Ленинградские художники и их вклад в становление новгородского фарфорового искусства

Авторы

  • Татьяна Александровна Воропаева Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-154-161

Ключевые слова:

завод «Красный фарфорист», завод «Пролетарий», Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной

Аннотация

История фарфоровых предприятий Новгородской области представляет собой сложный процесс развития, состоящий из различных этапов и преобразований. В последние годы наблюдается увеличение числа исследований, посвященных искусству советского фарфора второй половины XX века и истории местных фарфоровых производств. В этот период фарфоровая промышленность Новгорода активно развивается, проводятся работы по модернизации оборудования на предприятиях, основной целью которых является повышение качества продукции и улучшение ее художественно-эстетических характеристик. Следует отметить, что продукция, выпускаемая на новгородских предприятиях во второй половине ХХ века, реализовывалась по всей стране, а также поставлялась за рубеж. Кроме того, одним из ключевых аспектов развития отечественной фарфоровой промышленности являлась подготовка квалифицированных специалистов. Это обеспечивало качество производства, а также способствовало сохранению и развитию традиций фарфорового искусства. Значительное влияние на формирование отрасли оказали мастера, прошедшие подготовку в учебных заведениях Ленинграда, а также художники Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова: В. Л. Семенов, Л. К. Блак, Э. М. Криммер, А. А. Лепорская, В. М. Овсянников, Ф. Н. Крохина, Т. А. Гаврилова, А. С. Круглов, М. В. Андреева и др. В статье анализируется творчество ленинградских художников, внесших значительный вклад в искусство новгородского фарфора. Опираясь на архивные материалы, музейные и частные коллекции фарфора, воспоминания современников, автор исследует особенности их творчества.

Вклад ленинградских художников в развитие фарфорового искусства трудно переоценить, их работы до сих пор пользуются популярностью и являются предметом гордости коллекционеров.

Библиографические ссылки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амшинский, М. (1958) Справедливые претензии. Декоративное искусство СССР, № 4, с. 3–6.

Володина, Т. В. (2017) Выпускники ЛВПХУ имени В. И. Мухиной в Новгороде. Художественный фарфор. Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. 2017. Вып. 1. Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник № 1, с. 110–116.

Воронов, Н. (1959) От модельщика до художника. Декоративное искусство СССР, № 3, с. 33–35.

Воропаева, Т. А. (2022) Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. Международный журнал исследований культуры, № 2 (47), с. 58–69.

Гаврилова, Т. А. (1990) Личный архив Гавриловой Т. А. Автобиография. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4181. Оп. 1. Д. 41. Л. 1.

Григорьева, А. Г. (2010) Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели». Теория и практика общественного развития, № 4, с. 239–241.

Зозуленко, Т. Б. (2020) Танец кисти по фарфору. Новая новгородская газета, № 1 (1059), с. 14–16.

Иванова, Е. В. (2019) Образ детства в скульптурной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950–1960-е годы. Манускрипт, т. 12, № 8, с. 169–173.

Иванова, Е. В. (2020) Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950–1960-х гг. в контексте истории советского художественного фарфора. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена,191 с.

Иванова, Е. В., Сапанжа, О. С., Баландина, Н. А. (2021) Искусство — в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956–1966. М.: БуксМАрт, 198 с.

Кантор, К. (1958) Полезное и прекрасное в прикладном искусстве. Декоративное искусство СССР, № 6, с. 33–38.

Крамаренко, Л. Г. (1958) Что мешает выпуску красивой посуды? Декоративное искусство СССР, № 7, с. 11–13.

Теремин, С. (1953) За высокое качество изделий художественной промышленности. Искусство, № 6, с. 5–14.

REFERENCES

Amshinskij, M. (1958) Spravedlivye pretenzii [Fair claims]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 4, pp. 3–6. (In Russian)

Gavrilova, T. A. (1990) Lichnyj arkhiv Gavrilovoj T. A. Avtobiografiya [Personal archive of Gavrilova T. A. Autobiography]. Gosudarstvennyj arkhiv Novgorodskoj oblasti [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-4181. Inventary no.1. Archival unit. 41. P. 1. (In Russian)

Grigorieva, A. G. (2010) Reshenie zhilishchnoj problemy sovetskikh grazhdan v gody “ottepeli” [The decision of housing problem of the Soviet citizens in days of “thaw”], Teorija i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 4, pp. 239–241. (In Russian)

Ivanova, E. V. (2019) Obraz detstva v skul’pturnoj plastike masterov Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij v 1950–1960-e gody [Childhood image in plastic art of Leningrad porcelain factory masters in the 1950–1960s]. Manuscript, vol. 12, no. 8, pp. 169–173. (In Russian)

Ivanova, E. V. (2020) Proizvedeniya Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij 1950–1960-kh gg. v kontekste istorii sovetskogo khudozhestvennogo farfora [Works of the Leningrad Porcelain Factory of the 1950s–1960s. in the context of the history of Soviet artistic porcelain]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 191 p. (In Russian)

Ivanova, E. V., Sapanzha, O. S., Balandina, N. A. (2021) Iskusstvo — v byt. Inter’ernaya plastika Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij. 1956–1966 [Art is in everyday life. Interior plastics of the Leningrad Porcelain Factory. 1956–1966]. Moscow: BuksMArt Publ., 198 p. (In Russian)

Kantor, K. (1958) Poleznoe i prekrasnoe v prikladnom iskusstve [Useful and beautiful in applied art]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 6, pp. 33–38. (In Russian)

Kramarenko, L. G. (1958) Chto meshaet vypusku krasivoj posudy? [What prevents the production of beautiful dishes?]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 7, pp. 11–13. (In Russian)

Protokol zasedaniya khudozhestvennogo Soveta VIALEGPROMa po farforo-fayansovoj promyshlennosti ot 13 iyunja 1961 g. [Minutes of the meeting of the VYALEGPROM Artistic Council on the porcelain and earthenware industry dated June 13, 1961]. (1961) GANO [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-472. Inventary no. 3. Archival unit. 269. P. 9. (In Russian)

Protokol zasedaniya khudozhestvennogo Soveta VIALEGPROMa po farforo-fayansovoj promyshlennosti ot 1957 g. [Minutes of the meeting of the VYALEGPROM Artistic Council on the porcelain and earthenware industry from 1957]. (1957) GANO [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-472. Inventary no. 3. Archival unit. 269. P. 9. (In Russian)

Teremin, S. (1953) Za vysokoe kachestvo izdelij khudozhestvennoj promyshlennosti [For high quality products of the art industry]. Iskusstvo, no. 6, pp. 5–14. (In Russian)

Volodina, T. V. (2017) Vypuskniki LVPKhU imeni V. I. Mukhinoj v Novgorode. Khudozhestvennyj farfor [Graduates of the Leningrad Higher Art-Industrial School named after V. I. Mukhina in Novgorod. Art Porcelian], Ezhegodnik Novgorodskogo muzeya-zapovednika [Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve]. Iss. 1. Velikiy Novgorod: Novgorod State United Museum-Reserve No. 1 Publ., pp. 110–116. (In Russian)

Voronov, N. (1959) Ot model’shchika do khudozhnika [From modelmaker to artist]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 3, pp. 33–35. (In Russian)

Voropaeva, T. A. (2022) Massovyj sovetskij khudozhestvennyj farfor: k istorii novgorodskogo zavoda “Proletarij” 1970-kh gg. [Mass soviet art porcelain: On the history of the Novgorod factory “Proletarian” of the 1970s]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 2 (47), pp. 58–69. (In Russian)

Zozulenko, T. B. (2020) Tanets kisti po farforu [Brush dance on porcelain]. Novaya novgorodskaya gazeta, no. 1 (1059), pp. 14–16. (In Russian)

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи