Рынок культурных медиа в России: тенденции и структура
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-90-97Ключевые слова:
культурная критика, культурная журналистика, культурные медиа, культурный капитал, маркетизация, культурная политикаАннотация
Культурная критика и культурная журналистика были и остаются одной из распространенных возможностей прикладного применения культурологических знаний и умений. В то же время эта разновидность интеллектуального труда сегодня явно подвергается прекаризации. Маркетизация культуры, отток инвестиций и уход рекламодателей из печатной прессы влекут за собой закрытие отделов культуры и целых изданий. Сближение с культурными индустриями приводит к тому, что критика все чаще вытесняется если не маркетингом и продвижением культурной продукции, то информационными жанрами журналистики. На смену авторам, специализирующимся на оценке продукции отдельных сегментов поля культурного производства (например, в области театра, литературы, современного искусства), приходят специалисты «широкого профиля», часто с журналистским образованием в анамнезе. Различные виды искусств в разделе «Культура» уступают место широкому спектру тем, которые можно обобщить термином lifestyle. В свою очередь, обусловленное появлением социальных медиа, видеохостингов и стриминговых платформ «нашествие любителей» бросает вызов профессиональным авторам, ставя под сомнение статус критиков и журналистов. Названные тенденции, в разной степени выраженные в странах мира, характерны и для медийного рынка России. В то же время появление в этих условиях в русскоязычном сегменте интернета новых медиапроектов, посвященных культуре, может, на первый взгляд, внушать оптимизм. Однако вытеснение культурной критики и журналистики на отдельные специализированные площадки часто сопровождается сокращением числа читателей/зрителей/слушателей. Аудитория этих проектов дробится, а сами новые издания часто опираются на труд фрилансеров либо вовсе используют неоплачиваемый труд. В статье подробно рассматриваются такие процессы, разворачивающиеся в поле культурной журналистики России, как популяризация, коммерциализация, журналистификация и геттоизация культурной прессы. Кроме того, в ней описываются некоторые особенности структуры отечественного рынка культурной журналистики, а также предлагается и концептуализируется альтернативный термин — «культурные медиа».
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Что такое «Афиша Daily». Афиша Daily. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/about/ (дата обращения 31.10.2019).
Школа культурной журналистики. Описание проекта. Фонд Михаила Прохорова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/contest/102/ (дата обращения 30.10.2019).
Colta.ru нужна ваша помощь. О чем мы вас просим и почему. (2019) Colta.ru, 20 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/specials/22877-kolte-nuzhna-vasha-pomosch (дата обращения 30.11.2019).
ЛИТЕРАТУРА
Бедерова, Ю. (2016) Искусство сложности капитулирует перед государством простоты. Контрапункт, № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/bederova_countepoint4.pdf (дата обращения 31.10.2019).
Бикбов, А. (2011a) Культурная политика неолиберализма. Художественный журнал, № 83. [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/14/article/187 (дата обращения 30.10.2019).
Бикбов, А. (2011b) По ту сторону «культурной политики неолиберализма». Художественный журнал, № 84. [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/13/article/178 (дата обращения 30.10.2019).
Вокуев, Н. Е. (2017) Культура как «интеллектуальный отбеливатель» и излишек: об особенностях культурной журналистики в постсоветской России. Человек. Культура. Образование, № 2 (24), c. 6–20.
Носова, Н. (2016) Главред «Colta.ru» Мария Степанова — о значении культуры, независимых медиа и екатеринбургском «Острове 90-х». Znak.com, 22 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak. com/2016-04-22/glavred_colta_ru_mariya_stepanova_o_znachenii_kultury_nezavisimyh_media_i_ ekaterinburgskom_ostrove_90_h (дата обращения 31.10.2019).
Петров, Е. (2015) «Чувак, твою полосу мы закроем все равно, вопрос времени». Colta.ru, 2 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/media/6160 (дата обращения 30.10.2019).
