Детская поэзия в книжных магазинах Московского региона

Авторы

  • Жанна Владимировна Уманская Российский государственный гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-130-141

Ключевые слова:

детские книги, детская поэзия, детская иллюстрация, практики чтения, повседневные практики, разнообразие книжного ассортимента, книжный как «третье место», книжная розница, имплицитный покупатель

Аннотация

Книжный розничный магазин — сложный объект, который является пересечением разных социальных запросов, будучи одновременно включенным как в систему торгового обмена и массового потребления, так и в систему культурных отношений и ценностей. В статье представлены результаты полевого исследования книжных магазинов и книжных отделов розничной торговли Москвы и Подмосковья, в котором собрана информация о разнообразии наименований представленной детской поэзии, зафиксированы имена поэтов и художников, приведены сравнения стилей оформления изданий классической и современной детской поэзии. Интересовали вопросы возможных повседневных практик детского и взрослого чтения и знакомства с книжной продукцией; репрезентации исследуемым ассортиментом массовых предпочтений; влияния выбора издательств и магазинов в пользу каких-то конкретных решений в розничной торговле на сегментацию покупательской аудитории. Исследование показало, что при формальном наличии численного разнообразия книг определенной линейки в сетевой розничной торговле можно говорить о его мнимом характере. Доминирует ограниченный список авторов и большой процент скрытых переизданий (использования ограниченного набора макетов под разными обложками). Практическое отсутствие книг современных авторов не позволяет покупателю увидеть полную картину состояния детской поэзии и иллюстрации. Скудость ассортимента может привести к серьезным пролонгированным последствиям, например, формированию для определенной части общества устойчивых представлений о «правильной, хорошей» иллюстрации в детской книге и линейке значимых авторов, не отражающих актуального состояния сегмента детской литературы.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Григорьева, В. В. (ред.). (2022) Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 96 с.

Издательство Октопус. (2023) [Электронный ресурс]. URL: http://www.octo.ru/ (дата обращения 24.06.2023).

Лекманов, О. (2023) Путеводитель по детской поэзии ХХ века. Arzamas. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1210 (дата обращения 24.04.2023).

Мониторинг состояния московского книжного рынка. (2022) М.: Российский книжный союз. [Электронный ресурс]. URL: https://bookunion.ru/upload/files/monitoring-otchet-2022.pdf (дата обращения 24.04.2023).

Категория: Иллюстраторы. (2019) Всероссийская энциклопедия детской литературы «Продетлит». [Электронный ресурс]. URL: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0% D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B (дата обращения 24.04.2023).

Президент «Эксмо-АСТ» стал владельцем 56% сети «Читай город — Буквоед». (2020) New Retail, 30 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/prezident_eksmo_ast_stal_vladeltsem_56_seti_chitay_gorod_bukvoed3165/ (дата обращения 24.04.2023).

ЛИТЕРАТУРА

Грехова, И. П. (2012) Детское речевое развитие в деятельности стихосложения. Психология и педагогика дошкольного возраста, № 6, с. 144–157

Евсеенкова, Е. О. (2014) Модальность городской идентичности. Вестник Пермского научного центра УрО РАН, № 5, с. 80–86.

Кирчанов, М. В. (2021) В поисках книжного магазина в городе: Читатели-интеллектуалы и отмирание «Галактики Гутенберга». Galactica Media: Journal of Media Studies, т. 3, № 4, с. 51–67. https://doi.org/10.46539/gmd.v3i4.169

Колосова, Е. А. (2011) Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. М.: РГДБ, 117 с.

Лыкова, И. А., Боякова, Е. В., Стукалова, О. В., Гайсина, О. В. (2016) Особенности восприятия и понимания иллюстрированной книги детьми трех-пяти лет (результаты междисциплинарного исследования). Казанский педагогический журнал, № 6 (119), с. 116–121.

Маслинский, К. А., Маслинская, С. Г. (2022) В канон через тираж: O неравенстве доступа писателей к печати детских книг в советскую эпоху. Детские чтения, т. 22, № 2, с. 145–173. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-145-173

Ольденбург, Р. (2014) Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение, 456 с.

Романов, П. В. (2009) Книжные магазины в городском пространстве. В кн.: П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова (ред.). Визуальная антропология: Городские карты памяти. М.: Вариант, 2009, с. 235–258.

Юркова, М. В. (2021) Поэзия как способ раннего развития детей. Методика синтеза стихотворений и картинно- графических образов. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, № 4, с. 104–106. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.04.39

SOURCES

Grigoreva, V. V. (ed.). (2022) Knizhnyj rynok Rossii: Sostoyaniye, tendentsi i perspektivy razvitiya [Russian book market: Status, trends and development prospects]. Moscow: Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation Publ., 96 p. (In Russian)

Izdatel’stvo Octopus [Octopus Publishing House]. (2023) [Online]. Available at: http://www.octo.ru/ (accessed 24.04.2023). (In Russian)

Kategoriya: Illustratory [Category: Illustrators]. (2019) Vserossijskaya entsiklopediya detskoj literatury “Prodetlit” [All-Russian Encyclopedia of Children’s Literature “Prodetlit”]. [Online]. Available at: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B (accessed 24.04.2023). (In Russian)

Lekmanov, O. (2023) Putevoditel’ po detskoj poezii ХХ veka [A guide to 20th century children’s poetry]. Arzamas. [Online]. Available at: https://arzamas.academy/materials/1210 (accessed 24.04.2023). (In Russian)

Monitoring sostoyaniya moskovskogo knizhnogo rynka [Monitoring the state of the Moscow book market]. (2022) Moscow: Russian Book Union Publ. [Online]. Available at: https://bookunion.ru/upload/files/monitoring-otchet-2022.pdf (accessed 24.04.2023). (In Russian)

Prezident “Eksmo-AST” stal vladel’tsem 56% seti “Chitaj gorod — Bukvoed” [The President of Eksmo-AST became the owner of 56% of the Read the City — Bukvoed network]. (2020) New Retail, April 30. [Online]. Available at: https://new-retail.ru/novosti/retail/prezident_eksmo_ast_stal_vladeltsem_56_seti_chitay_gorod_bukvoed3165/ (accessed 24.04.2023). (In Russian)

REFERENCES

Evseenkova, E. O. (2014) Modal’nost’ gorodskoij identichnosti [The modality of urban identity]. Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra UrO RAN, no. 5, pp. 80–86. (In Russian)

Grekhova, I. P. (2012) Detskoe rechevoe razvitiye v deyatel’nosti stikhoslozheniya [Children’s speech development in process of versification activity]. Psikhologiya i pedagogika doshkol’nogo vozrasta, no. 6, pp. 144–157. (In Russian)

Kirchanov, M. V. (2021) V poiskakh knizhnogo magazina v gorode: Chitateli-intellektualy i otmiraniye “Galaktiki Gutenberga” [Looking for a Bookstore in Town: Intellectual Readers and the Death of “Gutenberg Galaxy”]. Galactica Media: Journal of Media Studies, vol. 3, no. 4, pp. 51–67. https://doi.org/10.46539/gmd.v3i4.169 (In Russian)

Kolosova, E. A. (2011) Praktiki detskogo chteniya: rezul’taty kompleksnogo issledovaniya [Children’s reading practices: Results of a comprehensive study]. Moscow: Russian State Children’s Library Publ., 117 p. (In Russian)

Lykova, I. A., Boyakova, E. V., Stukalova, O. V., Gaysina, O. V. (2016) Osobennosti vospriyatiya i ponimaniya illyustrirovannoj knigi det’mi trekh-pyati let (rezul’taty mezhdistsiplinarnogo issledovaniya) [The development of the semantic analysis by children of 3–5years in working with the illustrated book]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal — Kazan Pedagogical Journal, no. 6 (119), pр. 116–121. (In Russian)

Maslinsky, K. A., Maslinskaya, S. G. (2022) V kanon cherez tirazh: O neravenstve dostupa pisatelej k pechati detskikh knig v sovetskuyu epokhu [Into the canon through circulation: On the inequality of writers’ access to the printing of children’s books in the Soviet era]. Detskiye chteniya — Children’s Readings: Studies in children’s literature, vol. 22, no. 2, pp. 145–173. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-145-173 (In Russian)

Oldenburg, R. (1989). The Great Good Place: Cafes, coffee shops, bookstores, bars, hair salons and other hangouts at the heart of a community. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 338 p. (In Russian)

Romanov, P. V. (2009) Knizhnye magaziny v gorodskom prostranstve. [Book stores in city space] In: P. V. Romanov, E. R. Yarskaya-Smirnova (eds.). Vizual’naya antropologiya: Gorodskie karty pamyati. [Visual anthropology: Urban memory carts/mental maps]. Moscow: Variant Publ., pp. 235–258. (In Russian)

Iurkova, M. V. (2021) Poeziya kak sposob rannego razvitiya detej. Metodika sinteza stikhotvorenij i kartinno-graficheskikh obrazov [Poetry as a way of early childhood development. Methods of synthesis of poems and graphics]. Sovremennaya nauka: Aktual’nye problem teorii i praktiki, Seriya: Gumanitarnye nauki — Modern Science: Actual problems of theory and practice. Series: Humanities, no. 4, pp. 104–106. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи