Онтология символического и эстетическая рефлексия
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-1-12-20Ключевые слова:
рефлексия, познание, онтология, символическое, гуманитарная теория, текст, структура, дискурс, событиеАннотация
В статье рассматриваются проблемные соотношения символических конструкций бытия и рефлексии философско-эстетического сознания. Исследованы роль и значимость символических построений, приобретающих онтологические характеристики в познании и социализации. Актуализирована онтологика символического, оказывающая существенное влияние на социальную онтологию и понимание бытия в целом. Это особенно значимо для современности, где эстетическое отношение к жизни, всегда связанное с чувственным переживанием и познанием, активно задействовано в манифестациях аффектированной социальной чувственности. На этом фоне происходит онтологизация символического, предстающая в текстоцентризме современности — позиционированная в совокупности текстов, она рассматривается как глобальное произведение, где одновременно актуализированы эффекты произведенности и извода.
Эти эффекты предстают нагляднее всего в модусах символической «спектакулярности» (Ги Дебор): реальное поглощено моделью, онтология спроецирована в дискурсивные «практики признания истины». Феномены символического предписывают порядок познания и поступания: «знаковый характер» действий смещается в сторону понимания их как символически выраженной материальности. Вследствие этого в центре внимания оказываются физиологические, аффективные, энергетические и моторные реакции — в целом порождаемый ими совокупный чувственный опыт.
В сфере социальной онтологии это значит в конечном счете, что акт отправления власти предстает в форме перформанса.
Эстетика текстуальности словно бы предписывает объектной и человеческой размерности порядок социальных отношений — задает актуальный ход понимания. Символическое создает представления об объектности, которая пребывает между символическим «самим по себе» и его действиями в области прагматики («театральность») — создается новый обширный объект социальности. Энергия этой стяженности создает и новые отношения с бытием символического «самого по себе» — с тем, как оно воспроизводится, и теми проекциями, которые возникают в социальных отношениях. В статье отмечена значимость открытий представителей отечественной гуманитарной науки и плодотворность методологических идей славянского структурализма, где глубоко исследована соотнесенность произведений-объектов в их автономной структурности с социальными отношениями и эпистемологическими стратегиями гуманитарного знания.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Барт, Р. (1989) От произведения к тексту. В кн.: Г. С. Косикова (сост.). Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, с. 312.
Бибихин, В. В. (2009) Чтение философии. СПб.: Наука, 535 с.
Грякалов, А. А. (2021) Сопряженность смыслов и субъективность (размышление над книгой). Вопросы философии, № 3, с. 135–145. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-135-145
Делез, Ж. (1997) Ницше. СПб.: Аксиома, 186 с.
Деррида, Ж. (1998) Эссе об имени. М.: Изд-во Института экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 190 с.
Деррида, Ж. (2000) Письмо и различие. СПб.: Академический Проект, 495 с.
Жирмунский, В. М. (1921) Композиция лирических стихотворений. СПб.: Опояз, 107 с.
Кант, И. (1994) Критика чистого разума. М.: Мысль, 591 с.
Лиотар, Ж.-Ф. (1994) Ответ на вопрос: что такое постмодерн? Ступени, № 2, с. 72–98.
Лиотар, Ж.-Ф. (1998) Состояние постмодерна. М.: Изд-во Института экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 159 с.
Мамардашвили, М. К. (1994) Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 176 с.
Нанси, Ж.-Л. (1991) О событии. В кн.: Н. В. Мотрошилова (ред.). Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, с. 91–102.
Нанси, Ж.-Л. (1996) Нехватка ничто. В кн.: Socio-logos: альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. М.: Изд-во Института экспериментальной социологии, с. 74–98.
Слотердайк, П. (2001) Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 583 с.
Фишер-Лихте, Э. (2021) Эстетика перформативности. М.: Канон+, 384 с.
Хайдеггер, М. (1993) Письмо о гуманизме. В кн.: В. В. Бибихин (сост.). Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, с. 192–220.
Харман, Г. (2023) Искусство и объекты. М.: Изд-во Института Гайдара, 440 с.
Meixner, U. (1997) Ereignis und Substanz. Die Metaphysik von Realität. Paderborn; München; Wien; Zürich: Centre for digital philosophy Verlag, 349 S.
Schneider, N. (2002) Geschichte der Ästhetik von der Aufklärung bis zur Postmoderne. Eine paradigmatische Einfürung. 6 Aufl. Stuttgart: Reclam Verlag, S. 93–138.
Welsch, W. (1993) Das Ästhetische — Eine Schlüsselkategorie unseres Zeit? In: Die Aktualităt des Ästhetischen. München: Wilhelm Fink Verlag, S. 11–29.
REFERENCES
Barth, R. (1989) Ot proizvedeniya k tekstu [From work to text]. In: G. S. Kosikova (comp.). Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ., p. 312. (In Russian)
Bibikhin, V. V. (2009) Chtenie filosofii [Reading Philosophy]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 535 p. (In Russian)
Deleuze, J. (1997) Nitsshe [Nietzsche]. Saint Petersburg: Axioma Publ., 186 p. (In Russian)
Derrida, J. (1998) Esse ob imeni [Essays on the name]. Moscow: Institute of Experimental Sociology Publ.; Saint Petersburg: Aletheia Publ., 190 p. (In Russian)
Derrida, J. (2000) Pis’mo i razlichie [Writing and distinction]. Saint Petersburg: Akademicheskij Proekt Publ., 495 p. (In Russian)
Fischer-Lichte, E (2021) Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity]. Moscow: Kanon+ Publ., 384 p. (In Russian)
Gryakalov, A. A. (2021) Sopryazhennost’ smy’slov i sub’ektivnost’ (razmyshlenie nad knigoj) [Conjugacy of meanings and subjectivity (reflections on the book)]. Voprosy filosofii, no. 3, pp. 135–145. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-135-145 (In Russian)
Harman, G. (2023) Iskusstvo i ob’ekty [Art and objects]. Moscow: The Gaidar Institute Publ., 440 p. (In Russian)
Heidegger, M. (1993) Pis’mo o gumanizme [Letter on humanism]. In: V. V. Bibikhin (comp.). Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Time and being: Articles and speeches]. Moscow: Republic Publ., pp. 192–220. (In Russian)
Kant, I. (1994) Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. Moscow: Mysl’ Publ., 591 р. (In Russian)
Lyotard, J.-F. (1994) Otvet na vopros: chto takoe postmodern? [Answer to the question: What is postmodernity?]. Stupeni, no. 2, pp. 72–98. (In Russian)
Lyotard, J.-F. (1998) Sostoyanie postmoderna [The postmodern condition]. Moscow: Institute of Experimental Sociology Publ.; Saint Petersburg: Aletheia Publ., 159 p. (In Russian)
Mamardashvili, M. K. (1994) Klassicheskij i neklassicheskij idealy ratsional’nosti [Classical and non-classical ideals of rationality]. Moscow: Labirint Publ., 176 p. (In Russian)
Meixner, U. (1997) Ereignis und Substanz. Die Metaphysik von Realität [Event and substance. The metaphysics of reality]. Paderborn; München; Wien; Zürich: Centre for digital philosophy Verlag, 349 S. (In German)
Nancy, J.-L. (1991) O sobytii [About the event]. In: N. V. Motroshilova (ed.). Filosofiya Martina Xajdeggera i sovremennost’ [Martin Heidegger’s philosophy and modernity]. Moscow: Nauka Publ., pp. 91–102. (In Russian)
Nancy, J.-L. (1996). Nekhvatka nichto [Lack of nothing]. In: Socio-logos: al’manakh Rossijsko-frantsuzskogo tsentra sotsiologicheskikh issledovanij Instituta sotsiologii Rossijskoj Akademii nauk [Socio-logos: Almanac of the Russian- French Center for Sociological Research of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences]. Moscow: Institute of Experimental Sociology Publ., pp. 74–98. (In Russian)
Schneider, N. (2002) Geschichte der Ästhetik von der Aufklärung bis zur Postmoderne. Eine paradigmatische Einfürung. 6 Aufl. Stuttgart: Reclam Verlag, S. 93–138. (In German)
Sloterdijk, P. (2001) Kritika tsinicheskogo razuma [Criticism of the cynical mind]. Yekaterinburg: Ural University Press, 583 p. (In Russian)Welsch, W. (1993) Das Ästhetische — Eine Schlüsselkategorie unseres Zeit? In: Die Aktualităt des Ästhetischen. München: Wilhelm Fink Verlag, S. 11–29. (In German)
Zhirmunskij, V. M. (1921) Kompozitsiya liricheskikh stikhotvorenij [The composition of lyric poems]. Saint Petersburg: Opoyaz Publ., 107 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Алексей Алексеевич Грякалов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.