Продукция ленинградских предприятий художественной промышленности 1950–1960-х годов в современном пространстве художественного рынка
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-87-94Ключевые слова:
предприятия художественной промышленности, советский массовый фарфор, советская культура 1950–1960-х годов, художественный рынок, культура повседневностиАннотация
В статье исследуется бытование продукции предприятий художественной промышленности Ленинграда 1950–1960-х годов на современном художественном рынке. Временная дистанция повышает интерес к объектам художественной промышленности этого периода не только исследователей, но и музейных и частных собраний, художественного рынка. Арт-рынок в этой ситуации становится важным механизмом для актуализации таких произведений в пространстве современной культуры. Важно отметить, что данные предметы были изначально интегрированы в пространство рынка, что было связано с потребительским запросом советских граждан, приобретающих объекты тиражной фарфоровой пластики для украшения своего дома или же в подарок. Художественно-промышленные предприятия, в свою очередь, систематически вносили корректировки и обновляли ассортимент своей продукции для удовлетворения запроса потребителя. Сегодня объекты советской художественной промышленности 1950–1960-х годов все чаще рассматриваются как важная часть культуры, становятся предметом интереса коллекционеров, некоторые произведения могут иметь достаточно высокую стоимость и приобретаться для музейных и частных собраний. Так изменение отношения к произведениям художественной промышленности 1950–1960-х годов оказало непосредственное влияние на их существование в условиях художественного рынка.
В статье проведен анализ факторов, влияющих на особенности бытования объектов художественной промышленности Ленинграда в условиях современного арт-рынка. Выявлено, что интеграция объектов художественной промышленности в повседневную жизнь советского человека, восприятие продукции художественных предприятий не столько как произведений искусства, сколько как предметов, способных украсить интерьер, промышленный характер создания, тиражируемость художественной продукции — все это оказало непосредственное влияние на особенности бытования данных объектов на современном художественном рынке.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Промышленное искусство. (2024) Российская академия художеств. [Электронный ресурс] URL: https://rah.ru/science/glossary/detail.php?ID=19854 (дата обращения 20.03.2024).
ЛИТЕРАТУРА
Блинова, Е. К., Сапанжа, О. С. (2022) Бытовая классика как феномен ленинградской послевоенной культуры. Международный журнал исследований культуры, № 2 (47), с. 6–17. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_2_6
Винокуров, С. Е., Будрина, Л. А. (2021) Истоки уральской ювелирной школы в деятельности свердловского завода «Русские самоцветы». Академический вестник УралНИИпроект РААСН, № 3 (50), с. 77–82. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013
Иванова, Е. В. (2020) Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий1950–1960–х годов в контексте истории советского художественного фарфора. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 191 с.
Иванова, Е. В., Сапанжа, О. С., Баландина, Н. А. (2021) Искусство — в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956–1966. М.: БуксМАрт, 192 с.
Лысакова, А. А. (2012) Арт-рынок классический и арт–рынок современный. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, № 1 (99). с. 25–29.
Петрова, Н. С. (2007) Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, 1944–2004. СПб.: Глобал Вью, 895 с.
Сапанжа, О. С. (2023) Произведения предприятий художественной промышленности Ленинграда второй половины ХХ века и их роль в организации жизненной среды (на примере продукции завода «Ленинградский эмальер»). Культура и искусство, № 11, с. 42–57. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2023.11.68976
Сапанжа, О. С., Баландина, Н. А. (2019) Поэма А. С. Пушкина и балет Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в советской фарфоровой пластике. Новое искусствознание. История, теория и философия искусства, № 3, с. 117–125. https://doi.org/10.24411/2658-3437-2019-13017
Северюхин, Д. Я. (2011) Художественный рынок: Как это следует понимать в искусствоведении. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, № 3 (8), с. 69–73.
Шехтер, Т. Е., Гительман, Л. И., Карпов, А. В. и др. (2004) Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 229 с.
