Онтология чувственного опыта: искусство и перспектива общего доступа к реальности
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-148-153Ключевые слова:
чувственность, искусство, субъективность, коллективность, аффектАннотация
Обращение к чувственному опыту сегодня позволяет рассматривать возможности доступа к реальности за пределами обозначенных в европейской рациональности с Нового времени перспектив первого и третьего лица. Особого внимания заслуживает сфера эстетического, в которой создаются условия для коллективного аффективного переживания. Наследие архаических додискурсивных практик, лежащих у истоков формирования разумного отношения к миру, позволяет предположить преемственность обращения к чувственному опыту сегодня в ключе стремления выхода к доиндивидуальному опыту действительности. В контексте технической воспроизводимости и политизации искусства к началу XX века, обозначенной В. Беньямином, создаются условия для размывания границ между повседневным и художественным. Эксперименты в сфере театрализации жизни, а также сближение искусства и производства в ранний советский период маркируют массы в качестве нового субъекта потребления и созерцания. Феноменологическая разработка проблем чувственного опыта и общего жизненного мира, с которым человек взаимодействует дорефлексивным способом, создают почву для пересмотра эстетического опыта. Анализ живописи П. Сезанна в философии М. Мерло-Понти предлагает пересмотр роли художника из творца в посредника, способствующего переживанию наивного доступа к реальности. Тезис о «власти искусства» представителя «нового реализма» М. Габриэля обращает внимание на автономность произведения искусства и вовлечение зрителя в его исполнение, а сопровождающие в виртуальной реальности метрики и алгоритмы усиливают характер сопричастности общему чувственному опыту множества людей. Все перечисленное иллюстрирует стремление европейской мысли к поискам новых способов нететического отношения сознания к миру.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Беньямин, В. (2013) Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 144 с.
Васильев, В. В. (2009) Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 269 с.
Габриэль, М. (2023) Власть искусства. М.: Издательство Института Гайдара, 80 с.
Мерло-Понти, М. (1992) Око и дух. М.: Искусство, 63 с.
Мерло-Понти, М. (2014) Сомнения Сезанна. В кн.: С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская (сост.). (Пост) феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, с. 102–118.
Ницше, Ф. (2007) Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 208 с.
Семушкин, А. В. (1996) У истоков европейской рациональности. (Начало древнегреческой философии). М.: Интерпракс, 192 с.
REFERENCES
Benjamin, W. (2013) Kratkaya istoriya fotografii [A brief history of photography]. Moscow: Ad Marginem Press, 144 p. (In Russian)
Gabriel, M. (2023) Vlast’ iskusstva [The power of art]. Moscow: Gaidar Institute Publ., 80 p. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (1992) Oko i dukh [The Eye and the Spirit]. Moscow: Iskusstvo Publ., 63 p. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (2014) Somneniya Sezanna [Cezanne’s doubt]. In: S. A. Sholokhova, A. V. Yampol’skaya (comp.). (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., pp. 102–118. (In Russian)
Nietzsche, F. (2007) Rozhdenie tragedii iz dukkha muzyki [The birth of tragedy out of the spirit of music]. Saint Petersburg.: Azbuka-klassika Publ., 208 p. (In Russian)
Semushkin A. V. (1996) U istokov evropejskoj ratsional’nosti. (Nachalo drevnegrecheskoj filosofii) [At the origins of European rationality. (The Beginnings of Ancient Greek Philosophy)]. Moscow: Interpraks Publ, 192 p. (In Russian)
Vasil’ev, V. V. (2009) Trudnaya problema soznaniya [The difficult problem of consciousness]. Moscow: Progress- Traditsiya Publ., 269 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Анастасия Сергеевна Шевченкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.