Роль личности медиатора в эффективной медиации: ключевые навыки и стратегии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-2-158-166Ключевые слова:
аппрециация, культурная медиация, компетенции медиатора, музейная медиация, медиатор, партиципаторные практики, практики соучастия, фасилитатор, арт-медиацияАннотация
Статья посвящена феномену культурной медиации, а также личности медиатора в процессе взаимодействия с музейной аудиторией. Уделяется внимание актуальным практическим воплощениям культурной медиации в российском контексте, конкретным проектам, площадкам и школам (ГЭС-2 и Гараж). В статье раскрывается проблема восприятия обязанностей самого медиатора, предложен ряд компетенций на основании работ П. Бурдье, Н. Саймон, Г. Булыгиной, а также принципов фасилитаторства применительно к музейной медиации на основании книги «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making» (Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения) Сэма Кэнера (Кейнер и др. 2017). Также в статье отмечается отличие медиации от иных практик соучастия в контексте музея. Автор приходит к выводу, что медиатор в культурной медиации играет важную роль в создании связи между аудиторией и искусством, а также музеем и посетителем. Это профессионал, который обладает знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы перевести сложную информацию о выставке или экспонатах в доступную и понятную форму для аудитории. На основании компетенций медиатора, выделенных на основе работ вышеназванных авторов, а также прояснив ту область медиаторской специализации, в которой будут максимально успешно применимы принципы фасилитаторства, предлагаются к рассмотрению несколько эффективных приемов, которые могут облегчить сложный и ответственный труд медиатора. Таким образом, в статье выявляется потенциал медиации в музейном контексте, которая при достаточно профессиональном подходе открывает возможности для современной аудитории проникнуться искусством, позволяет ей пережить особые эмоции, создать собственные творческие произведения и расширить свое понимание и аппрециацию искусства.
Библиографические ссылки
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Евгеньева, А. П. (ред.). (1981–1984) Словарь русского языка (Малый академический словарь): в 4 т. 2-е изд. М.: Русский язык.
ЛИТЕРАТУРА
Булыгина, Г. С. (2013) «Медиаторская грамотность» как необходимое условие профессионализма работников музейной сферы. Сибирский вестник культуры, № 1, c. 110–115.
Венкова, А. В. (2021) Арт-медиация: философия, эстетика и художественная практика. В кн.: А. В. Захарова, С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова (ред.). Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 11. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 819–826. https://doi.org/10.18688/aa2111-09-66
Каган, М. С. (1988) Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 315 с.
Кейнер, С., Линд, Л., Толди, К. и др. (2017) Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения. М.: Изд-во Дмитрия Лазарева, 327 с.
Девалье, А., Мересс, Ф. (сост.). (2012) Ключевые понятия музеологии. М.: ИКОМ России. [Электронный ресурс]. URL: https://icom-russia.com/upload/iblock/532/5323743f731b222714f20ba0205ec238.pdf (дата обращение 21.08.2023).
Мёрш, К. (2020) Что такое культурная медиация? Школа медиации, 13 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/auB2D (дата обращения 07.06.2022).
Раппорт, С. Х. (2022) От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. 2-е изд. СПб.: Планета музыки, 236 с.
Саймон, Н. (2017) Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс, 439 с.
Соболев, П. С. (2001) Нравственно-эстетический смысл изучения художественной культуры. В кн.: Л. М. Мосолова (ред.). Основы теории художественной культуры. СПб.: Лань, c. 45–60.
Anderson, G. (ed.). (2004) Reinventing the museum: Historical and contemporary perspectives on the paradigm shift. Walnut Creek: AltaMira Press, 2004, 402 p.
Bourdieu, P. (1998) Is a disinterested act possible? In: Practical reason: On the theory of action. Stanford: Polity Press, pp. 75–91.
Charaudeau, P. (1992) Grammaire du sens et de l’expression. Paris: Hachette Éducation Publ., 927 p.
Dudley, S. (2013) Museum materialities: Objects, engagements, interpretations. London: Routledge Publ., 312 p.
Thrift, N. (2004) Intensities of feeling: Towards a spatial politics of affect. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, vol. 86, no. 1, с. 57–78. https://doi.org/10.1111/j.0435-3684.2004.00154.x
DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE
Evgen’eva, A. P. (ed.). (1981–1984) Slovar’ russkogo yazyka (Malyj akademicheskij slovar’): v 4 t. [Dictionary of the Russian Language (Small Academic Dictionary): In 4 vols]. 2nd ed. Moscow: Russkij yazyk Publ. (In Russian)
REFERENCES
Anderson, G. (ed.). (2004) Reinventing the museum: Historical and contemporary perspectives on the paradigm shift. Walnut Creek: AltaMira Press, 2004, 402 p. (In English)
Bourdieu, P. (1998) Is a disinterested act possible? In: Practical reason: On the theory of action. Stanford: Polity Press, pp. 75–91. (In English)
Bulygina, G. S. (2013) “Mediatorskaya gramotnost’” kak neobkhodimoe uslovie professionalizma rabotnikov muzejnoj sfery [“Mediator literacy” as a necessary condition for the professionalism of museum workers]. Sibirskij vestnik kul’tury, no. 1, pp. 110–115. (In Russian)
Charaudeau, P. (1992) Grammaire du sens et de l’expression [Grammar of Meaning and Expression]. Paris: Hachette Éducation Publ., 927 p. (In French)
Dudley, S. (2013) Museum materialities: Objects, engagements, interpretations. London: Routledge Publ., 312 p. (In English)
Devalle, A., Meress, F. (comp.). (2012) Klyuchevye ponyatiya muzeologii [Key concepts of Museology]. Moscow: ICOM Rossii Publ. [Online]. Available at: https://icom-russia.com/upload/iblock/532/5323743f731b222714f20ba0205ec238.pdf (accessed 21.08.2023). (In Russian)
Kagan, M. S. (1988) Mir obshcheniya: Problema mezhsub’ektnykh otnoshenij [The world of communication: The problem of intersubjective relations]. Moscow: Politizdat Publ, 315 p. (In Russian)
Kaner, S., Lind, L., Toldi, C. et al. (2017) Rukovodstvo fasilitatora: kak privesti gruppu k prinyatiyu sovmestnogo resheniya [Facilitator’s guide to participatory decision-making]. Moscow: Dmitrij Lazarev Publ., 327 p. (In Russian)
Mörsh, C. (2012) Chto takoe kul’turnaya mediatsiya? [What is cultural mediation?]. Shkola mediatsii [Mediation school], 13 August. [Online]. Available at: https://clck.ru/auB2D (accessed 07.06.2022). (In Russian)
Rapport, S. Kh. (2022) Ot khudozhnika k zritelyu. Problemy khudozhestvennogo tvorchestva [From the artist to the viewer. Problems of artistic creation]. 2nd ed. Saint Petersburg: Planeta muzyki Publ., 236 p. (In Russian)
Simon, N. (2017) Partitsipatornyj muzej [The participatory museum]. Moscow: Ad Marginem Press, 439 p. (In Russian)
Sobolev, P. S. (2001) Nravstvenno-esteticheskij smysl izucheniya khudozhestvennoj kul’tury [Moral-aesthetic significance of studying artistic culture]. In: L. M. Mosolova (ed.). Osnovy teorii khudozhestvennoj kul’tury [Fundamentals of the theory of artistic culture]. Saint Petersburg: Lan’ Publ., pp. 45–60. (In Russian)
Thrift, N. (2004) Intensities of feeling: Towards a spatial politics of affect. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, vol. 86, no. 1, с. 57–78. https://doi.org/10.1111/j.0435-3684.2004.00154.x (In English)
Venkova, A. V. (2021) Art-mediatsiya: filosofiya, estetika i khudozhestvennaya praktika [Art mediation: Philosophy, aesthetics, and practice]. In: A. V. Zakharova, S. V. Mal’tseva, E. Yu. Stanyukovich-Denisova (eds.). Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva. Vyp. 11 [Actual problems of the theory and history of art. Iss. 11]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 819–826. https://doi.org/10.18688/aa2111-09-66 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мария Валентиновна Забелина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.