Жанровые особенности романа С. Гарднер «Червивая Луна»

Авторы

  • Евгения Васильевна Кашулина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0000-6311-4097

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-2-99-106

Ключевые слова:

жанр, роман, жанровая контаминация, антиутопия, Гарднер

Аннотация

В настоящее время жанр романа-антиутопии является одним из наиболее популярных и переживает значительные изменения. В статье представлен анализ романа С. Гарднер «Червивая Луна», который еще не становился предметом изучения в отечественном литературоведении. В статье выявляются черты жанровой неоднородности текста: элементы романа-антиутопии, подростковой антиутопии, конспирологического романа, романа взросления, а также элементы сатиры. Жанровые модификации определяют природу романа: жанровая контаминация присутствует на содержательном уровне текста. Описание сцен насилия характеризуется натуралистичностью и большим количеством деталей, что не является характерным признаком подростковой литературы и также свидетельствует о контаминации жанра. Кроме того, исследуются принципы пространственно-временной организации повествования и композиционный строй произведения, его образы и мотивы.

Рассмотрена система персонажей, которая трансформируется, интегрируя традиции подростковой и тоталитарной антиутопии. Главный герой продолжает традиции образа протагониста подростковой литературы, благодаря чему для текста характерна проблема взросления, воспитания. В результате данной интеграции «Червивая луна» представляет собой образец традиционной тоталитарной антиутопии, где главный герой — типичный протагонист подростковой литературы. Помимо этого, в статье рассмотрена проблема неточного перевода названия произведения, что приводит к потере отдельных компонентов смысла.

Отмечается многоплановая проблематика произведения: социальная, психологическая и политическая. Особое внимание уделено историческому аспекту, переосмыслению исторических фактов: полету человека на Луну и последующей конспирологической теории. Рассмотрение данного романа в контексте жанровой контаминации позволяет расширить понимание тенденций развития жанра антиутопии в XXI в.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Гарднер, С. (2015) Червивая Луна. M: Гаятри. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.rbook.club/book/18024678/ (дата обращения 25.03.2023).

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриева, О. А., Ванюшина, Н. А. (2021) Мифологема «теория заговора» в современном цивилизационном пространстве. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, № 4, с. 123–133. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-123-133

Дыдров, А. А. (2010) Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего. Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология, № 20 (201), с. 11–14.

Осьмухина, О. Ю., Махрова, Г. А. (2013) Специфика жанра романа альтернативной истории (на материале отечественной прозы 1990-х — 2000-х гг.). Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, т. 1, № 4, с. 50–58.

Слесарева, Д. О. (2013) Генезис конспирологического романа. Историческая и социально-образовательная мысль, № 6 (22), с. 192–196.

Шарифова, С. Ш. (2010) Понятие, механизмы и формы жанрового смешения в современной романистике. Актуальные инновационные исследования: наука и практика, № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15577170_19526193.pdf (дата обращения 18.03.2023).

Шарифова, С. Ш. (2013) Теоретические вопросы «чистоты» жанра романа. Вопросы филологии, № 2 (44), с. 89–98.

Award winning children’s author Sally Gardner comes out fighting with attack on Michael Gove. (2013) Hackney Citizen, 3 July [Online]. Available at: https://www.hackneycitizen.co.uk/2013/07/03/sally-gardner-maggot-moon-interview/ (accessed 12.03.2023).

Hughes, M. (2003) The struggle between utopia and dystopia in writing for children and young adults. In: C. Hintz, E. Ostry (eds.). Utopian and dystopian writing for children and young adults. New York: Routledge Publ., pp. 156–160.

Long, H. (2015) My Inspiration: Maggot Moon by Sally Gardner. The Guardian, September 23. Available at: https://www.theguardian.com/childrens-books-site/2015/sep/23/my-inspiration-maggot-moon-by-sally-gardner (accessed 02.02.2023).

Maggot Moon. (2023) Sally Gardner. Available at: https://www.sallygardner.net/maggot-moon/ (accessed 02.02.2023).

Mussgnug, F. (2018) Planetary figurations: Intensive genre in World Literature. Modern Languages Open, no. 1, article 22. http://doi.org/10.3828/mlo.v0i0.204

Totaro, R. C. N. (2003) Suffering in utopia: Testing the limits in young adult novels. In: C. Hintz, E. Ostry (eds.). Utopian and dystopian: Writing for children and young adults. New York: Routledge Publ., pp. 127–138.

SOURCES

Gardner, S. (2015) Chervivaya Luna [Maggot moon]. Moscow: Gayatri Publ. [Online]. Available at: https://rb.rbook.club/book/18024678/ (accessed 25.03.2023). (In Russian)

REFERENCES

Award winning children’s author Sally Gardner comes out fighting with attack on Michael Gove. (2013) Hackney Citizen, 3 July [Online]. Available at: https://www.hackneycitizen.co.uk/2013/07/03/sally-gardner-maggot-moon-interview/ (accessed 12.03.2023). (In English)

Dmitrieva, O. A., Vanyushina, N. A. (2021) Mifologema “teoriya zagovora” v sovremennom tsivilizatsionnom prostranstve [The mythologeme “conspiracy theory” in the modern civilization space]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki — Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, no. 4, pp. 123–133. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-123-133 (In Russian)

Dydrov, A. A. (2010) Utopiya i antiutopiya kak spetsificheskie formy otnosheniya k modusu budushchego [Utopia and dystopia as specific forms of attitude to the mode of the future]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Kul’turologiya — Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophy. Sociology. Cultural Studies, no. 20 (201), pp. 11–14. (In Russian)

Hughes, M. (2003) The struggle between utopia and dystopia in writing for children and young adults. In: C. Hintz, E. Ostry (eds.). Utopian and dystopian writing for children and young adults. New York: Routledge Publ., pp. 156–160. (In English)

Long, H. (2015) My Inspiration: Maggot Moon by Sally Gardner. The Guardian, September 23. Available at: https://www.theguardian.com/childrens-books-site/2015/sep/23/my-inspiration-maggot-moon-by-sally-gardner (accessed 02.02.2023). (In English)

Maggot Moon. (2023) Sally Gardner. Available at: https://www.sallygardner.net/maggot-moon/ (accessed 02.02.2023). (In English)

Mussgnug, F. (2018) Planetary figurations: Intensive genre in World Literature. Modern Languages Open, no. 1, article 22. http://doi.org/10.3828/mlo.v0i0.204 (In English)

Osmukhina, O. Yu., Makhrova, G. A. (2013) Spetsifika zhanra romana al’ternativnoj istorii (na materiale otechestvennoj prozy 1990-kh — 2000-kh gg.) [Specific genre of alternative history novel (on Russian prose material in 1990–2000s)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, vol. 1, no. 4, pp. 50–58. (In Russian)

Sharifova, S. Sh. (2010) Ponyatie, mekhanizmy i formy zhanrovogo smesheniya v sovremennoj romanistike [The concept, mechanisms and forms of genre mixing in contemporary novelism]. Aktual’nye innovatsionnye issledovaniya: nauka i praktika, no. 4. [Online]. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15577170_19526193.pdf (accessed 18.03.2023). (In Russian)

Sharifova, S. Sh. (2013) Teoreticheskie voprosy “chistoty” zhanra romana [Some theoretical aspects of “purity” of the genre of the novel]. Voprosy filologii — The Issues of Philology, no. 2 (44), pp. 89–98. (In Russian)

Slesareva, D. O. (2013) Genezis konspirologicheskogo romana [Genesis of a conspiracy novel]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’ — Historical and Social-Educational Idea, no. 6 (22), pp. 192–196. (In Russian)

Totaro, R. C. N. (2003) Suffering in utopia: Testing the limits in young adult novels. In: C. Hintz, E. Ostry (eds.). Utopian and dystopian: Writing for children and young adults. New York: Routledge Publ., pp. 127–138. (In English)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи