Этнический фактор в культурно-цивилизационном бытии России и глобального мира
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-4-293-301Ключевые слова:
культура, цивилизация, этнический фактор, этническая процессность, диалог культур, цивилизационный синтезАннотация
Работа является попыткой актуализировать методологические проблемы культурологии, связанные с отражением и интерпретацией роли и места этнического фактора в российских культурно-цивилизационных процессах и в диалогических отношениях культур на глобальной культурной арене мира. Анализируются формы существования и механизмы действия этнического фактора в глобальном культурном пространстве — за пределами исторической территории обитания этноса, ареалов компактного проживания этнических диаспор. При этом основное внимание уделено диффузной (т. е. нелокализованной, слабо локализованной) форме существования этнического фактора на культурной арене, механизмам и последствиям ее действия. Автор связывает сдвиг (смещение) модуса бытия и развития культуры с модели «сходства и общности культур» к модели «различий и инаковости культур» с ростом масштабов и активности действия этнического фактора. Анализируются также различия в формах и механизмах диалога культур на глобальной культурной арене и в российском культурно-цивилизационном пространстве. Подчеркивается, что на мировой арене доминирует преимущественно обмен культур паттернами и маркерами «этнического колорита», в то время как российские культуры демонстрируют слабую восприимчивость к подобным «колоритам», характерным маркерам «иной культуры», непроницаемость для них. На фоне этих фактов автор заключает, что диалог российских культур не вписывается расхожую в культурологии идею — понимать и трактовать диалог культур как взаимообмен культур паттернами, маркерами, смыслами, формами, активные взаимные отражения культур в текстах. Утверждается, что в отношениях российских культур доминируют не обмены колоритами, паттернами, маркерами, культурными формами и текстами, а некий сложный ментальный процесс — селекция общих, разделяемых и поддерживаемых всеми этносами России ценностей, смыслов, ментальных миров, стратегий поведения. Таким образом, диалог российских культур трактуется как сложный процесс «взаимной ментальной притирки» этносов, формирование ментальных основ их со-бытия, сосуществования и содружества. Утверждается, что и феномены российского цивилизационного синтеза не вписываются в ныне существующие представления о формах и механизмах становления цивилизации и ставят перед культурологией целый спектр вопросов, требующих ответа и практических решений.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Балова, И. М., Кремшокалова, М. Ч. (2011) Паремии как форма синтеза смысловых миров русской и кавказских культур. Философские науки, прил. 1, с. 108–124.
Барков, Ф. А., Тхагапсоев, Х. Г., Черноус, В. В. (2009) Этносы в глобализирующемся мире. Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета, 204 с.
Библер, В. С. (1990) От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 413 с.
Бромлей, Ю. В. (1987) Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 334 с.
Бубер, М. (1995) Два образа веры. М.: Республика, 464 с.
Гумилев, Л. Н. (1990) География этноса в исторический период. Л.: Наука, 279 с.
Костина, А. В. (2016) Цивилизационная идентичность России: вызовы и ответы. Знание. Понимание. Умение, № 2, с. 138–152. http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.12
Лубский, А. В. (2015) Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России. Гуманитарий Юга России, № 2, с. 30–45.
Ортега-и-Гассет, Х. (2016) Восстание масс. М.: АСТ, 256 с.
Тайсаев, Д. М., Шевлоков, В. А. (2011) Социальная синергетика — проблема идентичности. Философские науки, suppl. 1, с. 140–144.
Тлостанова, М. В. (2010) Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности. Вопросы социальной теории, № 4, с. 191–217.
Тхагапсоев, Х. Г. (2008) Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития. СПб.: Астерион, 224 с.
REFERENCES
Balova, I. M., Kremshokalova, M. Ch. (2011) Paremii kak forma sinteza smyslovykh mirov russkoj i kavkazskikh kul’tur [Paroemias as a form of a synthesis of the semantic worlds of Russian and Caucasian cultures]. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, suppl. 1, pp. 108–124. (In Russian)
Barkov, F. A., Tkhagapsoev, Kh. G., Chernous, V. V. (2009) Etnosy v globaliziruyushchemsya mire [Ethnic groups in the globalizing world]. Rostov-on-Don: North Caucasus Scientific Center of Higher Education of the Southern Federal University Publ., 204 p. (In Russian)
Bibler, V. S. (1990) Ot naukoucheniya — k logike kul’tury. Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat’ pervyj vek [From science doctrine to the logic of culture. Two philosophical introductions to the twenty-first century]. Moscow: Politizdat Publ., 413 p. (In Russian)
Bromley, Yu. V. (1987) Etnosotsial’nye protsessy: teoriya, istoriya, sovremennost’ [Ethnosocial processes: Theory, history, modernity]. Moscow: Nauka Publ., 334 р. (In Russian)
Buber, M. (1995) Dva obraza very [Two images of faith]. Moscow: Respublika Publ., 464 p. (In Russian)
Gumilev, L. N. (1990) Geografiya etnosa v istoricheskij period [Geography of the ethnos in the historical period]. Leningrad: Nauka Publ., 279 р. (In Russian)
Kostina, A. V. (2016) Tsivilizatsionnaya identichnost’ Rossii: vyzovy i otvety [Russia’s civilizational identity: Challenges and responses]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 2, pp. 138–152. http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.12 (In Russian)
Lubsky, A. V. (2015) Gosudarstvo-tsivilizatsiya i natsional’no-tsivilizatsionnaya identichnost’ v Rossii [State-civilization and national civilizational identity in Russia]. Gumanitarij Yuga Rossii — Humanities of the South of Russia, no. 2, pp. 30–45. (In Russian)
Ortega y Gasset, J. (2016) Vosstanie mass [The revolt of the masses]. Moscow: AST Publ., 256 p. (In Russian)
Taysaev, D. M., Shevlokov, V. A. (2011) Sotsial’naya sinergetika — problema identichnosti [Social synergetics — the problem of identity]. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, suppl. 1, pp. 140–144. (In Russian)
Tkhagapsoev, Kh. G. (2008) Kavkazskaya kul’tura: osobennosti genezisa i tendentsii razvitiya [Caucasian culture: Features of genesis and development trends]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 224 p. (In Russian)
Tlostanova, M. V. (2010) Chelovek v sovremennom mire: problemy mnozhestvennoj identichnosti [Man in the modern world: Problems of multiple identities]. Voprosy sotsial’noj teorii — Scientific Almanac Questions of the Social Theory, no. 4, pp. 191–217. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Хажисмель Гисович Тхагапсоев

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.