связи рассказа «На краю света» (1875) и сочинений Знаменского об истории Русской Церкви: «Руководство к русской церковной истории» (1870) и «Чтение из истории русской церкви за царствование Екатерины II» (1875). Труды Знаменского служили Лескову одним из источников фактических сведений и цитат для рассказа «На краю света». Проведенный анализ позволил установить ранее неизвестные источники фактических сведений, включенных Лесковым в рассказ, у рассказчика Лескова можно отметить совпадения в оценках событий и исторических деятелей с оценками Знаменского. Созданный Лесковым образ архиерея отдельными чертами напоминает описанных Знаменским и называемых в рассказе Лескова деятелей Русской Церкви. В статье впервые представлены основания для рассмотрения архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского в качестве одного из прототипов главного героя рассказа Лескова. Среди черт сходства героя рассказа и изображения Феофилакта Лопатинского в сочинениях Знаменского и Н. А. Покровского отмечены честность и пастырская ревность, уклонение от бессмысленного протеста, неприязнь к роскоши, сочувственное отношение к «Камню веры» и отрицательная оценка церковного управления, а также особенности стиля изложения, в частности — характерные приемы полемики с выразителями идеи об оправдании одной верой без необходимости добрых дел — сведение к абсурду у Феофилакта Лопатинского и художественное преувеличение в рассказе Лескова.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Знаменский, П. В. (1870) Руководство к русской церковной истории. Казань: Университетская типография, 440 с.

Знаменский, П. В. (1875) Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II. Глава V. В кн.: А. Владимирский (ред.). Православный собеседник. Ч. I. Казань: Казанская духовная академия, с. 396–418.

Куницын, Б. М. (2006) Казанский адресат Н. С. Лескова. Русская литература, № 3, с. 168–184.

Лесков, Н. С. (2021) Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 14. М.: Книжный клуб Книговек, 624 с.

Покровский, Н. А. (1872) Феофилакт Лопатинский. Православное обозрение, № 12, с. 684–710.

С края света ответ г. Лескову на рассказ его: «На краю света» (1877) Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, № 11 (12 марта), с. 141–144.

ЛИТЕРАТУРА

Бедина, Н. Н. (2015) Русская литература и средневековая исихастская традиция (на примере повести Н. С. Лескова «На краю света»). Вестник славянских культур, № 1 (35), с. 74–82.

Евдокимова, О. В., Сухов, Н. Н. (2018) Икона vs зрелища: Тертуллиан и русская классическая литература («На краю света» Н. С. Лескова). Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института, № 25, с. 168–178.

Мельникова, С. В. (2013) К вопросу о прототипе главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света». Вопросы литературы, № 4, с. 451–462.

Самосюк, Г. Ф. (2012) Нет дела без риска: о деяниях проповедников христианства в творчестве Епифания Премудрого и Николая Лескова («Житие Стефана Пермского» и «На краю света»). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика, т. 12, № 4, с. 36–40.

Столярова, И. В. (2005) Молитва Кирилла Туровского в художественной системе рассказа Н. С. Лескова «На краю света». Проблемы исторической поэтики, № 7, с. 365–380.

SOURCES

Kunitsyn, B. M. (2006) Kazanskij adresat N. S. Leskova [Kazan addressee of N. S. Leskov]. Russkaya literatura, no. 3, pp. 168–184. (In Russian)

Leskov, N. S. (2021) Polnoe sobranie sochinenij: V 30 t. T. 14 [The complete works: In 30 vols. Vol. 14]. Moscow: Knizhnyj klub Knigovek Publ., 624 p. (In Russian)

Pokrovskij, N. A. (1872) Feofilakt Lopatinskij [Theophylact Lopatinsky]. Pravoslavnoe obozrenie, no. 12, pp. 684–710. (In Russian)

S kraya sveta otvet g. Leskovu na rasskaz ego: “Na krayu sveta” [From the edge of the world, answer to mr. Leskov’s story: “At the edge of the world”] (1877) Pribavleniya k Irkutskim eparkhial’nym vedomostyam, no. 11 (March 12), pp. 141–144. (In Russian)

Znamenskij, P. V. (1870) Rukovodstvo k russkoj tserkovnoj istorii [A guide to Russian church history]. Kazan: Universitetskaya tipografiya Publ., 440 p. (In Russian)

Znamenskij, P. V. (1875) Chteniya iz istorii russkoj tserkvi za vremya tsarstvovaniya Ekateriny II. Glava V [Reading from the history of the russian church during the reign of Catherine II. Chapter V]. In: A. Vladimirskij (ed.). Pravoslavnyj sobesednik [Orthodox interlocutor]. Pt. I. Kazan: Kazanskaya dukhovnaya akademiya Publ., pp. 396–418. (In Russian)

REFERENCES

Bedina, N. N. (2015) Russkaya literatura i srednevekovaya isikhastskaya traditsiya (na primere povesti N. S. Leskova “Na krayu sveta”) [Russian literature and the medieval Hesychast tradition (on the example of N. S. Leskov’s novella “At the Edge of the World”)]. Vestnik slavyanskikh kul’tur — Bulletin of Slavic Cultures, no. 1 (35), pp. 74–82. (In Russian)

Evdokimova, O. V., Sukhov, N. N. (2018) Ikona vs zrelishcha: Tertullian i russkaya klassicheskaya literatura (“Na krayu sveta” N. S. Leskova) [Icon vs spectacle: Tertullian and Russian classical literature (“At the Edge of the World” by N. S. Leskov)]. Svet Khristov prosveshchaet vsekh: Al’manakh Svyato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta — The Light of Christ enlightens all. Academic peer-reviewed journal of Saint Philaret’s Christian Orthodox Institute., no. 25, pp. 168–178. (In Russian)

Melnikova, S. V. (2013) K voprosu o prototipe glavnogo geroya rasskaza N. S. Leskova “Na krayu sveta” [To the question of the prototype of the main character of the story by N. S. Leskov “At the Edge of the World”]. Voprosy literatury, no. 4, pp. 451–462. (In Russian)

Samosyuk, G. F. (2012) Net dela bez riska: o deyaniyakh propovednikov khristianstva v tvorchestve Epifaniya Premudrogo i Nikolaya Leskova (“Zhitie Stefana Permskogo” i “Na krayu sveta”) [There is no business without risk: about the deeds of the preachers of Christianity in the works of Epiphanius the Wise and Nikolai Leskov (“The Life of Stefan Permsky” and “At the Edge of the World”).]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, vol. 12, no. 4, pp. 36–40. (In Russian)

Stolyarova, I. V. (2005) Molitva Kirilla Turovskogo v khudozhestvennoy sisteme rasskaza N. S. Leskova “Na krayu sveta” [Kirill Turovsky’s prayer in the artistic system of N. S. Leskov’s short story “At the Edge of the World”]. Problemy istoricheskoо poetiki — The problems of historical poetics, no. 7, pp. 365–381. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи