Экономическое поведение как базовый элемент идеологии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-71-80Ключевые слова:
идеология, деидеологизация, экономический субъект, экономическое поведение, ценности, культураАннотация
Исследованиями категории экономического поведения в основном занимаются экономисты и социологи, в меньшей степени — представители других социальных наук. В представленной статье автором предпринята попытка подтвердить связь между категориями «экономическое поведение» и «идеология» на примере либерально-демократической, принятой (иногда наложенной в силу определенных экономических факторов) в последние десятилетия многими странами. Исходя из двойственности мира (сочетания материального и идеального) одна идеология сменяется другой, прежде всего в зависимости от экономической и политической систем, установленных в государстве в конкретный временной период. Общество не может существовать без объединяющей его идеи, в противном случае оно само себя разрушит и физически уничтожит. Данный факт и приводит к постоянным циклам проявления той или иной идеологизации/деидеологизации. В силу первичности материального бытия экономическое поведение членов общества является одним из базисных элементов идеологии, так как поведение человека в хозяйственной сфере определяет его личностную сущность и общества в целом. Любая идеология выбирает соответствующие ей нормы экономического поведения участников хозяйственных отношений. Для познания сущности той или иной идеологии достаточно проанализировать принимаемые ею нормы экономического поведения хозяйствующих субъектов. В этой связи объектом данной статьи является сфера идеологических общественных отношений, предметом — категория экономического поведения (понятие, структура, сущность, функции) и ее связь с идеологией. Целью является подтверждение тезиса, что данная категория представляет собой кроме экономической конструкции еще и базовый элемент любой идеологии. В статье рассмотрены научные разработки ряда западных и российских экономистов: Р. Хайлбронера, А. Смита, Ф. Хайека, Р. Коуз, Л. Н. Мамаевой, Т. Г. Самборской, Н. И. Боенко и психологов Б. Минчева, А. Н. Неверова и др.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Боенко, Н. И. (1995) Экономическое сознание и поведение населения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Политология. Социология. Психология. Право, № 1, с. 47–59.
Бруннер, К. (1993) Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества. THESIS, № 3, с. 51–72.
Вебер, М. (1994) Основные понятия стратификации. Социологические исследования, № 5, с. 169–183.
Заславская, Т. И., Рывкина, Р. В. (1991) Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука, 442 с.
Коуз, Р. (1993) Фирма, рынок и право. М.: Дело, 192 с.
Мамаева, Л. Н. (2011) Институциональная экономика: курс лекций. М.: Дашков и Кº, 320 с.
Маршалл, А. (1983) Принципы политической экономии: в 3 т. Т. 1. М.: Прогресс, 418 с.
Минчев, Б. (2006) Обща психология. София: Сиела, 390 с.
Неверов, А. Н. (2009) Капитал и диффузия субектности. Саратов: Наука, 268 с.
Самборская, Т. Г. (1988) Экономическое поведение работников. М.: Экономика, 143 с.
Саймон, Г. (1999) Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. В кн.: В. М. Гальперин (ред.). Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, с. 54–72.
Смит, А. (1962) Исследование о природе и причине богатства народов. М.: Соцэкгиз, 684 с.
Уильямсон, О. И. (1993) Поведенческие предпосылки современного экономического анализа. THESIS, № 3, с. 39–49.
Хайек, Ф. А. (1992) Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 304 с.
Хайлбронер, Р. Л. (1993) Экономическая теория как универсальная наука. THESIS, № 1, с. 41–55.
REFERENCES
Boenko, N. I. (1995) Ekonomicheskoe soznanie i povedenie naseleniya [Economic consciousness and behavior of the population]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. Politologiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pravo, no. 1, pp. 47–59. (In Russian)
Brunner, K. (1993) The perception of man and the conception of society: Two approaches to understanding society. THESIS, no. 3, pp. 51–72. (In Russian)
Coase, R. (1993) The firme, the market and the law. Moscow: Delo Publ., 192 p. (In Russian)
Hayek, F. A. (1992) Pagubnaya samonadeyannost’. Oshibki sotsializma [The fatal conceit. The errors of Socialism]. Moscow: Novosti Publ., 304 p. (In Russian)
Heilbroner, R. L. (1993) Economics as universal science. THESIS, no. 1, pp. 41–55. (In Russian)
Mamaeva, L. N. (2011) Institutsional’naya ekonomika: kurs lektsij [Institutional economics: Lecture course]. Moscow: Dashkov i Кº Publ., 320 p. (In Russian)
Marshall, A. (1983) Principles of economics: In 3 vols. Vol. 1. Moscow: Progress Publ., 418 p. (In Russian)
Minchev, B. (2006) Obshcha psikhologiya [General psychology]. Sofia: Ciela Publ., 390 p. (In Bulgarian)
Neverov, A. N. (2009) Kapital i diffuziya sub’ektnosti [Capital and diffusion of subjectness]. Saratov: Nauka Publ., 268 p. (In Russian)
Samborskaya, T. G. (1988) Ekonomicheskoe povedenie rabotnikov [Economic behavior of employees]. Moscow: Ekonomika Publ., 143 p. (In Russian)
Simon, H. (1999) Teoriya prinyatiya reshenij v ekonomicheskoj teorii i nauke o povedenii [Theories of decision-making in economics and behavioral science]. In: V. M. Galperin (ed.). Vekhi ekonomicheskoj mysli. Teoriya potrebitel’skogo povedeniya i sprosa [Milestones of economic thought. Theory of consumer behavior and demand]. Vol. 1. Saint Petersburg: Ekonomicheskaya shkola Publ., pp. 54–72. (In Russian)
Smith, A. (1962) Issledovanie o prirode i prichine bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations]. Moscow: Sotsekgiz Publ., 684 p. (In Russian)
Weber, M. (1994) Osnovnye ponyatiya stratifikatsii [Basic concepts of stratification]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 5, pp. 169–183. (In Russian)
Williamson, O. E. (1993) Behavioral assumptions. THESIS, no. 3, pp. 39–49. (In Russian)
Zaslavskaya, T. I., Ryvkina, R. V. (1991) Sotsiologiya ekonomicheskoj zhizni: Ocherki teorii [Sociology of economic life: Essays on theory]. Novosibirsk: Nauka Publ., 442 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Людмила Александровна Мукова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.