Онтология и нигилизм в культуре постмодерна: герменевтика Дж. Ваттимо

Авторы

  • Алексей Михайлович Сидоров Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-142-147

Ключевые слова:

онтология, нигилизм, постмодерн, бытие, Дж. Ваттимо, Ницше, Хайдеггер

Аннотация

Статья посвящена анализу темы нигилизма в постмодернистской философии на примере одного из ее главных представителей — итальянского философа Дж. Ваттимо. Начиная с Ф. Ницше термин «нигилизм» использовался различными теоретиками для описания интеллектуальной, духовной и культурной ситуации западной цивилизации эпохи модерна. Последние десятилетия ХХ века были отмечены переходом к новой культурной парадигме постмодерна. Но и в постмодернистских теориях тема нигилизма не исчезла, а вызвала к жизни новые стратегии осмысления и критики. Дж. Ваттимо связывает тему нигилизма с онтологической проблематикой «ослабления бытия» и с антифундаменталистским постметафизическим мышлением. Свои идеи он развивает в диалоге с Ницше и Хайдеггером, мыслившими об онтологии в эпоху заката традиционной метафизики и определявшими современную ситуацию как «нигилизм». Согласно Ваттимо, идеи этих философов открывают возможность осмыслить бытие не как прочное основание, а как игру интерпретаций в историческом горизонте европейской традиции. Ваттимо читает Ницше и Хайдеггера прежде всего как антифундаменталистских мыслителей, чьи попытки мыслить по ту сторону метафизики настолько повлияли на современное мышление, что без герменевтического диалога с их текстами невозможно понимание текущей ситуации. Самой яркой особенностью концепции Ваттимо является позитивная переоценка нигилизма. Утрата трансцендентного и метафизического бытия означает его обретение как интерпретации, что может быть истолковано как открытие нового пространства возможностей, где мысль и жизнь освобождаются от ностальгической тяги к твердой почве под ногами.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Берман, М. (2020) Все растворяется в воздухе. Опыт модерности. М.: Горизонталь, 488 с.

Бодрийяр, Ж. (2013) Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 204 с.

Ваттимо, Дж. (2002) Прозрачное общество. М.: Логос, 128 с.

Гадамер, Х.-Г. (1988) Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 704 с.

Ницше, Ф. В. (2016) Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: черновики и наброски из наследия Фридриха Ницше 1883–1888 годов. М.: Культурная революция, 822 с.

Хайдеггер, М. (1998) Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 302 с.

Jameson, F. (1994) The Seeds of Time. New York: Columbia University Press, 214 p.

Vattimo, G. (1984) Dialectics, difference and weak thought. Graduate Faculty Philosophy Journal, vol. 10, no. 1, pp. 151–164. https://doi.org/10.5840/gfpj198410112

Vattimo, G. (1986) Nietzsche and Heidegger. Stanford Italian Review, vol. 6, no. 1-2, pp. 19–29.

REFERENCES

Baudrillard, J. (2013) Simulyakry i simulyatsiya [Simulacres et Simulation]. Tula: Tul’skij poligrafist Publ., 204 p. (In Russian)

Berman, M. (2020) Vse rastvoryaetsya v vozdukhe. Opyt modernosti [All that is solid melts into air. The experience of modernity]. Moscow: Horizontal Publ., 488 p. (In Russian)

Gadamer, H-G. (1988). Istina i metod. Osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and Method. Fundamentals of philosophical hermeneutics]. Moscow: Progress Publ., 704 p. (In Russian)

Heidegger, M. (1998) Vvedenie v metafiziku [Introduction to Metaphysics]. Saint Petersburg: Saint Petersburg School of Religion and Philosophy Publ., 302 p.

Jameson, F. (1994) The Seeds of Time. New York: Columbia University Press, 214 p. (In Englisch)

Nietzsche, F. V. (2016) Volya k vlasti: opyt pereotsenki vsekh tsennostej: chernoviki i nabroski iz naslediya Fridrikha Nitsshe 1883–1888 godov [The Will to power: the experience of revaluation of all values: Drafts and sketches from the legacy of Friedrich Nietzsche 1883–1888]. Moscow: Kul’turnaya revolyutsiya Publ., 822 p. (In Russian)

Vattimo, G. (1984) Dialectics, difference and weak thought. Graduate Faculty Philosophy Journal, vol. 10, no. 1, pp. 151–164. https://doi.org/10.5840/gfpj198410112 (In English)

Vattimo, G. (1986) Nietzsche and Heidegger. Stanford Italian Review, vol. 6, no. 1-2, pp. 19–29. (In English)

Vattimo, G. (2002) Prozrachnoe obshchestvo [Transparent society]. Moscow: Logos Publ., 128 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи