Взгляд киборга в кинематографе XXI века: на примере фильма Жюлии Дюкурно «Титан»

Авторы

  • Елизавета Вячеславовна Гриценок Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0003-7006-4878

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-1-75-80

Ключевые слова:

постгуманизм, идентичность, киборг, взгляд, женский взгляд, боди-хоррор

Аннотация

В статье рассматривается, как киборганическая идентичность представлена в кинематографе XXI века. Для анализа взят франко- бельгийский фильм «Титан» (2020) режиссера Жюлии Дюкурно. В качестве метода используется феномен «взгляда» (англ. „aze“, фр. „le regard“). В первом разделе статьи выделяются специфические характеристики концепта «киборг», описанного Донной Харауэй в эссе «Манифест киборгов», а также в феминистских и постгуманистских исследованиях. Киборг — гибрид человека и машины. Он является существом, соединяющим оппозиции природного и технического, мужского и женского. Сближение с другими через различие, а также ситуативность знания являются характеристиками идентичности киборга. Во втором разделе рассматриваются основания для использования теории взгляда, которая сегодня является одной из наиболее актуальных в исследованиях кино. Проводя параллель со стадией зеркала Лакана, исследователи кино устанавливают связь взгляда и идентификации смотрящих, создателей и персонажей в пространстве фильма. В частности, Лора Малви выдвигает положение о том, что классические голливудские фильмы сняты с позиции взгляда мужского субъекта и приходит к выводу о пассивной роли женских персонажей в качестве объектов мужского желания. В третьем разделе определяется специфика взгляда киборга на примере анализа боди-хоррора «Титан» (2020). Киборганическая телесность главной героини Алексии проявляется в андрогинности, сексуальном и генетическом соединениях с машиной. Обретение семьи («племени») главной героиней, ее нечеловеческая мораль и практики заботы в фильме являются теми характеристиками, в которых опознается ее киборганическая идентичность. Ужас, который в боди-хоррорах обусловлен запредельной трансформацией тела, в рассматриваемом фильме определяется тем, что он воспроизводит аппарат зрения субъекта-киборга.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Дюкурно, Ж. (2020) Титан. Кинопоиск: онлайн-кинотеатр. [Электронный ресурс]. URL: https://hd.kinopoisk.ru/film/4d14b202794d3ddc9098c0afe34f19f8 (дата обращения 28.06.2023)

ЛИТЕРАТУРА

Агамалова, Л. (2019) Дуалистическое в феминистских эпистемологиях: Д. Харауэй, К. Барад. nauka.me, № 2, статья 2. https://doi.org/10.18254/S241328880008051-0

Гапова, Е. И., Усманова, А. Р. (2000) [Комментарии к статье «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф»]. В кн.: Е. И. Гапова, А. Р. Усманова (сост.). Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, с. 280–283.

Герасименко, И. Е. (2017) «Мужской взгляд» и теория феминистского кино. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, № 4 (24), с. 42–51.

Лакан, Ж. (1998) Стадия зеркала, как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте. В кн.: В. Мазин (ред.). Кабинет: картины мира I. СПб.: Инапресс, с. 135–142.

Малви, Л. (2000) Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф. В кн.: Е. И. Гапова, А. Р. Усманова (ред.). Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, с. 280–296.

Харауэй, Д. (2005) Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. В кн.: Л. М. Бредихина, К. Дипуэлл (ред.). Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. М.: Росспэн, с. 322–377.

Харауэй, Д. (2016) Антропоцен, Капиталоцен, Плантациоцен, Ктулуцен: создание племени. Moscow Art Magazine, № 99. [Электронный ресурс]. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/39/article/771 (дата обращения 05.06.2023)

Харауэй, Д. (2022) Ситуативные знания: вопрос о науке в феминизме и преимущество частичной перспективы. Логос, т. 32, № 1 (146), с. 237–271. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2022-1-237-268

Чукуров, А. Ю. (2017) Бодимодификации и некоторые особенности их репрезентации в популярной культуре. Вестник психофизиологии, № 3, c. 33–39.

Allen, R. (2004) Psychoanalytic film theory. In: R. Stam, T. Miller (eds.). A companion to film theory. Oxford: Blackwell Publ., pp. 123–145. https://doi.org/10.1002/9780470998410.ch8

Fuery, P. (2000) The Gaze: Masochism, identification and phantasy in the spectator. In: P. Fuery New developments in film theory. London: Palgrave, pp. 6–23. https://doi.org/10.1007/978-0-333-98569-4_2

Sandoval, C. (2000) Methodology of the oppressed. Vol. 18. Theory out of bounds. Minneapolis: University of Minnesota Press, 264 p.

Scateni, R. (2020) How Portrait of a Lady on Fire celebrates the female gaze. British Film Institute. [Online]. Available at: https://www.bfi.org.uk/features/portrait-lady-fire-female-gaze (accessed 05.06.2023)

SOURCES

Ducournau, J. (2020) Titane. Kinopoisk: streaming service. [Online]. Available at: https://hd.kinopoisk.ru/film/4d14b202794d3ddc9098c0afe34f19f8 (accessed 28.06.2023). (In Russian)

REFERENCES

Agamalova, L. (2019) Dualisticheskoe v feministskikh epistemologiyakh: D. Kharauej, K. Barad [Dualism in feminist epistemologies: D. Haraway, C. Barad]. nauka.me, no. 2, article 2. https://doi.org/10.18254/S241328880008051-0 (In Russian)

Allen, R. (2004) Psychoanalytic film theory. In: R. Stam, T. Miller (eds.). A companion to film theory. Oxford: Blackwell Publ., pp. 123–145. https://doi.org/10.1002/9780470998410.ch8 (In English)

Chukurov, A. Yu. (2017) Bodimodifikatsii i nekotorye osobennosti ikh reprezentatsii v populyarnoj kul’ture. [Body modification and some peculiarities of their representation in popular culture]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no. 3, c. 33–39. (In Russian)

Fuery, P. (2000) The Gaze: Masochism, identification and phantasy in the spectator. In: P. Fuery New developments in film theory. London: Palgrave, pp. 6–23. https://doi.org/10.1007/978-0-333-98569-4_2 (In English)

Gapova, E. I., Usmanova, A. R. (2000) [Commentary to article “Visual pleasure and narrative cinema”]. In: E. I. Gapova, A. R. Usmanova (comps.). Antologiya gendernoj teorii [Gender theory anthology]. Minsk: Propilei Publ., pp. 280–283. (In Russian)

Gerasimenko, I. E. (2017) “Muzhskoj vzglyad” i teoriya feministskogo kino [“The male gaze” and the theory of feminist cinema]. Gumanitarnye Vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo, no. 4 (24), pp. 42–51. (In Russian)

Haraway, D. (2005) A manifesto for cyborgs: Science, technology, and socialist feminism in the 1980s. In: L. M. Bredikhina, K. Dipuell (eds.). Gendernaya teoriya i iskusstvo. Antologiya: 1970-2000 [Gender theory and art. Anthology: 1970–2000]. Moscow: Rosspen Publ., pp. 322–377. (In Russian)

Haraway, D. (2016) Anthropocene, Capitalocene, Plantationocene, Chthulucene: Making Kin. Moscow Art Magazine, no. 99. [Online]. Available at: https://moscowartmagazine.com/issue/39/article/771 (accessed 05.06.2023). (In Russian)

Haraway, D. (2022) Situated knowledges: The science question in feminism and the privilege of partial perspective. Logos, vol. 32, no. 1 (146), pp. 237–271. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2022-1-237-268 (In Russian)

Lacan, J. (1998) Le stade du miroir comme formateur de la fonction du Je. In: V. Mazin (ed.). Kabinet: kartiny mira I [Kabinet anthology: World views I]. Saint Petersburg: Inapress Publ., pp. 135–142. (In Russian)

Mulvey, L. (2000) Visual pleasure and narrative cinema. In: E. I. Gapova, A. R. Usmanova (eds.). Antologiya gendernoj teorii [Anthology of gender theory]. Minsk: Propilei Publ., pp. 280–296. (In Russian)

Sandoval, C. (2000) Methodology of the oppressed. Vol. 18. Theory out of bounds. Minneapolis: University of Minnesota Press, 264 p. (In English)

Scateni, R. (2020) How Portrait of a Lady on Fire celebrates the female gaze. British Film Institute. [Online]. Available at: https://www.bfi.org.uk/features/portrait-lady-fire-female-gaze (accessed 05.06.2023). (In English)

Загрузки

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи