Миф и художественное воображение в романе Джона Апдайка «Кентавр»

Авторы

  • Андрей Алексеевич Аствацатуров Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-6-12

Ключевые слова:

Апдайк, миф, поэтика, религия, повествование

Аннотация

В настоящей статье мы попытаемся показать, каким образом проблема внутреннего поиска человека трансформировалась в реальности романа «Кентавр», и проанализировать первую сцену романа. Вся материя романа — игра воображения рассказчика Питера Колдуэлла. В настоящем времени Питер — художник, пишущий отвлеченные абстракции. Он отвергает материю жизни, время и обращается к сфере чистого духа, к сфере искусства, с помощью которого он хочет обрести вечность. Питер бунтует против «земных» авторитетов, принимающих в его сознании образы языческих богов, и одновременно против своего отца, который ему видится кентавром Хироном. Отца, Джорджа Колдуэлла, Питер невольно видит своим alter ego и приписывает ему собственные внутренние проблемы. Отец также стремится познать вечность, приблизиться к Богу. Джордж Колдуэлл в воображении Питера в финале романа жертвует своими духовными поисками. Этот путь смирения, который Питер приписал своему отцу, на самом деле его собственный путь. Воображение Питера-художника проявляет себя не только в том, что он приписывает себе прежнему и своему покойному отцу свои нынешние духовные поиски и сомнения, но и в том, как он предъявляет описываемую им реальность. Она представлена как античный миф. Античный миф в романе служит нескольким целям. Питер-рассказчик использует миф с целью героизировать самого себя, представившись Прометеем, и ту абсолютно негероическую реальность, в которой он оказался. Эти предварительные выводы позволят нам дать интерпретацию первой сцены романа, наиболее сложной и важной для понимания «Кентавра», — сцены, которая задает толчок повествованию и сводит вместе все силовые линии произведения.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Апдайк, Дж. (2000) Кентавр. СПб.: Азбука, 362 с.

Updike, J. (2018) John Updike: Novels, 1959–1965: The poorhouse fair; Rabbit, run; The Centaur; Of the farm. New York: Library of America, XI, 813 p.

SOURCES

Updike, J. (2000) The Centaur. Saint Petersburg: Azbuka Publ., 362 p. (In Russian)

Updike, J. (2018) John Updike: Novels, 1959–1965: The poorhouse fair; Rabbit, run; The Centaur; Of the farm. New York: Library of America, XI, 813 p. (In English)

REFERENCES

Balbert, P. (1983) Panoply of metaphor: Exuberances of style in Pynchon and Updike. Studies in the Novel, vol. 15, no. 3, pp. 265–276. (In English)

Chameev, A. A. (1986) Dzhon Mil’ton i ego poema “Poteryannyj raj” [John Milton and his poem “Paradise lost”]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 128 p. (In Russian)

Dicken, T. M. (2004) God and pigment: John Updike on the conservation of meaning. Religion & Literature, vol. 36, no. 3, pp. 69–87. (In English)

Hoag, R. W. (1979) A second controlling myth in John Updike’s “Centaur”. Studies in the Novel, vol. 11, no. 4, pp. 446–453. (In English)

Myers, D. (1971) The questing fear: Christian allegory in John Updike’s The Centaur. Twentieth Century Literature, vol. 17, no. 2, pp. 73–82. DOI: 10.2307/606813 (In English)

Pritchard, W. H. (2000) Updike’s way. New England Review, vol. 21, no. 3, pp. 55–63. (In English)

Schopen, B. A. (1978) Faith, morality, and the novels of John Updike. Twentieth Century Literature, vol. 24, no. 4, pp. 523–535. DOI: 10.2307/441200 (In English)

Shafer, R. G., Updike, J. (1995) John Updike talks about writing, his life, and his works: Part 1. CEA Critic, vol. 57, no. 3, pp. 1–8. (In English)

Stehlíková, E. (1978) The function of classical myths in John Updike’s The Centaur. Listy filologické — Folia Philologica, vol. 101, no. 1, pp. 1–12. (In English)

Uphaus, S. (1977) “The Centaur”: Updike’s mock epic. The Journal of Narrative Technique, vol. 7, no. 1, pp. 24–36. (In English)

Загрузки

Опубликован

2020-08-30

Выпуск

Раздел

Тематические материалы