Генезис кинематографа: от первобытности до начала XX века

Авторы

  • Ольга Александровна Янутш Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0003-2922-2320

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-55-65

Ключевые слова:

генезис, кинематограф, первобытное искусство, иконопись, суммирование зрительного впечатления, со-бытие

Аннотация

Если говорить о кинематографе не с технологической, а с онтологической точки зрения, то ни определить точное время его возникновения, ни указать конкретных создателей не получится. Данная статья направлена на выявление и анализ наиболее устойчивых свойств, внутренне определивших сущность кинематографа в процессе его генезиса как специфического феномена культуры. Были рассмотрены три основные составляющие. Во-первых, — практики членения движения на отдельные фазы и их последующая сборка. При этом подчеркивается, что наиболее значимым являлось не совершенствование технологий воспроизведения естественного движения, а художественное осмысление потенциала конструирования совершенно разных образов движения. Во-вторых, — процедуры чтения изображений, формировавшиеся на протяжении многих веков и базирующиеся на опыте суммирования зрительных впечатлений. В кинематографе в равной степени используется и представление готового результата суммирования, произведенного автором, и предоставление зрителю отдельных импульсов, суммировать которые предстоит ему самостоятельно. Наконец, — особый характер взаимодействия между экраном и зрителем, базирующийся на ценности ощущения реальности виртуального. Независимо от того, осуществляется ли просмотр коллективно (в кинозале), или индивидуально (на компьютере), на большом экране или на экране смартфона, ключевым моментом является со-бытие зрителя и фильма в условиях и контексте привычной реальности. В результате было показано, что своими корнями кинематограф уходит в глубокую древность, а как отдельный вид искусства оформляется лишь спустя примерно 10–15 лет после его технического изобретения братьями Люмьер.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Иванов-Вано, И. П. (1950) Рисованный фильм. М.: Госкиноиздат, 87 с.

От редакции. (1912) Вестник кинематографии, № 41, с. 1–2.

Садуль, Ж. (1958) Всеобщая история кино. Т. 1. М.: Искусство, 610 с.

Успенский, Б. А. (1995) Семиотика иконы. В кн.: Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», с. 221–294.

Эльзессер, Т., Хагенер, М. (2016) Теория кино. Глаз, эмоции тело. СПб.: Сеанс, 440 с.

Юткевич, С. (1958) Жорж Садуль и его всеобщая история кино. В кн.: Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Т. 1. М.: Искусство, с. 5–23.

Azéma, M., Rivère, F. (2013) L’animation dans l’art paléolithique: observations récentes. In: J. Clottes (ed.). L’art pléistocène dans le monde. Actes du Congrès IFRAO, Tarascon-sur-Ariège, septembre 2010. [S. l.]: Société Préhistorique Ariège-Pyrénées Publ., pp. 57–73. https://doi.org/10.4000/palethnologie.2078

Needham, A., Wisher, I., Langley, A. et al. (2022) Art by firelight? Using experimental and digital techniques to explore Magdalenian engraved plaquette use at Montastruc (France). PLoS ONE, vol. 17, no. 4, article e0266146. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0266146

REFERENCES

Azéma, M., Rivère, F. (2013) L’animation dans l’art paléolithique: observations récentes. In: J. Clottes (ed.). L’art pléistocène dans le monde. Actes du Congrès IFRAO, Tarascon-sur-Ariège, septembre 2010. [S. l.]: Société Préhistorique Ariège-Pyrénées Publ., pp. 57–73. https://doi.org/10.4000/palethnologie.2078 (In French)

Elsaesser, T., Hagener, M. (2016) Teoriya kino. Glaz, emotsii telo [Film theory. An introduction through the senses]. Saint Petersburg: Seans Publ., 440 p. (In Russian)

Ivanov-Vano, I. P. (1950) Risovannyj fil’m [Hand-drawn film]. Moscow: Goskinoizdat Publ., 87 p. (In Russian)

Needham, A., Wisher, I., Langley, A. et al. (2022) Art by firelight? Using experimental and digital techniques to explore Magdalenian engraved plaquette use at Montastruc (France). PLoS ONE, vol. 17, no. 4, article e0266146. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0266146 (In English)

Ot redaktsii [From editorial board]. (1912) Vestnik kinematografii, no. 41, pp. 1–2. (In Russian)

Sadoul, G. (1958) Vseobshchaya istoriya kino. T. 1 [General history of cinema. Vol. 1]. Moscow: Iskusstvo Publ., 610 p. (In Russian)

Uspenskij, B. A. (1995) Semiotika ikony [Semiotics of Icons]. In: Semiotika iskusstva [Semiotics of Art]. Moscow: Shkola “Yazyki russkoj kul’tury” Publ., pp. 221–294. (In Russian)

Yutkevich, S. (1958) Zhorzh Sadul’ i ego vseobshchaya istoriya kino [Georges Sadoul and his general history of cinema]. In: G. Sadoul. Vseobshchaya istoriya kino. T. 1 [General history of cinema. Vol. 1]. Moscow: Iskusstvo Publ., pp. 5–23. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.10.2023

Выпуск

Раздел

Тематические материалы