К проблеме телесности в произведениях Степана Эрьзи (1876–1959)

Авторы

  • Наталия Абрамовна Розенберг Общероссийская общественная организация «Ассоциация искусствоведов»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-178-185

Ключевые слова:

скульптура, иконография, искусствоведческий анализ, феноменологический подход, неоклассицизм, соцреализм, телесность, эмоциональная сверхнормативность, транскультурная инверсия, теллургические силы

Аннотация

Попытки понять искусство С. Эрьзи исходя из сложных обстоятельств его жизни малоубедительны. Его личность выдержала испытания голодом, славой в Европе и Аргентине, коммерческим успехом, давлением властей и попытками манипулировать волей художника. Побудительным толчком для создания произведений, которые принесли ему европейскую известность, стали события первой русской революции 1905–1907 гг., в которых он принимал участие и из-за которых вынужден был покинуть Россию. Мастерство Эрьзи сформировалось на основе итальянской возрожденческой традиции, европейского неоклассицизма, отчасти импрессионизма. Принципы соцреализма он не принял. Эрьзя великолепно владел мрамором, а впоследствии стал единственным в мире мастером, освоившим твердые породы дерева аргентинских лесов. Актуальность исследования состоит в утверждении, что творчество скульптора обусловлено его открытиями новых выразительных возможностей человеческого тела, воплощенных в телесности созданных им станковых и монументальных скульптур. Эрьзя существенно обновил иконографию устоявшихся в истории искусства образов. Эти выводы сделаны на основе методов собственно искусствоведческого анализа и феноменологического подхода. Вряд ли поддается точному учету общее количество созданных скульптором работ. Но среди произведений, которые он сам стремился сохранить и которые привез в Россию по возвращении из Аргентины, особого внимания заслуживают монументальные образы А. Невского, Л. Толстого, Бетховена, Микеланджело, Моисея. В них Эрьзя видел духовных вождей человечества, его героев. Символами вечной женственности являются для Эрьзи два типа женской красоты. Это праматерь Ева и девушка-нимфа, телесность которой воплотила представления аргентинцев о красоте. Памятью о России стали неповторимые в своей этнической выразительности портреты мордовских и русских крестьян, мужские и женские. Постижение Эрьзей искусства и культуры Аргентины было в значительной степени обусловлено его погружением в мистику сельвы. Ее теллургические силы скульптор не раз воплощал в своих произведениях. Возможно, поэтому он так ценил природные особенности дерева как материала. Не только его плотность и цвет, но даже наросты на коре и корни — равноценные художественные средства его произведений. С годами все определеннее в скульптуре Эрьзи проявляется эмоциональная сверхнормативность, присущая культуре латиноамериканцев, а также черты транскультурной инверсии.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Vinol, O. (1940) Las Obras escodidas de Stephan Erzia. Архив ГРМ. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 57, с. 13, 15, 16.

Orsetti, L. (2006) Apuntes para una biografia del escultor Stefan Erzia. В кн.: М. Н. Баранова, В. С. Ионова. Скульптор Эрьзя. Саранск: Мордовское книжное издательство, с. 535.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Лейкинд, О. Л., Махров, К. В., Северюхин, Д. Я. (2000) Художники русского зарубежья: 1917–1939. Биографический словарь. 2-е изд. СПб.: Нотабене, 716 с.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, Е. П. (2010) «Уральцы, наддайте!» Скульптура Урала 1920-х годов. В кн.: М. А. Бусев (ред.). Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера: очерки: материалы международной научной конференции, 2006 г. М.: Галарт, с. 68–84.

Баранова, М. Н., Ионова, В. С. (2006) Скульптор Эрьзя. Саранск: Мордовское книжное издательство, 568 с.

Калугина, О. В. (2006) Скульптор Анна Голубкина. Опыт комплексного исследования творческой судьбы. М.: Галарт, 245 с.

Чудаков, А. П. (2018) Ложится мгла на старые ступени. М.: Эксмо, 648 с.

Zaldivar, I. G. (2003) Erzia. Buenos Aires: Zurbaran Ediciones, 137 p.

SOURCES

Orsetti, L. (2006) Apuntes para una biografia del escultor Stefan Erzia [Notes for the biography of the sculptor Stefan Erzia]. In: M. N. Baranova, V. S. Ionova. Skul’ptor Er’zya [Sculptor Erzia]. Saransk: Mordovskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., p. 535 (In Spanish)

Vinol, O. (1940) Las Obras escodidas de Stephan Erzia [The hidden works of Stephan Erzia]. GRM archive [Archive of The State Russian Museum]. Fund 102. Inventory no. 1. Archival unit 57, pp. 13, 15, 16. (In Spanish)

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Lejkind, O. L., Makhrov, K. V., Severyukhin, D. Ya. (2000) Khudozhniki russkogo zarubezh’ya: 1917–1939: Biograficheskij slovar’ [Artists of the Russian Diaspora abroad: 1917–1939: Biographical dictionary]. 2nd ed. Saint Petersburg: Nota Bene Publ., 716 p. (In Russian)

REFERENCES

Alekseev, E. P. (2010) “Ural’tsy, naddajte!” Skul’ptura Urala 1920-kh godov. In: M. A. Busev (ed.). Iskusstvo skul’ptury v XX veke: problemy, tendentsii, mastera: ocherki: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, 2006 g. [The art of sculpture in the 20th century: Problems, trends, masters: Essays: Proceedingsof an international scientific conference, 2006]. Moscow: Galart Publ., pp. 68–84. (In Russian)

Baranova, M. N., Ionova, V. S. (2006) Skul’ptor Er’zya [Sculptor Erzia]. Saransk: Mordovskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 565 p. (In Russian)

Chudakov, A. P. (2018) Lozhitsya mgla na starye stupeni [Darkness falls upon the worn steps]. Moscow: Eksmo Publ., 648 p. (In Russian)

Kalugina, O. V. (2006) Skul’ptor Anna Golubkina. Opyt kompleksnogo issledovaniya tvorcheskoj sud’by [Sculptor Anna Golubkina. Experience in complex research of creative destiny]. Moscow: Galart Publ., 245 p. (In Russian)

Zaldivar, I. G. (2003) Erzia. Buenos Aires: Zurbaran Ediciones, 137 p. (In Spanish)

Загрузки

Опубликован

2020-11-11

Выпуск

Раздел

Статьи