Стиль неогрек как способ сакрализации национального прошлого на примере «храма Вальхаллы»

Авторы

  • Юлия Владимировна Лобанова Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2511-1463
  • Иван Валерьевич Фадеев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-3-257-264

Ключевые слова:

неогрек, «храм Вальхаллы», культура XIX столетия, романтические тенденции, эклектика, культурное наследие

Аннотация

В искусствоведении распространено представление, согласно которому в XIX веке под влиянием процессов «персонализации» произошло разрушение такого феномена, как стиль. Однако стиль не остался в прошлом. Он продолжает сохранять значение инструмента, с помощью которого культура выражает стремление к обобщению, к выражению масштабных тенденций, в том числе принимающих характер поиска национальной идеи. Одним из стилей, возникших в Новое время, когда происходило формирование национальных государств, стал неогрек. В отличие от стиля ампир, олицетворявшего идею государства — империи с милитаристским духом, стиль неогрек напоминал о Древней Греции как «колыбели» европейской культуры, которая воспринималась сосредоточием не только военно-политической, но и научной, философской, художественной активности. В статье анализируется выдающийся памятник архитектуры стиля неогрек — «храм Вальгаллы», возведенный в окрестностях Регенсбурга архитектором Лео фон Кленце и прославляющий деятелей, внесших большой вклад в развитие германской государственности и культуры. Среди них — представители не только немецкого этноса, что подчеркивает именно национальный характер пантеона. В поисках оснований для национального объединения европейские народы Нового времени часто обращались к прошлому, которое трактовалось в возвышенном ключе, идеализировалось и даже сакрализировалось. При этом предметом поклонения могли становиться феномены как религиозного, так и светского характера. «Храм Вальхаллы» — яркий пример сакрализации государственной идеи, представленной в ее древнегреческой, то есть разносторонней, универсальной, культуроцентричной, сбалансированной версии.

Содержание и формы стиля неогрек могут быть востребованы и в наше время там, где особую актуальность приобретают задачи национальной консолидации. Это касается и современной России.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Ферстер-Ницше, Э., Гаст, П. (ред.). (2016) Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (черновики и наброски из наследия Фридриха Ницше 1883–1888 годов). М.: Культурная революция, 824 с.

СЛОВАРИ

Комлев, Н. Г. (2006) Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 669 с.

ЛИТЕРАТУРА

Каган, М. С. (2003) Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV–XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (ХIХ–ХХ вв.); проблема «Запад — Россия — Восток — Юг»; синергетический взгляд на перспективы развития мировой культуры в XXI в. СПб.: Петрополис, 320 c.

Колпинский, Ю. Д., Яворская, Н. В. (ред.). (1964) Всеобщая история искусств: в 6 т. Т. 5. Искусство 19 века. М.: Искусство, 872 с.

Ремеле, Т. В. Кишкинова, Е. М. (2017) Неогрек — стиль музеев. Universum: филология и искусствоведение, № 12 (46). [Электронный ресурс]. URL: https://7universum.com/pdf/philology/12(46)/Kiskinova.pdf (дата обращения 01.08.2024).

Хантингтон, С. Ф. (2003) Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 603 с.

Швидковский, Д. О. (2020) История архитектуры стран Европы XIX столетия. М.: Архитектура-С, 384 с.

Von Buttlar, A. (1992) Glyptothek, Pinakothek, Neue Eremitage — Klenzes immanenter Historismus. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, no. 88, pp. 39–52. https://doi.org/10.11588/artdok.00007749

Von Buttlar, A. (2007) “Germanische Tektonik”? Leo von Klenzes patriotische Interpretation des Klassizismus. In: A. Dorgerloh, M. Niedermeier, H. Bredekamp (eds.). Klassizismus — Gotik: Karl Friedrich Schinkel und die patriotische Baukunst. München; Berlin: Deutscher Kunstverlag Publ., pp. 279–293. https://doi.org/10.11588/artdok.00007888

Von Buttlar, A. (2014) Leo von Klenze. Leben, Werk, Vision. 2nd ed. München: C. H. Beck Publ., 512 p.

SOURCES

Förster-Nietzsche, E., Gast, P. (eds.). (2016) Volya k vlasti. Opyt pereotsenki vsekh tsennostej (chernoviki i nabroski iz naslediya Fridrikha Nitsshe 1883–1888) [The will to power. An attempt at revaluation of all values (drafts and outlines from the legacy of Friedrich Nietzsche in 1883–1888)]. Moscow: Kul’turnaya revolyutsiya Publ., 824 p. (In Russian)

DICTIONARIES

Komlev, N. G. (2006) Slovar’ inostrannykh slov. [Dictionary of foreign words]. Moscow: Eksmo Publ., 669 p. (In Russian)

REFERENCES

Huntington, S. P. (2003) Stolknovenie tsivilizatsij [The clash of civilizations]. Moscow: AST Publ., 603 p. (In Russian)

Kagan, M. S. (2003) Vvedenie v istoriyu mirovoj kul’tury. Kniga vtoraya. Stanovlenie, razvitie i sovremennoe sostoyanie personalistskogo tipa kul’tury: zakonomernosti perekhodnogo etapa v Evrope (XV–XVIII vv.); samoopredelenie novogo tipa kul’tury (XIX–XX vv.); problema “Zapad — Rossiya — Vostok — Yug”; sinergeticheskij vzglyad na perspektivy razvitiya mirovoj kul’tury v XXI v. [Introduction to the history of world culture. Book Two. Formation, development and current state of the personalistic type of culture: Patterns of the transitional stage in Europe (XV–XVIII centuries); self-determination of a new type of culture (XIX–XX centuries); the problem of “West — Russia — East — South”; a synergetic view of the prospects for the development of world culture in the XXI century]. Saint Petersburg: Petropolis Publ., 320 p. (In Russian)

Kolpinskij, Yu. D., Yavorskaya, N. V. (eds.). (1963) Vseobshchaya istoriya iskusstv: v 6 t. T. 5. Iskusstvo 19 veka [General history of art: In 6 vols. Vol. 5. Art of the 19th century]. Moscow: Iskusstvo Publ., 872 p. (In Russian)

Remele, T. V., Kishkinova, E. M. (2017) Neogrek — stil’ muzeev [Neogreek — style of museums]. Universum: filologiya i iskusstvovedenie, no. 12 (46). [Online]. Available at: https://7universum.com/pdf/philology/12(46)/Kiskinova.pdf (accessed 01.08.2024). (In Russian)

Shvidkovskij, D. O. (2020) Istoriya arkhitektury stran Evropy XIX stoletiya [History of architecture in Europe in the XIX century]. Moscow: Arkhitektura-S Publ., 384 p. (In Russian)

Von Buttlar, A. (1992) Glyptothek, Pinakothek, Neue Eremitage — Klenzes immanenter Historismus [Glyptothek, Pinakothek, New Hermitage — Klenze’s immanent historicism]. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, no. 88, pp. 39–52. https://doi.org/10.11588/artdok.00007749 (In German)

Von Buttlar, A. (2007) “Germanische Tektonik”? Leo von Klenzes patriotische Interpretation des Klassizismus [“Germanic tectonics”? Leo von Klenze’s patriotic interpretation of classicism]. In: A. Dorgerloh, M. Niedermeier, H. Bredekamp (eds.). Klassizismus — Gotik: Karl Friedrich Schinkel und die patriotische Baukunst [Classicism — Gothic: Karl Friedrich Schinkel and patriotic architecture]. München; Berlin: Deutscher Kunstverlag Publ., pp. 279–293. https://doi.org/10.11588/artdok.00007888 (In German)

Von Buttlar, A. (2014) Leo von Klenze. Leben, Werk, Vision [Leo von Klenze. Life, Work, Vision]. 2nd ed. München: C. H. Beck Publ., 512 p. (In German)

Опубликован

30.10.2024

Выпуск

Раздел

Статьи