Образы мучителя и жертвы в современном российском кинематографе
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-1-40-45Ключевые слова:
жертва, мучитель, манипулятор, идентификация, насилие, поведение, домогательство, власть, сюжет, внутрисемейные отношенияАннотация
В статье рассмотрена проблема неявного насилия, присутствующая в современном обществе. Объектом исследования стал фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» (2017 г.) и, прежде всего, отношения двух главных героев фильма — супругов Олега и Кати, находящихся на грани развода. Образы героев подвергнуты анализу и интерпретированы в рамках концепций «мучителя и жертвы», принадлежащих американскому психологу Ланди Бэнкрофту и французскому психотерапевту Мари-Франс Иригуайан.
Методология, разработанная психологами и психотерапевтами, позволяет не только исследовать и корректировать поведение и мотивы участников семейного конфликта, связанного с применением скрытого, морального насилия к одной из сторон на сеансах психотерапии, но и проанализировать образы насильника и жертвы в текстах культуры. Обращение к анализу киноисточников, репрезентирующих различные модели межличностного взаимодействия, представляется продуктивным способом рефлексии конфликтных и насильственных ситуаций, связанных с распределением ролей в социокультурной и семейной иерархии.
В статье анализируется тип поведения и мотивация каждого героя, а также описываются основные сюжетные линии киноленты. Олег — типичный «мучитель», оправдывающий свое поведение проблемами на работе, и Катя — верная «жертва», ведомая и легко поддающаяся манипуляциям супруга. Переплетение сюжетов профессиональной деятельности и внутрисемейных отношений героев кинофильма становится благодатным полем для исследования образа действий Олега и Кати, которые репрезентируют на киноэкране модель развертывания взаимозависимых отношений, основанных на обыгрывании ролей, заданных указанной схемой.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
«Аритмия»: Что говорят врачи? (2017) Сеанс, 12 октября. [Электронный ресурс]. URL: https://seance.ru/blog/aritmia-consilium/ (дата обращения: 25.10.2017)
Иригуайан, М.-Ф. (2005) Моральные домогательства: скрытое насилие в повседневности. Екатеринбург: У-Фактория, 272 с.
Комарова, С. (2017) «Аритмия» Бориса Хлебникова бьет рекорды отечественного проката. Информационно-аналитический интернет-портал РосРегистр. [Электронный ресурс]. URL: http://rosregistr.ru/raznoe/65919.html (дата обращения: 25.10.2017)
Тепанян, К. (2017) В прокат выходит «Аритмия» Хлебникова: режиссёр рассказал о фильме. Метро, 12 октября, № 192 (3772), с. 14.
Bancroft, L. (2003) Why does he do that? Inside the minds of angry and controlling men. New York: Berkley Books, 432 p. (In English)
REFERENCES
“Aritmiya”: Chto govoryat vrachi? [Arrhythmia: What do the doctors say?] (2017) Seance, 12 October. [Online]. Available at: https://seance.ru/blog/aritmia-consilium (accessed 25.10.2017). (In Russian)
Bancroft, L. (2003) Why does he do that? Inside the minds of angry and controlling men. New York: Berkley Books, 432 p. (In English)
Hirigoyen, M.-F. (2005) Le harcelement moral: la violence perverse au quotidien. Ekaterinburg: U-Faktoriya Publ., 272 p. (In Russian)
Komarova, S. “Aritmiya” Borisa Khlebnikova b’et rekordy otechestvennogo prokata [“Arrhythmia” by Boris Khlebnikov beats records of domestic cinema showings] Informatsionno-analiticheskij internet-portal RosRegistr. [Online]. Available at: http://rosregistr.ru/raznoe/65919.html (accessed 25.10.2017). (In Russian)
Tepanyan, K. (2017) V prokat vykhodit “Aritmiya” Khlebnikova: rezhisser rasskazal o fil’me [“Arrhythmia” released: the director Khlebnikov told about the film]. Metro, 12 October, no. 192 (3772), p. 14. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Виктория Дмитриевна Данилова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.