Религия и миф как принципы культуры и переживание времени

Авторы

  • Дмитрий Аркадьевич Федчук Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-24-33

Ключевые слова:

религия, культура, миф, время, сакральное, профанное, архэ, Кассирер, Элиаде

Аннотация

В статье поднимается одна из традиционных проблем культурной антропологии, культурологии и философии культуры — происхождение культуры из религиозно-мифологических оснований. Актуальность исследования связана с тем, что анализ религиозных начал культуры помещается в контекст рассмотрения переживания архаичным сознанием времени. Речь идет об особом смысле времени и характере его восприятия, порождающего развитие культуры. Эмпирические данные наук о культуре, а также их теоретические обобщения показывают, что истоки культурных представлений человечества следует искать в его религиозном прошлом. В его основании лежит замеченное еще О. Шпенглером уникальное переживание религиозного мифа, многократно повторяющееся в течение культурогенеза. Миф выступает как ранняя форма единства мира, посредством которого учреждается порядок и законосообразность в сущем, а религия является самым первым и фундаментальным принципом конституирования целостности бытия. Время есть первичное условие различения сакрального и профанного, но воспринимается оно совершенно иначе по сравнению с тем, как воспринимается время объективное. В мифической темпоральности, в праисторическом времени нет отношений «прежде» и «после», а все пребывает в «вечном теперь», ибо событие, к которому отсылает миф, — это точка остановки, архэ как абсолютный принцип возникновения вещей. Архаичное время существует через наполнение сакральных моментов длительности конкретным содержанием и лишено абстрактности. Оно есть экзистенциальная разметка, форма смены сакральных событий жизни, экзистенции человека. Их фиксация и циклическое движение составляют основания его представлений об универсуме. Мифологическое время есть образец для производных от него значений времени: исторического и физического. Открытость профанного времени сакральному предоставляет доступ к абсолюту как конститутивному принципу мироздания. Развитие научных идей из античной философской мысли, во многом зависевшей от мифологических элементов, показывает, что современная научная рациональность генетически происходит из религиозного архэ как события праисторического измерения, от связи с которым она полностью не освободилась и сегодня.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Боэций. (1990) «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 413 с.

Лебедев, А. В. (сост.). (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до развития атомистики. М.: Наука, 576 с.

Шеллинг, Ф. В. Й. (1989) Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 636 с.

ЛИТЕРАТУРА

Давыдов, Ю. Н. (2002) Освальд Шпенглер: апофеоз кризисного сознания и европейской социальной философии и культурологии. В кн.: Ю. Н. Давыдов (ред.). История теоретической социологии: в 4 т. Т. 2. М.: Канон+, с. 81–109.

Кассирер, Э. (2017). Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 288 с.

Тайлор, Э. Б. (1989) Первобытная культура. М.: Политиздат, 572 с.

Хюбнер, К. (1996) Истина мифа. М.: Республика, 448 с.

Шпенглер, О. (1993) Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 663 с.

Элиаде, М. (1987) Космос и история: Избранные работы. М.: Прогресс, 312 с.

Элиаде, М. (2000) Глава XI. Сакральное время и миф о вечном возвращении. В кн.: М. Элиаде. Трактат по истории религий. Т. 2. СПб.: Алетейя, с. 285–322.

Cornford, F. M. (1991) From religion to philosophy. A study in the origins of western speculation. London: E. Arnold, 1991, 275 p. (In English).

Otto, W. F. (1970) Die Götter Griechenlands — das Bild des göttlichen im Spiegel des griechischen Geistes. 6. Aufl. Frankfurt am Main: Schulte-Bulmke Verlag, 286 S.

SOURCES

Boethius. (1990) “Uteshenie filosofiej” i drugie traktaty [“Consolation of philosophy” and other treatises]. Moscow: Nauka Publ., 413 p. (In Russian)

Lebedev, A. V. (comp.). (1989) Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. 1. Ot epicheskikh teokosmogonij do razvitiya atomistiki [Fragments of early Greek philosophers. Pt 1. From epic theocosmogonies to the development of atomistics]. Moscow: Nauka Publ., 576 p. (In Russian)

Shelling, F. W. J. (1989) Sochineniya [Works]: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Mysl’ Publ., 636 p. (In Russian)

REFERENCES

Cassirer, E. (2017) Philosophie der symbolischen Formen. Bd II: Das mythische Denken. Moscow; Saint Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 288 p. (In Russian)

Cornford, F. M. (1991) From religion to philosophy. A study in the origins of western speculation. London: E. Arnold, 1991, 275 p. (In English).

Davydov, Yu. N. (2002) Osval’d Shpengler: apofeoz krizisnogo soznaniya i evropejskoj sotsial’noj filosofii i kul’turologii [Oswald Shpengler: The apotheosis of crisis consciousness and European social philosophy and cultural studies]. In: Yu. N. Davydov (ed.). Istoriya teoreticheskoj sotsiologii [History of theoretical sociology]: In 4 vols. Vol. 2. Moscow: Kanon+ Publ., pp. 81–109. (In Russian)

Eliade, M. (1987) Kosmos i istoriya: Izbrannye raboty [Cosmos and history: Selected works]. Moscow: Progress Publ., 312 p. (In Russian)

Eliade, M. (2000) Chapitre onzième. Le temps sacré et le mythe du retour Éternel. In: M. Eliade. Traité d’histoire des religions. Vol. 2. Saint Petersburg: Aletejya Publ., pp. 285–322. (In Russian)

Hübner, K. (1996) Die Warheit des Mythos. Moscow: Respublika Publ., 448 p. (In Russian)

Otto, W. F. (1970) Die Götter Griechenlands — das Bild des göttlichen im Spiegel des griechischen Geistes. 6. Aufl. Frankfurt am Main: Schulte-Bulmke Verlag, 286 S. (In German).

Spengler, O. (1993) Der Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. Bd 1: Gestalt und Wirklichkeit. Moscow: Mysl’ Publ., 663 p. (In Russian)

Tylor, E. B. (1989) Primitive culture: Researches into the development of mythology, philosophy, religion, art, and custom: In 2 vols. Moscow: Politizdat Publ., 572 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2021-06-01

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)