SOURCES
Promyshlennoe iskusstvo [Industrial art]. (2024) Rossijskaya akademiya khudozhestv [The Russian Academy of Arts]. [Online]. Available at: https://rah.ru/science/glossary/detail.php?ID=19854 (accessed 20.03.2024). (In Russian)
REFERENCES
Blinova, E. K., Sapanzha, O. S. (2022) Bytovaya klassika kak fenomen leningradskoj poslevoennoj kul’tury [Household classics as a phenomenon of Leningrad culture after the Second World War]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 2 (47), pp. 6–17. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_2_6 (In Russian)
Ivanova, E. V. (2020) Proizvedeniya Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij 1950–1960–kh godov v kontekste istorii sovetskogo khudozhestvennogo farfora [Works of the Leningrad Porcelain Factory of the 1950s–1960s in the context of the history of Soviet artistic porcelain]. PhD dissertation (Art). Saint Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia, 191 p. (In Russian)
Ivanova, E. V., Sapanzha, O. S., Balandina, N. A. (2021) Iskusstvo — v byt. Inter’ernaya plastika Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij. 1956–1966 [Art in everyday life. Interior plastics of the Leningrad porcelain factory. 1956–1966]. Moscow: BuksMArt Publ., 192 p. (In Russian)
Lysakova, A. A. (2012) Art–rynok klassicheskij i art–rynok sovremennyj [Classical and present day art markets]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki — Izvestiya. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, no. 1 (99), pp. 25–29. (In Russian)
Petrova, N. S. (2007) Leningradskij farforovyj zavod imeni M. V. Lomonosova, 1944–2004 [Leningrad Porcelain Factory named after M. V. Lomonosov, 1944–2004]. Saint Petersburg: Global View Publ., 895 p. (In Russian)
Sapanzha, O. S. (2023) Proizvedeniya predpriyatij khudozhestvennoj promyshlennosti Leningrada vtoroj poloviny XX veka i ikh rol’ v organizatsii zhiznennoj sredy (na primere produktsii zavoda “Leningradskii emal’er”) [The works of Leningrad art industry enterprises of the second half of the twentieth century and their role in organization of the living environment (on the example of the products of the Leningrad Enamel plant)]. Kul’tura i iskusstvo — Culture and Art, no. 11, pp. 42–57. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2023.11.68976 (In Russian)
Sapanzha, O. S., Balandina, N. A. (2019) Poema A. S. Pushkina i balet B. V. Asaf’eva “Bakhchisarajskij fontan” v sovetskoj farforovoj plastike [Poem “The Fountain of Bakhchisaray” by A. S. Pushkin and ballet “The Fountain of Bakhchisaray” by B. V. Asafyev in Soviet porcelain sculpture]. Novoe iskusstvoznanie. Istoriya, teoriya i filosofiya iskusstva — New Art Studies. History, Theory and Philosophy of Art Scientific Journal, no. 3, pp. 117–125. https://doi.org/10.24411/2658-3437-2019-13017 (In Russian)
Severyukhin, D. Ya. (2011) Khudozhestvennyj rynok: Kak eto sleduet ponimat’ v iskusstvovedenii [Art market: How it should be understood in art history]. Vestnik Sankt–Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 3 (8), pp. 69–73. (In Russian)
Shekhter, T. E., Gitelman, L. I., Karpov, A. V. et al. (2004) Khudozhestvennyj rynok: Voprosy teorii, istorii, metodologii [Art market: Questions of theory, history, methodology]. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences Publ., 229 p. (In Russian)
Vinokurov, S. E., Budrina, L. A. (2021) Istoki ural’skoj yuvelirnoj shkoly v deyatel’nosti sverdlovskogo zavoda “Russkie samotsvety” [The origins of the Ural jewelry school in the activities of the Sverdlovsk factory “Russkiye Samotsvety”] Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN, no. 3 (50), pp. 77–82. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Подольская Ксения Сергеевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.