Трансцендентально-феноменологическая аксиология и аксиологическая редукция

Авторы

  • Сергей Вячеславович Левшин Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-79-84

Ключевые слова:

аксиология, трансцендентальная феноменология, Э. Гуссерль, М. Шелер, феноменологическая редукция, аксиологическая редукция

Аннотация

В статье рассматривается трансцендентально-феноменологический метод в изучении ценностей и аксиологическая редукция как ключевая познавательная операция в рамках данного подхода. В отличие от прикладных дисциплин, использующих ценностную методологию, собственно аксиология представляет собой философскую теорию ценностей как сущностей, подлежащих феноменологическому рассмотрению. При этом простой феноменологической дескрипции для рассмотрения всей полноты ценности и ценностного акта оказывается недостаточно, поскольку упускается непосредственный опыт чистого сознания, доступ к которому возможен путем совершения феноменологической редукции, описанной Э. Гуссерлем в рамках трансцендентального извода феноменологии. В сравнении с предложенным М. Шелером вариантом феноменологической аксиологии трансцендентальный подход обнаруживает ряд преимуществ благодаря большей ясности терминологии и детальности анализа (в частности, касаемо понятий об очевидности, интенциональности и субъекте ценностных актов). Последний учитывает также одновременно имманентный, трансцендентный и трансцендентальный характер ценностей и позволяет от дескрипции ценности как сущности переходить непосредственно к анализу ценностных актов, ценностей как очевидностей сознания и конструкций наличного мира. Аксиологическая редукция представляет собой познавательную операцию, позволяющую раскрыть все возможные аспекты ценностей как феноменов. Наряду с иными видами редукций она, во-первых, не исключает ценности из поля зрения феноменолога и, во-вторых, не сводит к ценностям все возможные предметы феноменологического рассмотрения, а лишь сосредотачивается на ценностном наполнении всякого акта и содержания сознания.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гуссерль, Э. (2009) Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 489 с.

Гуссерль, Э. (2013) Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Наука, 494 с.

Докучаев, И. И. (2009) Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 595 с.

Риккерт, Г. (1998) Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 413 с.

Шелер, М. (1994) Избранные произведения. М.: Гнозис, 490 с.

Scheler, M. (1973) Formalism in ethics and non-formal ethics of values. Evanston, IL: Northwestern University Press, 620 p.

REFERENCES

Dokuchaev, I. I. (2009) Tsennost’ i ekzistentsiya. Osnovopolozheniya istoricheskoj aksiologii kul’tury [Value and existentia: Foundations of historical axiology of culture]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 595 p. (In Russian)

Husserl, E. (2009) Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii [Ideas pertaining to a pure phenomenology and phenomenological philosophy]. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ., 489 p. (In Russian)

Husserl, E. (2013) Krizis evropejskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya [Crisis of European science and transcendental phenomenology]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 494 p. (In Russian)

Rickert, H. (1998) Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Science of nature and science of culture]. Moscow: Respublika Publ., 413 p. (In Russian)

Scheler, M. (1973) Formalism in ethics and non-formal ethics of values. Evanston, IL: Northwestern University Press, 620 p. (In English)

Scheler, M. (1994) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow: Gnozis Publ., 490 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-08-30

Выпуск

Раздел

Статьи