Визуальные тексты современной детской литературы в контексте диалога с классикой

Авторы

  • Елена Григорьевна Цветкова СПбГУПТД Высшая школа печати и медиатехнологий

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-1-49-57

Ключевые слова:

современная литература, детская литература, визуальные тексты, диалог с классикой, книжка-картинка, графический путеводитель

Аннотация

Диалог с классикой — одна из ведущих тенденций современного литературного процесса. Современная детская и подростковая литература также вступает в диалог с классическими образцами художественных текстов. Как сделать классику актуальной и как мотивировать школьников читать произведения, входящие в школьную программу по литературе, — одна из междисциплинарных проблем. Новейшая детская литература становится проводником к литературе классической. Современные авторы, художники-иллюстраторы, издатели адаптируют художественные тексты классической литературы для читателя таким образом, что линейный текст превращается в комикс или графический роман, дополняется иллюстрациями и инфографикой. Такое прочтение классических текстов является ярким примером создания текстов новой природы. В статье рассматриваются книжка-картинка ирландского автора Оливера Джефферса и иллюстратора Сэма Уинстона «Я из мира книг», графические путеводители Алексея Олейникова «Евгений Онегин» и «Горе от ума», книга Евгении Двоскиной «Пушкин с нами».

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Двоскина, Е. Г. (2021) Пушкин с нами. М.: Речь, 160 с.

Джефферс, О. (2017) Я из мира книг. М.: Поляндрия, 32 с.

Олейников, А. (2020) Евгений Онегин. Графический путеводитель. М.: Самокат, 128 с.

Олейников, А. (2023) Горе от ума. Графический путеводитель. М.: Самокат, 128 с.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мелентьева, Ю. П. (2021) Чтение. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 448 с. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-11-147-152

ЛИТЕРАТУРА

Асонова, Е. А. (2019a) Визуальное в литературе, или о современном компетентном ребенке. Детские чтения, т. 16, № 2, с. 416-424.

Асонова, Е. А. (2019b) Классика в зеркале современной литературы. Детские чтения, т. 15, № 1, с. 307–315. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-307-315

Борусяк, Л. Ф. (2017) Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, № 3-4 (125), с. 187-196.

Дубин, Б. В. (2010) Классика, после и рядом. Социологические очерки о литературе и культуре. М.: Новое литературное обозрение, 345 с.

Катаев, В. Б. (2002) Игра в осколки: судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во Московского государственного университета, 251 с.

МакКлауд, С. (2016) Понимание комикса. М.: Белое яблоко, 216 с.

Новиков, В. И. (2007) Двадцать два мифа о Пушкине. В кн.: В. И. Новиков. Роман с литературой. М.: Intrada, с. 6–20.

Олейников, А. (2021) Интервью. Телеграм-канал «Лаборатория ДЕТЛИТ», 13 февраля. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/DetLitHerzen/68 (дата обращения 15.02.2021).

Черняк, М. А. (2008) «Спокойно, Маша, я Дубровский», или Новые игры с классикой. Universum: Вестник Герценовского университета, № 5 (55), с. 57-64.

Черняк, М. А., Цветкова, Е. Г. (2021) Графический путеводитель как новый способ диалога с классическим текстом. Ученые записки Петрозаводского государственного университета, т. 43, № 7, с. 78–84.

Школьники на уроках литературы хотели бы читать книги Стругацких и Роулинг (2020) Российская газета, 23 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/23/shkolniki-na-urokah-literatury-hoteli-by-chitat-knigi-strugackih-i-rouling.html (дата обращения 30.09.2020).

SOURCES

Dvoskina, E. G. (2021) Pushkin s nami [Pushkin with us]. Moscow: Rech’ Publ., 160 p. (In Russian)

Jeffers, O. (2017) Ya iz mira knig [A child of books]. Moscow: Polyandria Publ., 32 p. (In Russian)

Olejnikov, A. (2020) Evgenij Onegin. Graficheskij putevoditel’ [Eugene Onegin. Graphic guide]. Moscow: Samokat Publ., 128 p. (In Russian)

Olejnikov, A. (2023) Gore ot uma. Graficheskij putevoditel’ [Woe from Wit. Graphic guide]. Moscow: Samokat Publ., 128 p. (In Russian)

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Melent’eva, Yu. P. (2021) Chtenie. Entsiklopedicheskij slovar’ [Reading. Encyclopaedic dictionary]. Moscow: Nauka Publ., 448 p. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-11-147-152 (In Russian)

REFERENCES

Asonova, E. A. (2019a) Vizual’noe v literature, ili o sovremennom kompetentnom rebenke [The visual in literature, or on a contemporary competent child]. Detskie chteniya — Children’s Readings, vol. 16, no. 2, pp. 416-424. (In Russian)

Asonova, E. A. (2019b) Klassika v zerkale sovremennoj literatury [Classics in the mirror of contemporary literature]. Detskie chteniya — Chidren’s Readings, vol. 15, no. 1, pp. 307–315. (In Russian)

Borusyak, L. F. (2017) Shkol’naya literatura: pochemu ee ne lyubyat shkol’niki. Po rezul’tatam issledovaniya rossijskikh shkol’nikov i studentov [School literature: Why schoolchildren do not like it. On the results of a survey of Russian schoolchildren and students]. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii — The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions, no. 3-4 (125), pp. 187–196. (In Russian)

Chernyak, M. A. (2008) “Spokojno, Masha, ya Dubrovskij”, ili Novye igry s klassikoj [“Calm down, Masha, I’m Dubrovsky”, or New games with classics]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 5 (55), pp. 57-64. (In Russian)

Chernyak, M. A., Tsvetkova, E. G. (2021) Graficheskij putevoditel’ kak novyj sposob dialoga s klassicheskim tekstom [Graphic guide as a new way of having a dialogue with a classical text]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta — Proceedings of Petrozavodsk State University, vol. 43, no. 7, pp. 78–84. (In Russian)

Dubin, B. V. (2010) Klassika, posle i ryadom. Sotsiologicheskie ocherki o literature i kul’ture [Classics, after and near. Sociological essays on literature and culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 345 p. (In Russian)

Kataev, V. B. (2002) Igra v oskolki: sud’by russkoj klassiki v epokhu postmodernizma [The game of shards: Fates of Russian classics in the age of postmodernism]. Moscow: Moscow University Press Publ., 251 p. (In Russian)

McCloud, S. (2016) Ponimanie komiksa [Understanding comics: The invisible art]. Moscow: The White Label Publ., 216 p. (In Russian)

Novikov, V. I. (2007) Dvadtsat’ dva mifa o Pushkine [The twenty-two myths about Pushkin]. In: V. I. Novikov. Roman s literaturoj [Romance with literature]. M.: Intrada, pp. 6–20. (In Russian)

Olejnikov, A. (2021) Interv’yu [Interview]. Telegram-kanal “Laboratoriya DETLIT” [The DETLIT Labs telegram channel], 13 February. [Online]. Available at: https://t.me/DetLitHerzen/68 (accessed 15.02.2021). (In Russian)

Shkol’niki na urokakh literatury khoteli by chitat’ knigi Strugatskikh i Rouling [Students would like to read Strugatsky’s and Rowling’s books in literature classes] (2020) Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 23 September. [Online]. Available at: https://rg.ru/2020/09/23/shkolniki-na-urokah-literatury-hoteli-by-chitat-knigi-strugackih-i-rouling.html (accessed 30.09.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи