Художественный язык ленинградского-петербургского гобелена как основа промышленного текстиля
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-105-116Ключевые слова:
гобелен, художественный текстиль, ленинградский стиль, ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, советская текстильная промышленностьАннотация
Анализ произведений петербургских художников текстиля в контексте изучения феномена советского декоративного искусства и «ленинградского стиля» является актуальной задачей современного искусствоведения. Настоящая статья посвящена рассмотрению стилевых признаков и художественных приемов «ленинградского стиля» в авторском гобелене, определившихся в творчестве художника Бориса Мигаля. Стилевые координаты, возникшие в период становления и развития «ленинградского стиля», репрезентировались через интерес к метафорически наполненным условным образам, лаконичному и точному пятну, тяготению к монументальному искусству, тектоничным композициям, тонким колористическим нюансам и частому обращению к рисующей линии и монохромной графике. Крайне важным для развития ленинградского и впоследствии петербургского гобелена является то, что Борис Мигаль был не только практикующим художником, но и педагогом. На примере работ Светланы Бусыгиной, Галины Бушуевой, Ирины Аловой и Анны Векслер, коллег, сокурсников и учеников Бориса Мигаля, автор выделяет несколько направлений развития петербургского искусства гобелена и характерные для них особенности художественно- пластического языка. Несмотря на разницу подходов и авторских манер в творческих поисках художников неизменно узнаваемой остается их принадлежность к «ленинградскому стилю» и школе художественного текстиля, сформировавшейся в Ленинградском высшем художественно- промышленном училище им. В. И. Мухиной. Анализ исторического развития и сохранения особенностей художественно-пластического языка авторского гобелена, выражающихся как на содержательном, так и на выразительном уровне, позволяет сделать вывод о эволюции художественного текстиля Ленинграда — Петербурга как стилевой системы, которая стала основой эталонных образцов текстильной художественной промышленности второй половины XX века.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бещева, Н. И. (2004) Гобелен в общественных интерьерах России 1970–1990-х годов (На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ). Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М., МГХПУ им. С. Т. Строганова, 440 с.
Бусыгина, С. А., Широковских, М. С. (2018) Опыт древнерусского лицевого шитья в творчестве художников Петербургской школы. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 3, с. 110–115. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-3.21
Векслер, А. К. (2018) Шпалера как вид монументального искусства. Традиции и инновации в Академии художеств. Научное мнение, № 2, с. 44–52.
Габриэль, Г. Н. (2007) Традиции европейской и русской художественных культур в Санкт-Петербургской шпалере XX-начала XXI века. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств, т. 176, с. 137–146.
Куракова, Н. В. (2013a) О Елагиноостровской выставке гобеленов Бориса Мигаля. Общество. Среда. Развитие, № 3 (28), с. 159–163.
Куракова, Н. В. (2013b) Роль и значение ЛВХПУ имени В. И. Мухиной в истории становления и развития ленинградского авторского гобелена. Общество. Среда. Развитие, № 1 (26), с. 155–160.
Степанова, Д. Г. (2020) «Ленинградский стиль» в декоративном и промышленном искусстве: Введение в проблему. Новое искусствознание, № 4, с. 44–51.
Степанова, Д. Г. (2022) Проблемы атрибуции произведений декоративного и промышленного искусства Ленинграда в музейных собраниях и частных коллекциях. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), № 1, с. 75–86. https://doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-75-86
Стриженова, Т. К. (1984) Созвучие времени (Борис Мигаль). Декоративное искусство СССР, № 7, с. 112–122.
Уваров, В. Н. (2000) Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса. Диссертация на соискание степени доктора искусствоведения. М., Российская академия художеств, 414 с.
Цветкова, Н. Н. (2002) Искусство текстиля: Ручное ткачество (Северо-Запад Восточной Европы XIX– XX вв.). Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 243 с.
Широковских, М. С. (2018) Ленинградские ситцы: От серийных образцов к арт-объектам. В кн.: Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 8. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 424–432. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-40
REFERENCES
Beshcheva, N. I. (2004) Gobelen v obshchestvennykh inter’erakh Rossii 1970–1990-kh godov: Na primere tvorchestva masterov Peterburgskoj i Moskovskoj shkol [Tapestry in public interiors in Russia 1970–1990: Based on the example of the creativity of masters of the St. Petersburg and Moscow schools]. PhD dissertation (Art critic). Moscow, Stroganov Russian University of Design and Applied Arts, 440 p. (In Russian)
Busygina, S. A., Shirokovskikh, M. S. (2018) Opyt drevnerusskogo litsevogo shit’ya v tvorchestve khudozhnikov Peterburgskoj shkoly [Old Russian pictorial embroidery tradition in creative work of representatives of Petersburg school of painting]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, no. 3, pp. 110–115. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-3.21 (In Russian)
Gabriel, G. N. (2007) Traditsii evropejskoj i russkoj khudozhestvennykh kul’tur v Sankt-Peterburgskoj shpalere XX-nachala XXI veka [Traditions of European and Russian artistic cultures in the St. Petersburg tapestry of the XX and early XXI centuries]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury i iskusstv, vol. 176, pp. 137–146. (In Russian)
Kurakova, N. V. (2013a) O Elaginoostrovskoj vystavke gobelenov Borisa Migalya. [About the Elaginoostrovskaya exhibition of tapestries by Boris Migal]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie — Society. Environment. Development, no. 3 (28), pp. 159–163. (In Russian)
Kurakova, N. V. (2013b) Rol’ i znachenie LVKhPU imeni V. I. Mukhinoj v istorii stanovleniya i razvitiya leningradskogo avtorskogo gobelena [The role and significance of Leningrad Higher Art Pedagogical University named after. V. I. Mukhina in the history of the formation and development of the Leningrad author’s tapestry]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie — Society. Environment. Development, no. 1 (26), pp. 155–160. (In Russian)
Shirokovskikh, M. S. (2018) Leningradskie sittsy: Ot serijnykh obraztsov k art-ob’ektam [Leningrad printed fabrics production: from serial samples to art objects]. In: Aktual’nye problem teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles]. Iss. 8. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 424–432. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-40 (In Russian)
Stepanova, D. G. (2020) “Leningradskij stil’ ” v dekorativnom i promyshlennom iskusstve: Vvedenie v problemu [“Leningrad style” in decorative and industrial art: Introduction to the topik]. Novoe iskusstvoznanie — New Art Studies, no. 4, pp. 44–51. (In Russian)
Stepanova, D. G. (2022) Problemy atributsii proizvedenij dekorativnogo i promyshlennogo iskusstva Leningrada v muzejnykh sobraniyakh i chastnykh kollektsiyakh [Problems of attribution of works of Leningrad decorative and industrial art in museum and private collections]. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul’tury iiskusstv) — Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts, no. 1, pp. 75–86. https://doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-75-86 (In Russian)
Strizhenova, T. K. (1984) Sozvuchie vremeni (Boris Migal’) [Consonance of time (Boris Migal)]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 7, pp. 112–122. (In Russian)
Tsvetkova, N. N. (2002) Iskusstvo tekstilya: Ruchnoe tkachestvo (Severo-Zapad Vostochnoj Evropy XIX–XX vv) [The art of textiles: Hand weaving (North-West Eastern Europe XIX–XX centuries)]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, 243 p. (In Russian)
Uvarov, V. N. (2000) Avtorskaya tapisseriya v kontekste mirovogo khudozhestvennogo protsessa [Author’s tapisserie in the context of the world artistic process]. PhD dissertation (Art critic). Moscow, The Russian Academy of Art, 414 p. (In Russian)
Veksler, A. K. (2018) Shpalera kak vid monumental’nogo iskusstva. Traditsii I innovatsii v Akademii khudozhestv [Tapestry as a form of monumental art. Traditions and innovations at Ilya Repin Saint Petersburg State Academic Institute of painting, sculpture and architecture]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 2, p. 44–52. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Дарья Геннадьевна Степанова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.