Картируя университет: стратегии присвоения пространства в опыте повседневности

Авторы

  • Лариса Викторовна Никифорова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой
  • Мария Витальевна Рон Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Сергей Александрович Тихомиров Высшая школа народных искусств (академия)
  • Анастасия Салиховна Макашова ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-69-78

Ключевые слова:

культурное пространство, пространство университета, повседневная культура, места памяти, неформальное пространство, студенческий фольклор, антропология культуры

Аннотация

Дискуссии об университете будущего, которые активно ведутся сегодня в России, чаще всего касаются образовательных программ, принципов обучения и востребованности выпускников. Тем не менее будущее также включает в себя повседневный опыт, играет роль во всех решениях и достижениях. Авторы анализируют университет как физическую среду в жизни академических сообществ и предлагают алгоритмы исследования повседневной жизни в пространстве университета. В статье представлены результаты полевых исследований повседневной жизни в университетском пространстве с точки зрения студентов. Исследование проводилось в 2009–2018 гг. среди студентов Санкт-Петербурга (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственная высшая школа народных искусств).

Авторы выяснили, что в дополнение к формальной пространственной структуре университета студенты создают стабильную неформальную систему пространственных и временных осей, включая звуки, запахи, цвета, объекты, тексты и ситуации. На неформальном уровне учащиеся активно развивают символические значения мест, наделяя их смыслами, важными для студенческого общества. Университетское пространство, как его описывают студенты, выглядит организованным и дифференцированным; это также определяет личность студента и предписанные поведенческие нормы. В течение исследовательского периода было установлено, что неформальные знания и методы пространственного назначения могут сохраняться на протяжении длительного времени, передаваясь из поколения в поколение. Уровень эмоционального и интеллектуального восприятия официального и неофициального образов университетского пространства в основном зависит от наличия хорошо организованных механизмов коммуникации между академическими обществами студентов, преподавательским составом и администрацией.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бахманн-Медик, Д. (2017) Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 502 с.

Вахштайн, В. (2017) Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1. Логос, т. 27, № 2 (117), c. 1–48. DOI: 10.22394/0869-5377-2017-2-1-44

Куприянов, П. С., Садовникова, Л. В. (2009) Место памяти в памяти местных: культурные смыслы городского пространства (по материалам интервью жителей московского Зарядья). Антропологический форум, № 11, с. 370–407.

Никифорова, Л. В., Рон, М. В., Тихомиров, С. А. и др. (2011) Пространство университетской повседневности: прикладное исследование в формате культурологической экспертизы. Вестник Герценовского университета, № 7 (93), с. 60–70.

Степанов, А. В. (2016) О месте. Этнофеноменологический очерк. Антропологический форум, № 28, c. 199–220.

Флёри, А. (2009) Улица как географический объект. Социологическое обозрение, т. 8, № 3, с. 30–36.

Bayne, S., Gallagher, S. M., Lamb, J. (2014) Being ‘at’ university: The social topologies of distance students. Higher Education, vol. 67, no. 5, pp. 569–583. DOI: 10.1007/s10734-013-9662-4

Chase, L. (1992) Imagining utopia: Landscape design at Smith College, 1871–1910. The New England Quarterly, vol. 65, no. 4, pp. 560–586. DOI: 10.2307/365822

Gashkova, E. M., Berezovskaya, I. P., Shipunova, O. D. (2017) Models of self-identification in digital communication enviroments. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, vol. XXXV, pp. 374–382. DOI: 10.15405/epspbs.2018.02.44

Holloway, S. L., Jöns, H. (2012) Geographies of education and learning. Transactions of the Institute of British Geographers, vol. 37, no. 4, pp. 482–488. DOI: 10.1111/j.1475-5661.2012.00542.x

Hopkins, P. (2011) Towards critical geographies of the university campus: Understanding the contested experiences of Muslim students. Transactions of the Institute of British Geographers, vol. 36, no. 1, pp. 157–169. DOI: 10.1111/j.1475-5661.2010.00407.x

Nikiforova, N. (2015) The concept of technology and the Russian cultural research tradition. Technology and Culture, vol. 56, no. 1, pp. 184–203. DOI: 10.1353/tech.2015.0009

Nikiforova, N. V., Bylieva, D. S., Lobatyuk, V. V., Voronova, L. S. (2017) The problem of “sign field” creation for the Russian national technology initiative. 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM2017, book 6, vol. 1, pp. 117–124. DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2017/HB61/S7.14

Shipunova, O. D., Mureyko, L. V., Serkova, V. A. et al. (2016) The time factor in consciousness construction. Indian Journal of Science and Technology, vol. 9, no. 42. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i42/104226

Sturner, W. F. (1972) Environmental code: Creating a sense of place on the college campus. The Journal of Higher Education, vol. 43, no. 2, pp. 97–109. DOI: 10.1080/00221546.1972.11774936

Whisnant, D. E. (1979) The university as a space and the future of the university. The Journal of Higher Education, vol. 50, no. 4, pp. 544–558. DOI: 10.1080/00221546.1979.11779993

REFERENCES

Bachmann-Medick, D. (2017) Kul’turnye povoroty. Novye orientiry v naukakh o kul’ture [Cultural turns. New orientations in the study of culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 502 p. (In Russian)

Bayne, S., Gallagher, S. M., Lamb, J. (2014) Being ‘at’ university: The social topologies of distance students. Higher Education, vol. 67, no. 5, pp. 569–583. DOI: 10.1007/s10734-013-9662-4 (In English)

Chase, L. (1992) Imagining utopia: Landscape design at Smith College, 1871–1910. The New England Quarterly, vol. 65, no. 4, pp. 560–586. DOI: 10.2307/365822 (In English)

Fleury, A. (2009) La rue: Un objet géographique. Sociologicheskoe obozrenie — Russian Sociological Review, vol. 8, no. 3, pp. 30–36. (In Russian)

Gashkova, E. M., Berezovskaya, I. P., Shipunova, O. D. (2017) Models of self-identification in digital communication enviroments. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, vol. XXXV, pp. 374–382. DOI: 10.15405/epspbs.2018.02.44 (In English)

Holloway, S. L., Jöns, H. (2012) Geographies of education and learning. Transactions of the Institute of British Geographers, vol. 37, no. 4, pp. 482–488. DOI: 10.1111/j.1475-5661.2012.00542.x (In English)

Hopkins, P. (2011) Towards critical geographies of the university campus: Understanding the contested experiences of Muslim students. Transactions of the Institute of British Geographers, New Series, vol. 36, no. 1, pp. 157–169. DOI: 10.1111/j.1475-5661.2012.00407.x (In English)

Kuprianov, P. S., Sadovnikova, L. V. (2009) Mesto pamyati v pamyati mestnykh: kulturnye smysly gorodskogo prostranstva (po materialam intervyu zhitelej Moskovskogo Zaryadya) [Memory locus in the in the memory of the locals: Cultural meanings of the urban space (based on Interviews with Moscow Zariadie inhabitants)]. Antropologicheskij forum, no. 11, pp. 370–407. (In Russian)

Nikiforova, N. (2015) The concept of technology and the Russian cultural research tradition. Technology and Culture, vol. 56, no. 1, pp. 184–203. DOI: 10.1353/tech.2015.0009 (In English)

Nikiforova, N. V., Bylieva, D. S., Lobatyuk, V. V., Voronova, L. S. (2017) The problem of “sign field” creation for the Russian national technology initiative. 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM2017, book 6, vol. 1, pp. 117–124. DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2017/HB61/S7.14 (In English) Nikiforova, L. V., Ron, M. V., Tihomirov, S. A. et al. (2011) Prostranstvo universitetskoj povsednevnosti: prikladnoe issledovanie v formate kulturologicheskoj ehkspertizy [The space of everyday life of university campus: Applied research in the format of culturalogical expertise]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Bulletin of Herzen University, no. 7 (93), pp. 60–70. (In Russian) Shipunova, O. D., Mureyko, L. V., Serkova, V. A. et al. (2016) The time factor in consciousness construction. Indian Journal of Science and Technology, vol. 9, no. 42. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i42/104226

(In English)

Stepanov, A. V. (2016) O meste. Etnofenomenologicheskij ocherk [About place. An ethno-phenomenological essay]. Antropologicheskij forum, no. 28, pp. 199–220. (In Russian)

Sturner, W. F. (1972) Environmental code: Creating a sense of place on the college campus. The Journal of Higher Education, vol. 43, no. 2, pp. 97–109. DOI: 10.1080/00221546.1972.11774936 (In English)

Vakhshtayn, V. (2017) Peresborka povsednevnosti: bespilotniki, lifty i proekt PkM-1 [Reassembling the everyday: Drones, elevators, and the MT-1 project]. Logos, vol. 27, no. 2 (117), pp. 1–48. DOI: 10.22.394/0869-5377-2017- 2-1-44 (In Russian)

Whisnant, D. E. (1979) The university as a space and the future of the university. The Journal of Higher Education, vol. 50, no. 4, pp. 544–558. DOI: 10.1080/00221546.1979.11779993 (In English)

Опубликован

30.08.2020

Выпуск

Раздел

Статьи