Пауль Целан. Поэтическое творчество в свете философии диалога

Авторы

  • Анастасия Константиновна Голованова Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
  • Юлиана Владимировна Каминская Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-117-129

Ключевые слова:

Пауль Целан, философия диалога, Мартин Бубер, Эммануэль Левинас, немецкоязычная литература, теория субъекта, поэтология

Аннотация

Представление о лирическом произведении как о монологическом высказывании поэтического субъекта сложилось еще в XVIII в. Однако устоявшегося в теории литературы понимания лирики оказалось недостаточно для дискуссий о поэзии XX века: она отразила кризисы и катастрофы столетия, которые поставили под вопрос все основы человеческого. Соответственно, и привычный антропоморфный поэтический субъект, повторяющий очертания личности, начал трансформироваться. Лишь постепенно ученые переходят к новым моделям интерпретации, в рамках которых рассматривают стихотворение как взаимодействие поэтических голосов. Одним из поэтов, чьи поэтологические представления противоречили устоявшемуся определению лирики, был Пауль Целан (Paul Celan, 1920–1970). Он настаивал на необходимости диалога и, шире, полифонии в стихотворении, которое, согласно Целану, обращено к Другому и таким образом преодолевает тотальность монолога. Предтечей для размышлений Целана о поэзии стала философия диалога, в частности, работы Мартина Бубера (Martin Buber, 1878–1965). Объединяя традиции европейской философии и иудаизма, он противопоставлял идеалистическому абсолютному Я субъект, существующий исключительно в отношении Я — Оно или Я — Ты. После Второй мировой войны философию диалога продолжил разрабатывать Эммануэль Левинас (Emmanuel Lévinas, 1905– 1995). Согласно Левинасу, основополагающая соотнесенность Я с Другим освобождает субъект от претензии на тотальное господство и сохраняет множественность личностей, не растворяющихся в унифицирующем свете Разума. Цель статьи — провести анализ стихотворений Целана в контексте философии Бубера и Левинаса. Интердисциплинарный ракурс позволяет охватить не только проблематику поэтического субъекта и субъектности, но и рефлексию о языке. Для анализа были выбраны стихотворения из сборника «Поворот дыхания» (Atemwende, 1967), поскольку поздний период творчества Целана, когда его письмо стало еще более «темным», изучен значительно меньше, чем его ранние творчество.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Бюхнер, Г. (1935) Сочинения. М.; Ленинград: Academia, 400 с.

Целан, П. (2013) Стихотворения. Проза. Письма. М.: Ad Marginem, 736 с.

Celan, P. (2018) Die Gedichte: Neue kommentierte Gesamtausgabe. Mit den zugehörigen Radierungen von Gisèle Celan-Lestrange. Berlin: Suhrkamp Publ., 1262 p.

Celan, P. (2000) Gesammelte Werke in sieben Bänden. Bd. III. Gedichte III. Prosa. Reden. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 233 p.

ЛИТЕРАТУРА

Агамбен, Д. (2012) Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М: Европа, 192 с.

Беневич, Г. (1998) Слово о Левинасе. В кн.: Время и другой. СПб.: Высшая Религиозно-Философская Школа, с. 10–17.

Беньямин, В. (2004) Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма. В кн.: Беньямин, В.; Белобратов, А. В. (ред.) Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, с. 47–234.

Бубер, М. (1995) Я и Ты. В кн.: Два образа веры. М.: Республика, с. 15–92.

Бубер, М. (2008) Изреченное слово. Личность. Культура. Общество, т. 10, № 2 (41), с. 19–26.

Гадамер, Х.-Г. (1988) Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 705 с.

Гадамер, Х.-Г. (2013) Феноменологический и семантический подход к Целану? Horizon. Феноменологические исследования, т. 2, № 2, с. 96–105.

Гегель, Г. (1971) Эстетика: в 3 т. Т. 3. М.: Искусство, 621 с.

Евстропов, М. Н. (2010) Эмманюэль Левинас: «лицо» как абсолютное выражение. Известия Томского политехнического университета, т. 317, № 6, с. 101–106.

Каминская, Ю. В. (2023) Поэзия и интерпретация. YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLcsjsqLLSfNBg2GjaajzqyYQSEi_LdwpV (дата обращения 22.10.2023).

Коноваленко, М. (2022) Мандельштам и Баобаб (Etwas Ungereimtes: Об одной маленькой целановской нелепости). Новое литературное обозрение, № 173, с. 191–197.

Лаку-Лабарт, Ф. (2015) Поэзия как опыт. О творчестве Пауля Целана. М.: Три квадрата, 192 с.

Левинас, Э. (1998) Время и другой. В кн.: Время и другой. СПб.: Высшая Религиозно-Философская Школа, с. 21–119.

Левинас, Э. (2000) Тотальность и бесконечное. В кн.: Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, с. 66–291.

Померанц, Г. С. (1995) Встречи с Бубером. В кн.: Два образа веры. М.: Республика, с. 3–14.

Bücher, R. (1987) Erfahrenes Sprechen — Leseversuch an Celan-Entwürfen. In: A. D. Colin (ed.). Argumentum e Silentio. International Paul Celan Symposium. Berlin; New York: De Gruyter Publ., pp. 99–112. https://doi.org/10.1515/9783110850109.99

Fußl, I. (2007) Jewish history and memory in Paul Celan’s “DU LIEGST”. Studies in 20th & 21st Century Literature, vol. 31, no. 1, article 8. https://doi.org/10.4148/2334-4415.1648

Gadamer, H.-G. (1989) Wer bin Ich und wer bist Du? Kommentar zu Celans „Atemkristall“. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 155 p.

Gellhaus, A. (1995) Enthusiasmos und Kalkül. Reflexionen über den Ursprung der Dichtung. München: Fink Publ., 390 p.

Girbig, A. (2004) “Die Abgründe sind / eingeschworen auf Weiß.” Erinnerung und Dialog. Bemerkungen zum Motiv des Schnees in Gedichten Paul Celans. Cahiers d’Études Germaniques, vol. 47, no. 2, pp. 123–136.

Goltschnigg, D. (2012) Das “Gegenwort” — Georg Büchner. In: M. May, P. Goßens, J. Lehmann (eds.). Celan Handbuch. Leben—Werk—Wirkung. Stuttgart; Weimer: Verlag J. B. Metzler, pp. 304–308.

Im Sommer, durch den Sommer: Statistical comparison 1800–2019. (2019) Google Books Ngram Viewer. [Online]. Available at: https://books.google.com/ngrams/graph?content=im+Sommer%2C+durch+den+Sommer&year_start=1800&year_end=2019&corpus=de-2019&smoothing=3 (accessed 01.08.2023).

Joris, P. (2014) Commentary. In: Breathturn into timestead: The collected later poetry: A bilingual edition. New York: Farrar, Straus and Giroux Publ., pp. 459–628.

Keiling, T. (2011) Ort und Zeit im Meridian. Heidegger in Derridas Celan-Interpretation. In: D. Espinet (ed.). Schreiben. Dichten. Denken. Zu Heideggers Sprachbegriff. Frankfurt am Main.: Vittorio Klostermann Publ., pp. 177–195.

Lyon, J. K. (1971) Paul Celan and Martin Buber: Poetry as Dialogue. Publications of the Modern Language Associatin of America, vol. 86, no. 1, pp. 110–120. https://doi.org/10.2307/461008

May, M. (2012) Atemwende. In: M. May, P. Goßens, J. Lehmann (eds.). Celan Handbuch. Leben—Werk—Wirkung. Stuttgart; Weimer: Verlag J. B. Metzler, pp. 89–98.

Maslon, S. (2012) Stating the Obvious: Celan—Beckett—Nauman. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego Publ., 123 p.

Peters, P. (1994) Geschwindigkeiten des Wortes: Tracing Celan’s Metaphor. Seminar: A Journal of Germanic Studies, vol. 30, no. 2, pp. 127–136.

Piszczatowski, P. (2016) In den Flüssen nördlich der Zukunft—Nordische Landschaften in Gedichten von Paul Celan. In: M. Tarvas, F. H. Marten, A. Johanning-Radžienė et al. (eds.). Triangulum. Germanistisches Jahrbuch 2015 für Estland, Lettland und Litauen. Vilnius: Vilnius Academy of Fine Arts Press, 606 p.

Poetry in Transition 2019–2022. (2022) [Online]. Available at: https://lyrik-in-transition.uni-trier.de/?lang=en (accessed 07.10.2023).

Rychlo, P. (2022) Stationen poetischer Entwicklung: Paul Celans Gedichtbände in chronologisch-historischer Folge. Göttingen: V&R Unipress, 131 p.

Schmid, J. K. (2023) Pharmazeutische Aspekte von Morus alba. Diplomarbeit zur Erlangung des akademischen Grades einer Magistra der Pharmazie. Graz: Karl-Franzens-Universität Graz Publ., 55 p.

Schmitzer, U. (2017) Pyramus der Narr — Christus Pyramus. Ovid malt die Sage von Pyramus und Thisbe. Gymnasium, no. 124, pp. 529–560. https://doi.org/10.11588/propylaeumdok.00004814

Seiderer, U. (2002) Körper unter Wasser. Die illegitime Geste der Fiktion—Flussleichen des 20. Jahrhunderts: Georg Heym, Paul Celan, Peter Szondi. Recherches Germaniques, no. 32, pp. 145–185.

Stahl, H. (2016) Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche. Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland. Leipzig: BiblionMedia Publ., 676 p.

Tucker, B. (2013) Rebuke: From trope to event in Paul Celan’s “Zähle die Mandeln”. The German Quarterly, vol. 86, no. 3, pp. 257–274.

Waldenfels, B. (2004) Levinas and the face of the other. In: S. Critchley, R. Bernasconi (eds.). The Cambridge Companion to Levinas. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 63–81.

Wögerbauer, W. (2017) Anmerkungen zur Stigmatisierung des Privaten in der Celan-Forschung. Geschichte der Germanistik. Historische Zeitschrift für die Philologien, no. 51–52, pp. 5–15.

Yang, Y. (2017) Durch einen Gestuswandel gestaltgewordene Sprache: Celan-Studie mit einer Fokussierung auf den Atemwende-Gedichtband. PhD dissertation (Philosophy). Aachen, Westfälischen Technischen Hochschule Aachen, 225 p.

SOURCES

Büchner, G. (1935). Sochineniya [Collected Works]. Moscow; Leningrad: Academia Publ., 400 p. (In Russian)

Celan, P. (2018) Die Gedichte. Neue kommentierte Gesamtausgabe. Mit den zugehörigen Radierungen von Gisèle Celan-Lestrange [The poems. New annotated complete edition. With the associated etchings by Gisèle Celan- Lestrange]. Berlin: Suhrkamp Publ., 1262 p. (In German)

Celan, P. (2000) Gesammelte Werke in sieben Bänden. Bd. III. Gedichte III. Prosa. Reden [Collected works in seven volumes. Vol. III. Poems III. Prose. Talk]. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 233 p. (In German)

Celan, P. (2013) Stikhotvoreniya. Proza. Pis’ma [Poems. Prose. Letters]. Moscow: Ad Marginem Publ., 736 p. (In Russian)

REFERENCES

Agamben, G. (2012) Homo Sacer. Chto ostaetsya posle Osventsima: arkhiv i svidetel’ [Homo Sacer. Quel Che Resta di Auschwitz: L’archivio e il Testimone]. Moscow: Evropa Publ., 192 p. (In Russian)

Benevich, G. (1998) Slovo o Levinase [A word about Lévinas]. In: Vremya i drugoj [Le Temps et L’autre]. Saint Petersburg: Saint Petersburg School of Religion and Philosophy Publ., pp. 10–17. (In Russian)

Benjamin, W. (2004) Sharl’ Bodler. Poet v epokhu zrelogo kapitalizma [Charles Baudelaire: A Lyric Poet in the Era of High Capitalism]. In: Maski vremeni. Esse o kul’turei literature [Masks of Time: Essays on culture and literature]. Saint Petersburg: Symposium Publ., pp. 47–234. (In Russian)

Buber, M. (1995) Ya i Ty [Me and You]. In: Dva obraza very [Two Images of Faith]. Moscow: Respublika Publ., pp. 15–92. (In Russian)

Buber, M. (2008) Izrechennoe slovo [The word, has been uttered]. Lichnost’. Kul’tura. Obshchestvo — Personality. Culture, Society, vol. 10, no. 2 (41), pp. 19–26. (In Russian)

Bücher, R. (1987) Erfahrenes Sprechen — Leseversuch an Celan-Entwürfen. In: A. D. Colin (ed.). Argumentum e Silentio. International Paul Celan Symposium. Berlin; New York: De Gruyter Publ., pp. 99–112. https://doi.org/10.1515/9783110850109.99 (In German)

Evstropov, M. N. (2010) Emmanyuel’ Levinas: “litso” kak absolyutnoe vyrazhenie [Emmanuel Lévinas: “Face” as absolute expression]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta — Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, vol. 317, no. 6, pp. 101–106. (In Russian)

Fußl, I. (2007) Jewish history and memory in Paul Celan’s “DU LIEGST”. Studies in 20th & 21st Century Literature, vol. 31, no. 1, article 8. https://doi.org/10.4148/2334-4415.1648 (In English)

Gadamer, H.-G. (1988) Istina i metod. Osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and Method. Fundamentals of Philosophical Hermeneutics]. Moscow: Progress Publ., 705 p. (In Russian)

Gadamer, H.-G. (1989) Wer bin Ich und wer bist Du? Kommentar zu Celans „Atemkristall“ [Who am I and who are you? Commentary on Celan’s “Breathing Crystal”]. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 155 p. (In German)

Gadamer, H.-G. (2013) Fenomenologicheskij i semanticheskij podkhod k Tselanu? [Phenomenological and semantic approaches to Paul Celan?] Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya — Horizon. Studies in Phenomology, vol. 2, no. 2, pp. 96–105. (In Russian)

Gellhaus, A. (1995) Enthusiasmos und Kalkül. Reflexionen über den Ursprung der Dichtung [Enthusiasm and calculation. Reflections on the origins of poetry]. München: Fink Publ., 390 p. (In German)

Girbig, A. (2004) “Die Abgründe sind / eingeschworen auf Weiß.” Erinnerung und Dialog. Bemerkungen zum Motiv des Schnees in Gedichten Paul Celans [“The abysses are / sworn to white.” Memory and dialogue. Comments on the motif of snow in Paul Celan’s poems]. Cahiers d’Études Germaniques, vol. 47, no. 2, pp. 123–136. (In German)

Goltschnigg, D. (2012) Das “Gegenwort” — Georg Büchner [The “Counterword” — Georg Büchner]. In: M. May, P. Goßens, J. Lehmann (eds.). Celan Handbuch. Leben—Werk—Wirkung [Celan manual. Life—Work—Effect]. Stuttgart; Weimer: Verlag J. B. Metzler, pp. 304–308. (In German)

Hegel, G. (1971) Estetika: v 3 t. T. 3 [Aesthetics: In 3 Vols. Vol. 3]. Moscow: Iskusstvo Publ., 621 p. (In Russian)

Im Sommer, durch den Sommer: Statistical comparison 1800–2019. (2019) Google Books Ngram Viewer. [Online]. Available at: https://books.google.com/ngrams/graph?content=im+Sommer%2C+durch+den+Sommer&year_start=1800&year_end=2019&corpus=de-2019&smoothing=3 (accessed 01.08.2023). (In English)

Joris, P. (2014) Commentary. In: Breathturn into timestead: The collected later poetry: A bilingual edition. New York: Farrar, Straus and Giroux Publ., pp. 459–628. (In English)

Kaminskaya, Yu. V (2023). Poeziya i interpretatsiya [Poetry and interpretation]. YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/playlist?list=PLcsjsqLLSfNBg2GjaajzqyYQSEi_LdwpV (accessed 22.10.2023). (In Russian)

Keiling, T. (2011) Ort und Zeit im Meridian. Heidegger in Derridas Celan-Interpretation [Place and time in the meridian. Heidegger in Derrida’s interpretation of Celan]. In: D. Espinet (ed.). Schreiben. Dichten. Denken. Zu Heideggers Sprachbegriff [Write. Dense. Think. On Heidegger’s concept of language]. Frankfurt am Main.: Vittorio Klostermann Publ., pp. 177–195. (In German)

Konovalenko, M. (2022) Mandel‘shtam i Baobab (Etwas Ungereimtes: Ob odnoj malen’koj tselanovskoj neleposti) [Mandelstam and the Baobab (Etwas Ungereimtes: On one small celan absurdity)]. Novoe literaturnoe obozrenie — New Literary Observer, no. 173, pp. 191–197. (In Russian)

Lacoue-Labarthe, P. (2015) Poeziya kak opyt. O tvorchestve Paulya Tselana [Poetry as Experience: On the Work of Paul Celan]. Moscow: Tri kvadrata Publ., 192 p. (In Russian)

Lévinas, E. (1998) Vremya i drugoj [Le Temps et L’autre]. In: Vremya i drugoj [Le Temps et L’autre]. Saint Petersburg: Saint Petersburg School of Religion and Philosophy Publ., pp. 21–119 (In Russian)

Lévinas, E. (2000) Total’nost’ i beskonechnoe [Totality and Infinity: An Essay on Exteriority]. In: Izbrannoe. Total’nost’ I beskonechnoe [Selected Works. Totality and Infinity]. Moscow; Saint Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., pp. 66–291. (In Russian)

Lyon, J. K. (1971) Paul Celan and Martin Buber: Poetry as Dialogue. Publications of the Modern Language Associatin of America, vol. 86, no. 1, pp. 110–120. https://doi.org/10.2307/461008 (In English)

May, M. (2012) Atemwende [Breathing turn]. In: M. May, P. Goßens, J. Lehmann (eds.). Celan Handbuch. Leben— Werk—Wirkung [Celan manual. Life—Work—Effect]. Stuttgart; Weimer: Verlag J. B. Metzler, pp. 89–98. (In German)

Maslon, S. (2012) Stating the Obvious: Celan—Beckett—Nauman. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego Publ., 123 p. (In English)

Peters, P. (1994) Geschwindigkeiten des Wortes: Tracing Celan’s Metaphor [Speeds of the Word: Tracing Celan’s Metaphor]. Seminar: A Journal of Germanic Studies, vol. 30, no. 2, pp. 127–136. (In German)

Piszczatowski, P. (2016) In den Flüssen nördlich der Zukunft—Nordische Landschaften in Gedichten von Paul Celan [In the rivers north of the future—Nordic landscapes in poems by Paul Celan]. In: M. Tarvas, F. H. Marten, A. Johanning-Radžienė et al. (eds.). Triangulum. Germanistisches Jahrbuch 2015 für Estland, Lettland und Litauen [Triangulum. German Studies Yearbook 2015 for Estonia, Latvia and Lithuania]. Vilnius: Vilnius Academy of Fine Arts Press, 606 p. (In German)

Poetry in Transition 2019–2022. (2022) [Online]. Available at: https://lyrik-in-transition.uni-trier.de/?lang=en (accessed 07.10.2023). (In English)

Pomerants, G. S. (1995) Vstrechi s Buberom [Encounters with Buber]. In: Dva obraza very [Two Images of Faith]. Moscow: Respublika Publ., pp. 3–14. (In Russian)

Rychlo, P. (2022) Stationen poetischer Entwicklung: Paul Celans Gedichtbände in chronologisch-historischer Folge [Stations of poetic development: Paul Celan’s volumes of poetry in a chronological-historical sequence]. Göttingen: V&R Unipress, 131 p. (In German)

Schmid, J. K. (2023) Pharmazeutische Aspekte von Morus alba. Diplomarbeit zur Erlangung des akademischen Grades einer Magistra der Pharmazie [Pharmaceutical aspects of Morus alba. Diploma thesis to obtain the academic degree of a master’s degree in pharmacy]. Graz: Karl-Franzens-Universität Graz Publ., 55 p. (In German)

Schmitzer, U. (2017) Pyramus der Narr — Christus Pyramus. Ovid malt die Sage von Pyramus und Thisbe [Pyramus the Fool—Christ Pyramus. Ovid paints the legend of Pyramus and Thisbe]. Gymnasium, no. 124, pp. 529–560. https://doi.org/10.11588/propylaeumdok.00004814.(In German)

Seiderer, U. (2002) Körper unter Wasser. Die illegitime Geste der Fiktion—Flussleichen des 20. Jahrhunderts: Georg Heym, Paul Celan, Peter Szondi [Body under water. The Illegitimate Gesture of Fiction—River Corpses of the 20th Century: Georg Heym, Paul Celan, Peter Szondi]. Recherches Germaniques, no. 32, pp. 145–185. (In German)

Stahl, H. (2016) Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche. Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland [Writing poems in times of upheaval. Trends in poetry since 1989 in Russia and Germany]. Leipzig: BiblionMedia Publ., 676 p. (In German)

Tucker, B. (2013) Rebuke: From trope to event in Paul Celan’s “Zähle die Mandeln”. The German Quarterly, vol. 86, no. 3, pp. 257–274. (In English)

Waldenfels, B. (2004) Levinas and the face of the other. In: S. Critchley, R. Bernasconi (eds.). The Cambridge Companion to Levinas. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 63–81. (In English)

Wögerbauer, W. (2017) Anmerkungen zur Stigmatisierung des Privaten in der Celan-Forschung [Comments on the stigmatization of the private sphere in Celan research]. Geschichte der Germanistik. Historische Zeitschrift für die Philologien, no. 51–52, pp. 5–15. (In German)

Yang, Y. (2017) Durch einen Gestuswandel gestaltgewordene Sprache: Celan-Studie mit einer Fokussierung auf den Atemwende-Gedichtband [Language shaped by a change in gesture: Celan study with a focus on the Breath Turn volume of poems]. PhD dissertation (Philosophy). Aachen, Westfälischen Technischen Hochschule Aachen, 225 p. (In German)

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи