Историческая поэтика и поэтика истории: от Александра Веселовского до Хейдена Уайта
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-1-5-11Ключевые слова:
литературоведение, история, метод, поэтика, историческая поэтика, тропология, аналитический поворотАннотация
В статье сопоставляются два метода гуманитарного знания, включающие в себя как анализ процессуальности явления (историю), так и рефлексию по поводу принципов его словесного или иного оформления (поэтику): историческая поэтика Александра Веселовского (1838–1906) и поэтика истории Хейдена Уайта (1928–2018). Прослеживается эволюция взглядов Веселовского на предложенный им метод (от эволюции содержания, отливающегося в устойчивые формы, к эволюции самих форм), а также некоторые изменения, которые привнесли в понимание метода его продолжатели, в частности, С. С. Аверинцев, связавший «слово» и «историю» через человека и позволивший исторической поэтике обрести антропологическое измерение. Х. Уайт, тяготеющий к лингвистическому повороту в философии, развивает мысль о том, что прошлое является территорией фантазии, а значит историописание представляет собой отчасти художественное творчество. Элемент художественной поэтики в процессе описания истории он находит как на уровне одной из объясняющих стратегий (объяснение посредством сюжета через архетипы Романа, Комедии, Трагедии и Сатиры), так и на уровне дорациональном — в «префигуративном акте», предшествующем созданию исторического текста и понятом им как акт поэтический (через тропы поэтического языка Метафору, Метонимию, Синекдоху и Иронию). Сопоставление исторической поэтики и поэтики истории позволяет увидеть путь фундаментальных изменений в методологии гуманитарного знания, свершившийся в течение ХХ века, а также по-новому осмыслить роль художественного начала и языка в процессе научного познания, увидеть значение человека в методологии «наук о духе».
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Веселовский, А. Н. (1989) Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 405 с.
Уайт, X. (2002) Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 528 с.
ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев, С. С. (1997) Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 342 с.
Доманска, Э. (2010) Философия истории после постмодернизма. М.: Канон+, 399 с.
Губман, Б. Л., Ануфриева, К. В. (ред.). (2021) Лингвистический поворот и историческое познание в западной философии ХХ–XXI веков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 304 с.
Евлахов, А. М. (1910) Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии: в 3 т. Т. 1. Методология и наука. Онтогенетический анализ. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 537 с.
Исупов, К. Г. (1995) Русская эстетика истории: На материале литературной классики XIX–XX вв. СПб.: [б. и.], 31 с.
Кареев, Н. И. (1886) Литературная эволюция на Западе: Очерки и наброски из теории и истории литературы с точки зрения неспециалиста. Воронеж: Издание журнала «Филологические записки», 338 с.
Мережковский, Д. С. (1893) О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 192 с.
Седакова, О. А. (2010) Рассуждение о методе. Сергей Сергеевич Аверинцев и его книга «Поэты». В кн.: Moralia: эссе, лекции, заметки, интервью. М.: Изд-во Университета Дмитрия Пожарского, 864 с.
Тюпа, В. И. (2016) Актуальность А. Н. Веселовского: историческая поэтика как «русская компаративистика». В кн.: Т. В. Говенько (ред.). Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, с. 71–82.
Шайтанов, И. О. (2007) Историческая поэтика А. Н. Веселовского: сравнительный метод. Знание, понимание, умение, № 3, c. 170–175.
Юрченко, Т. Г. (2022) Историческая поэтика: проблемы изучения и перспективы развития: аналитический обзор. М.: [б. и.], 90 с.
SOURCES
Veselovskij, A. N. (1989) Istoricheskaya poetika [Historical poetics]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 405 p. (In Russian)
White, H. (2002) Metaistoriya: Istoricheskoe voobrazhenie v Evrope XIX veka [Metahistory: The historical imagination in Nineteenth-Century Europe]. Yekaterinburg: Ural Federal University Publ., 528 p. (In Russian)
REFERENCES
Averintsev, S. S. (1997) Poetika rannevizantijskoj literatury [Poetics of Early Byzantine literature]. Moscow: Coda Publ., 342 p. (In Russian)
Domanska, E. (2010) Filosofiya istorii posle postmodernizma [Encounters: Philosophy of history after postmodernism]. Moscow: Kanon+ Publ., 399 p. (In Russian)
Evlakhov, A. M. (1910) Vvedenie v filosofiyu khudozhestvennogo tvorchestva. Opyt istoriko-literaturnoj metodologii: v 3 t. T. 1. Metodologiya i nauka. Ontogeneticheskij analiz [Introduction to the philosophy of artistic creativity. Experience of historical and literary methodology: In 3 vols. Vol. 1. Methodology and science. Ontogenetic analysis]. Warsaw: Tipografiya Varshavskogo uchebnogo okruga Publ., 537 p. (In Russian)
Gubman, B. L., Anufrieva, K. V. (eds.). (2021) Lingvisticheskij povorot i istoricheskoe poznanie v zapadnoj filosofii XX–XXI vekov [Linguistic turn and historical knowledge in Western philosophy of the XX–XXI centuries]. Moscow; Saint Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 304 p. (In Russian)
Isupov, K. G. (1995) Russkaya estetika istorii: Na materiale literaturnoj klassiki XIX–XX vv. [Russian aesthetics of history: Based on literary classics of the 19th–20th centuries]. Saint Petersburg: [s. n.], 31 p. (In Russian)
Kareev, N. I. (1886) Literaturnaya evolyutsiya na Zapade: Ocherki i nabroski iz teorii i istorii literatury s tochki zreniya nespetsialista [Literary evolution in the West: Essays and sketches from the theory and history of literature from a layman’s point of view]. Voronezh: Izdanie zhurnala “Filologicheskie zapiski” Publ., 338 р. (In Russian)
Merezhkovskij, D. S. (1893) O prichinakh upadka i novykh techeniyakh sovremennoj russkoj literatury [Add to selected about the reasons for the decline and new trends in Modern Russian Literature]. Saint Petersburg: Tipografiya B. M. Vol’fa Publ., 192 p. (In Russian)
Sedakova, O. A. (2010) Rassuzhdenie o metode. Sergej Sergeevich Averintsev i ego kniga “Poety” [Reasoning about the method. Sergei Sergeevich Averintsev and his book “Poets”]. In: Moralia: esse, lektsii, zametki, interv’yu [Moralia: Essays, lectures, notes, interviews]. Moscow: Universitet Dmitriya Pozharskogo Publ., 864 p. (In Russian)
Shajtanov, I. O. (2007) Istoricheskaya poetika A. N. Veselovskogo: sravnitel’nyj metod [Historical poetics of A. N. Veselovsky: Comparative method]. Znanie, ponimanie, umenie, no. 3, pp. 170–175. (In Russian)
Tyupa, V. I. (2016) Aktual’nost’ A. N. Veselovskogo: istoricheskaya poetika kak “russkaya komparativistika” [Actuality Veselovsky’s: Historical poetics as Russian comparative]. In: T. V. Goven’ko (ed.). Nasledie Aleksandra Veselovskogo v mirovom kontekste. Issledovaniya i materialy [The legacy of Alexander Veselovsky in the global context. Research and materials]. Saint Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., pp. 71–82. (In Russian)
Yurchenko, T. G. (2022) Istoricheskaya poetika: problemy izucheniya i perspektivy razvitiya: analiticheskij obzor [Historical poetics: Problems of study and development prospects: An analytical review]. Moscow: [s. n.], 90 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Юлия Валентиновна Балакшина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.