От субъекта-свидетеля к объекту-заместителю. Рецепции эстетических идей Хосе Ортеги-и-Гассета в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-49-54Ключевые слова:
субъект, объектно-ориентированная онтология, Харман, Ортега-и-Гассет, эстетикаАннотация
Статья обращается к проблематизации эстетического опыта в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана. Актуальность представленной темы обусловлена изменением статуса чувственного опыта в неклассической философии и культурных практиках современности. Обретая автономность, освобождаясь от необходимости быть встроенным в общий ряд с более «высокими» формами познания и осмысления действительности, эстетический опыт сегодня вполне обоснованно претендует на статус самодостаточной философской практики. В качестве акцента выбран анализ стратегии замещения, предлагаемой в качестве объяснения эстетического опыта в проекте Хармана. Обращение к трактовке метафоры Хосе Ортегой-и-Гассетом позволяет проследить переключение с проблематики субъекта XX века на рассмотрение человека в качестве объекта в XXI веке и обозначить вопросы, возникающие вследствие подобного рассмотрения. Подчеркивается различие подходов обращения к теме эстетического: ориентированная на субъекта эстетического опыта философия начала XX века претерпевает качественные изменения, приводя современную мысль к утверждению внесубъективных форм обращения к опыту в XXI веке. Вследствие деантропологизации сферы эстетического объектно-ориентированной онтологией спекулятивная мысль Хармана подводит к проблеме необходимости обоснования заявленного мыслителем особого статуса эстетики. Автор приходит к выводу, что проект новой метафизики как «теории всего» в ситуации современности, несмотря на заявляемый характер всеобъемлемости, выступает как одна из множеств возможных стратегий современной мысли, которую прежде всего стоит рассматривать как симптоматическое явление постсовременности, характеризующейся потребностью в конкретизации новых стратегий переживания и осмысления субъективности и ее антропологической направленности.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Баумгартен, А. Г. (2021) Эстетика. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 760 с.
Ортега-и-Гассет, Х. (1991) Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 588 с.
Харман, Г. (2012) О замещающей причинности. Новое литературное обозрение, № 2 (114), с. 75–90.
Харман, Г. (2021) Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего». М.: Ад Маргинем Пресс, 272 с.
Шавлохова, А., Шенталь, А. (2016) Грэм Харман: «За эстетикой — будущее философии». Сolta, 24 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://philpapers.org/rec/HAR-30 (дата обращения 15.01.2022).
REFERENCES
Baumgarten, A. G. (2021) Estetika [Aesthetica]. Moscow: Universitet Dmitriya Pozharskogo Publ., 760 p. (In Russian)
Harman, G. (2012) O zameshchayushchej prichinnosti [On substituting causation]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 2 (114), pp. 75–90. (In Russian)
Harman, G. (2021) Ob’ektno-orientirovannaya ontologiya: novaya “teoriya vsego” [Object-oriented ontology: A new theory of everything]. Moscow: Ad Marginem Press, 272 p. (In Russian)
Ortega y Gasset, J. (1991) Estetika. Filosofiya kul’tury [Aesthetics. Philosophy of Culture]. Moscow: Iskusstvo Publ., 588 p. (In Russian)
Shavlokhova, A., Shental, A. (2016) Grem Kharman: “Za estetikoj — budushchee filosofii” [Graham Harman: “Behind aesthetics—the future of philosophy”]. Colta, 24 August. [Online]. Available at: https://philpapers.org/rec/HAR-30 (accessed 15.01.2022). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Анастасия Сергеевна Шевченкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.