Рассказова, Т. (1995) Александр Тимофеевский: у интеллигенции снова появилась героическая задача. Сегодня, 3 ноября, с. 10.
Ростова, Н. (2013) Максим Ковальский: «Максим, как же так? Мы так в вас верили!». Деньги, 11 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://republic.ru/russia/kovalskiy-1016926.xhtml (дата обращения 31.10.2019).
Хабермас, Ю. (2016) Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества: с предисловием к переизданию 1990 года. М.: Весь мир, 344 с.
Bourdieu, P. (1979) La distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Les Éditions de Minuit, 670 p.
Gottlieb, J. (2017) Curtains fall on arts critics at newspapers. Columbia Journalism Review, 6 January. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cjr.org/the_feature/arts_music_critics.php?CJR (дата обращения 30.10.2019).
Hellman, H., Jaakkola, M. (2012) From aesthetes to reporters: The paradigm shift in arts journalism in Finland. Journalism, vol. 13, no. 6, pp. 783–801.
Holden, J. (2006) Cultural value and the crisis of legitimacy: Why culture needs a democratic mandate. London: Demos, 67 p.
Jaakkola, M. (2015) Witnesses of a cultural crisis: Representations of media-related metaprocesses as professional metacriticism of arts and cultural journalism. International Journal of Cultural Studies, vol. 18, no. 5, pp. 537–554.
Kristensen, N. N., From, U. (2015) Cultural journalism and cultural critique in a changing media landscape. Journalism Practice, vol. 9, no. 6, pp. 760–772. DOI: 10.1080/17512786.2015.1051357
Purhonen, S. O., Heikkilä, R. L. S., Karademir Hazir, I. et al. (2018) Enter culture, exit arts? The transformation of cultural hierarchies in European newspaper culture sections, 1960–2010. London: Routledge, 274 p.
Ross, A. (2017) The fate of the critic in the clickbait age. The New Yorker, 13 March. [Online]. Available at: http://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/the-fate-of-the-critic-in-the-clickbait-age (accessed 30.10.2019).
SOURCES
Chto takoe “Afisha Daily” [What is “Billboard Daily”]. Afisha Daily. [Online]. Available at: https://daily.afisha.ru/ about/ (accessed 31.10.2019). (In Russian)
Colta.ru nuzhna vasha pomoshch. O chem my vas prosim i pochemu [Colta.ru needs your help. What we ask you to do and why]. (2019) Colta.ru, 20 November. [Online]. Available at: https://www.colta.ru/articles/specials/22877- kolte-nuzhna-vasha-pomosch (accessed 30.11.2019). (In Russian)
Shkola kul’turnoj zhurnalistiki. Opisanie proekta [School of cultural journalism. Project description]. Fond Mikhaila Prokhorova [The Mikhail Prokhorov Foundation]. [Online]. Available at: http://www.prokhorovfund.ru/projects/ contest/102/ (accessed 30.10.2019). (In Russian)
REFERENCES
Bederova, Yu. (2016) Iskusstvo slozhnosti kapituliruet pered gosudarstvom prostoty [The art of complexity capitulates to a state of simplicity]. Kontrapunkt, no. 4. [Online]. Available at: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/ files/bederova_countepoint4.pdf (accessed 31.10.2019). (In Russian)
Bikbov, A. (2011a) Kul’turnaya politika neoliberalizma [The cultural policy of neoliberalism]. Khudozhestvennyj zhurnal — Moscow Art Magazine, no. 83. [Online]. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/14/ article/187 (accessed 30.10.2019). (In Russian)
Bikbov, A. (2011b) Po tu storonu “kul’turnoj politiki neoliberalizma” [Beyond the cultural policy of neoliberalism]. Khudozhestvennyj zhurnal — Moscow Art Magazine, no. 84. [Online]. Available at: http://moscowartmagazine. com/issue/13/article/178 (accessed 30.10.2019). (In Russian)
Bourdieu, P. (1979) La distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Les Éditions de Minuit, 670 p. (In French)
Gottlieb, J. (2017) Curtains fall on arts critics at newspapers. Columbia Journalism Review, 6 January. [Online]. Available at: https://www.cjr.org/the_feature/arts_music_critics.php?CJR (accessed 30.10.2019). (In English)
Habermas, J. (2016) The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society: With the 1990 Preface. Мoscow: Ves’ mir Publ., 344 p. (In Russian)
Hellman, H., Jaakkola, M. (2012) From aesthetes to reporters: The paradigm shift in arts journalism in Finland. Journalism, vol. 13, no. 6, pp. 783–801. (In English)
Holden, J. (2006) Cultural value and the crisis of legitimacy: Why culture needs a democratic mandate. London: Demos, 67 p. (In English)
Jaakkola, M. (2015) Witnesses of a cultural crisis: Representations of media-related metaprocesses as professional metacriticism of arts and cultural journalism. International Journal of Cultural Studies, vol. 18, no. 5, pp. 537–554. (In English)
Kristensen, N. N., From, U. (2015) Cultural journalism and cultural critique in a changing media landscape. Journalism Practice, vol. 9, no. 6, pp. 760–772. DOI: 10.1080/17512786.2015.1051357 (In English)
Nosova, N. (2016) Glavred “Colta.ru” Mariya Stepanova — o znachenii kul’tury, nezavisimykh media i ekaterinburgskom “Ostrove 90-kh” [“Colta.ru” editor-in-chief Maria Stepanova on the importance of culture, independent media and Yekaterinburg’s “Island of the 90s”]. Znak.com, 22 April. [Online]. Available at: https://www.znak.com/2016- 04-22/glavred_colta_ru_mariya_stepanova_o_znachenii_kultury_nezavisimyh_media_i_ekaterinburgskom_ ostrove_90_h (accessed 31.10.2019). (In Russian)
Petrov, E. (2015) “Chuvak, tvoyu polosu my zakroem vse ravno, vopros vremeni” [“Dude, we’ll close your column anyway, a matter of time”]. Colta.ru, 2 February. [Online]. Available at: http://www.colta.ru/articles/media/6160 (accessed 30.10.2019). (In Russian)
Purhonen, S. O., Heikkilä, R. L. S., Karademir Hazir, I. et al. (2018) Enter culture, exit arts? The transformation of cultural hierarchies in European newspaper culture sections, 1960–2010. London: Routledge, 274 p. (In English)
Rasskazova, T. (1995) Aleksandr Timofeevskij: u intelligentsii snova poyavilas’ geroicheskaya zadacha [Alexander Timofeevsky: The intelligentsia again had a heroic task]. Segodnya, 3 November, p. 10. (In Russian)
Ross, A. (2017) The fate of the critic in the clickbait age. The New Yorker, 13 March. [Online]. Available at: http:// www.newyorker.com/culture/cultural-comment/the-fate-of-the-critic-in-the-clickbait-age (accessed 30.10.2019). (In English)
Rostova, N. (2013) Maksim Koval’skij: “Maksim, kak zhe tak? My tak v vas verili!” [Maxim Kovalsky: “Maxim, how so? We had so much faith in you!”]. Den’gi, 11 November. [Online]. Available at: https://republic.ru/russia/ kovalskiy-1016926.xhtml (accessed 31.10.2019). (In Russian)
Vokuev, N. E. (2017) Kul’tura kak “intellektual’nyj otbelivatel’” i izlishek: ob osobennostyakh kul’turnoy zhurnalistiki v postsovetskoy Rossii [Culture as “Intellectual Whitener” and surplus: The features of cultural journalism in post-soviet Russia]. Chelovek. Kultura. Obrazovaniye — Human. Culture. Education, no. 2 (24), pp. 6–20. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Nikolai E. Vokuev
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.