Близость и даль в пространстве философского языка В. Беньямина и М. Хайдеггера

Авторы

  • Наталья Викторовна Груба Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-1-21-28

Ключевые слова:

аура, ауратичность, близость и даль, присутствие и отсутствие, fort/da, ближний, другой, пространственная метафора

Аннотация

В статье сопоставляются понятия близости (Nähe) и дали (Ferne) в работах В. Беньямина и М. Хайдеггера. Оба автора используют данную дихотомию для описания изменений, происходящих в ХХ веке в политике, искусстве и повседневности. Рассмотрение этих понятий в оригинальных текстах позволяет выявить их соотнесенность, не всегда очевидную при переводе на русский язык, и потенциал их использования в качестве философских категорий как в современном контексте, так и в отношении классических проблем континентальной философии. В частности, через призму дихотомии «близости — дали» рассматривается классическое определение произведения искусства как предъявление (присутствие) отсутствующего в «Лаокооне» Лессинга. Еще одной характерной аналогией становится представление игры fort/da (там / здесь) в тексте «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейда, а также тот расширенный контекст, который приобретает интерпретация этого сюжета у Ж. Деррида.

В общих чертах намечены возможные направления дальнейшей разработки данного подхода в рамках диалектики отношений между человеком и вещами, человеком и техникой и между людьми. Рассмотрен ряд современных статей, которые позволяют проследить связь антиномии близости и дали с такими сферами, как физика (спутанность времени и пространства), вычислительная аналитика больших данных (проблема уникального и массового), социальные процессы (техническое опосредование взаимодействия между людьми). Отдельное внимание уделено соотношению понятий «ближнего» и «другого» в работах Р. Жирара и Дж. Агамбена и возможности их интерпретации через категории близости и дали. В целом статья скорее очерчивает возможные перспективы обращения к антиномии «близости — дали» как философским категориям, а не только служебным метафорам, чем предлагает готовые интерпретации.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Агамбен, Дж. (2022) Куда мы пришли? Эпидемия как политика. М.: Ноократия, 144 с.

Беньямин, В. (2022) Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем, 144 с.

Витгенштейн, Л. (1994) Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 612 с.

Деррида Ж. (1999) О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 829 с.

Деррида, Ж. (2004) Насилие и метафизика. В кн.: Э. Левинас Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, с. 663–732.

Жирар, Р. (2015) Я вижу Сатану, падающего, как молния. М.: ББИ, 256 с.

Кант, И. (1994) Собрание сочинений: в 8 т. Т. 3: Критика чистого разума. М.: ЧОРО, 740 с.

Лессинг, Г. Э. (2021) Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. СПб.: Азбука, 320 с.

Фрейд, З. (2013) По ту сторону принципа удовольствия. М.: Фолио, 288 с.

Хайдеггер, М. (1993) Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 447 c.

Benjamin, W. (1991) Gesammelte Schriften. Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 1276 p.

Fenves, P. (2016) The problem of popularization in Benjamin, Schrödinger, and Heidegger circa 1935. The Germanic Review: Literature, Culture, Theory, vol. 91, no. 2, pp. 112–125. https://doi.org/10.1080/00168890.2016.1166861

Heidegger, M. (2000) Gesamtausgabe. Bd. 7. Frankfurt am Mein: Vittorio Klostermann Verlag, 298 p.

Lessing, G. E. (2004) Laokoon: Oder, Über die Grenzen der Malerei und Poesie. [Online]. Available at: https://www.gutenberg.org/ebooks/6889 (accessed 01.10.2023).

Long, C. P. (2001) Art’s fateful hour: Benjamin, Heidegger, art and politics. New German Critique, no. 83, pp. 89–115. [Online]. Available at: https://doi.org/10.2307/827790 (accessed 01.10.2023).

Manovich, L. (2017) Automating aesthetics: Artificial intelligence and image culture. [Online]. Available at: https://www.academia.edu/34471806 (accessed 01.10.2023).

REFERENCES

Agamben, G. (2022) Kuda my prishli? Epidemiya kak politika [Where are we now? The epidemic as politics]. Moscow: Nookratia Publ., 144 p. (In Russian)

Benjamin, A., Vardoulakis, D. (eds.). (2015) Sparks will fly: Benjamin and Heidegger. New York: Sunny Press, 306 p. (In English)

Benjamin, W. (1991) Gesammelte Schriften [Collected works]. Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 1276 p. (In German)

Benjamin, W. (2008) The work of art in the age of its technological reproducibility, and other writings on media. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 426 p. (In English)

Benjamin, W. (2022) Kratkaya istoriya fotografii [A short history of photography]. Moscow: Ad Marginem Publ., 144 p. (In Russian)

Derrida, J. (1999) O pochtovoj otkrytke ot Sokrata do Frejda i ne tol’ko [The post card: From Socrates to Freud and beyond]. Minsk: Sovremennyj literator Publ., 829 p. (In Russian)

Derrida, J. (2004) Nasilie i metafizika [Violence and metaphysics]. In: E. Levinas. Izbrannoe: Trudnaya svoboda [Selected works: Hard freedom]. Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 663–732. (In Russian)

Fenves, P. (2016) The problem of popularization in Benjamin, Schrödinger, and Heidegger circa 1935. The Germanic Review: Literature, Culture, Theory, vol. 91, no. 2, pp. 112–125. https://doi.org/10.1080/00168890.2016.1166861 (In English)

Freud, Z. (2013) Po tu storonu printsipa udovol’stviya [Beyond the pleasure principle]. Moscow: Folio Publ., 288 p. (In Russian)

Girard, R. (2015) Ya vizhu Satanu, padayushchego, kak molniya [I see Satan fall like lightning]. Moscow: St. Andrew’s Biblical Theological Institute Publ., 256 p. (In Russian)

Groys, B. (2021) Vvedenie v antifilosofiyu [Introduction to anti-philosophy]. Moscow: Ad Marginem Publ., 224 p. (In Russian)

Heidegger, M. (1993) Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Time and being: Articles and speeches]. Moscow: Respublica Publ., 447 p. (In Russian)

Heidegger, M. (2000) Gesamtausgabe [Complete works]. Bd. 7. Frankfurt am Mein: Vittorio Klostermann Verlag, 298 p. (In German)

Kant, I. (1994) Sobranie sochinenij: v 8 t. T. 3: Kritika chistogo razuma [Collected works: In 8 vols. Vol. 3: Critique of pure reason]. Moscow: CHORO Publ., 740 p. (In Russian)

Lacan, J. (2011) Seminary. Kniga 20. Eshche (1972–1973) [Seminars. Book 20. More (1972–1973)]. Moscow: Gnosis Publ.; Logos Publ., 176 p. (In Russian)

Lessing, G. E. (2004) Laokoon: Oder, Über die Grenzen der Malerei und Poesie [Laokoon: An essay on the limits of painting and poetry]. [Online]. Available at: https://www.gutenberg.org/ebooks/6889 (accessed 01.10.2023). (In German)

Lessing, G. E. (2021) Laokoon, ili O granitsakh zhivopisi i poesii [Laocoon: An essay on the limits of painting and poetry]. Saint Petersburg: Azbuka Publ., 320 p. (In Russian)

Long, C. P. (2001) Art’s fateful hour: Benjamin, Heidegger, art and politics. New German Critique, no. 83, pp. 89–115. [Online]. Available at: https://doi.org/10.2307/827790 (accessed 01.10.2023). (In English)

Manovich, L. (2017) Automating aesthetics: Artificial intelligence and image culture. [Online]. Available at: https://www.academia.edu/34471806 (accessed 01.10.2023). (In English)

Wittgenstein, L. (1994) Filosofskie raboty. Ch. I [Philosophical works. Pt. I]. Moscow: Gnosis Publ., 612 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи