Феномен «понимание» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» в ракурсе «Рабочих записей 60-х — начала 70-х годов» М. М. Бахтина
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-4-327-334Ключевые слова:
феномен «понимание», Ф. М. Достоевский, роман «Подросток», М. М. Бахтин, «Рабочие записи 60-х — начала 70-х годов»Аннотация
Рассматривается воплощение феномена «понимание» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» на уровне его поэтики (специфика слова, сюжет, композиция, событие) и смыслов. Основой исследования становится лексический анализ текста. В соответствии с герменевтическим принципом представления целого по его части, аспектно изучается первая часть пятой главы второй части романа. Выявлено, что словообраз «слишком понимаю», во-первых, индивидуален (контексты употребления этого сочетания у Ф. М. Достоевского указывают на способность к особенной проницательности, на умение увидеть «невидимое», на глубину проникновения в душу другого, на мучительность осознания трагедии), во-вторых, содержит те особенности, которые отсылают к концепции «активно-диалогического понимания» М. М. Бахтина. Обозначенная концепция константна для философского творчества исследователя в целом, но центральна для «Рабочих записей 60-х — начала 70-х годов». Этот труд не только развивает тему понимания в разных аспектах, но и демонстрирует процесс понимания, свойственный его автору. Установлено, что процесс «активно-диалогического понимания», характерный и для художественного (Ф. М. Достоевский), и для эстетико- философского (М. М. Бахтин) текстов способствует созданию их целостности. Это еще раз доказывает, что М. М. Бахтин обратился к изучению текстов Ф. М. Достоевского не для того, чтобы воплотить ту или иную свою философскую идею, а потому, что открыл в его художественном творчестве близкое себе внимание к познанию основных законов сознания и развития целостной личности.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Бахтин, М. М. (2002) «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-х–1970-х гг. В кн.: Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 800 с.
Достоевский, Ф. М. (1975) Подросток. В кн.: Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 13. Л.: Наука, 456 с.
Достоевский, Ф. М. (1976) Подросток. Рукописные редакции. В кн.: Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 16. Л.: Наука, 440 с.
Национальный корпус русского языка. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения 06.03.2024).
Савчук, С. О., Архангельский, Т. А., Бонч-Осмоловская, А. А и др. (2024) Национальный корпус русского языка 2.0: новые возможности и перспективы развития. Вопросы языкознания, № 2, с. 7–34. https://doi.org/10.31857/0373-658X.2024.2.7-34
СЛОВАРИ
Шведова, Н. Ю. (ред.). (1980) Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 783 с.
ЛИТЕРАТУРА
Бурсов, Б. И. (1971) «Подросток» — роман воспитания. Аврора, № 11, с. 64–71.
Воронина, Э. А. (2015) «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания: своеобразие жанровой модели. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика, т. 12, № 2, с. 15–21.
Гидини, М. К. (2021) Исповедь и письмо в романе Достоевского «Подросток». Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, № 3 (15), с. 39–52. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-39-52
Демченкова, Э. А. (2001) «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика). Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 326 с.
Долинин, А. С. (1963) Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л.: Советский писатель, 343 с.
Исупов, К. Г. (2016) Метафизика Достоевского. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, с. 89.
Комарович, В. Л. (1924) Роман Достоевского «Подросток» как художественное единство. В кн.: А. С. Долинин (ред.). Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. Л.; М.: Мысль, с. 31–68.
Конюхов, А. Ф. (2007) Стихия вопрошания в романе Ф. М. Достоевского «Подросток». Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Магнитогорск, Магнитогорский государственный университет, 24 с.
Меерсон, О. А. (2021) «Подросток» как воспитание чувств. Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, № 2 (14), с. 18–36. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-2-18-36
Мочульский, К. В. (1995) Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 606 с.
Сыроватко, Л. В. (2012) Фотодосия у Достоевского. Светопись «Великого Пятикнижия»: общий очерк. В кн.: С. Алоэ (ред.). Достоевский: философское мышление, взгляд писателя. СПб.: Дмитрий Буланин, с. 363–397.
Честнова, Н. Ю. (2010) Об исповедальной интенции в романе Ф. М. Достоевского «Подросток». В кн.: И. С. Юхнова (ред.). Грехнёвские чтения: словесный образ и литературное произведение. Сборник научных трудов. Вып. 6. Нижний Новгород: КНИГИ, с. 77–82.
SOURCES
Bakhtin, M. M. (2002) “Problemy poetiki Dostoevskogo”. Raboty 1960-kh–1970-kh gg. [Problems of Dostoevsky’s poetics. Works of the 1960s–1970s]. In: Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 6 [Collected works: In 7 vols. Vol. 6]. Moscow: Russkie slovari Publ.; Languages of Slavic Сultures Publ., 800 p. (In Russian)
Dostoevsky, F. M. (1975) Podrostok [The Adolescent]. In: Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. T. 13 [The complete collected works: In 30 vols. Vol. 13]. Leningrad: Nauka Publ., 456 p. (In Russian)
Dostoevsky, F. M. (1976) Podrostok. Rukopisnye redaktsii [The Adolescent. Handwritten editions]. In: Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. T. 16 [The complete collected works: In 30 vols. Vol. 16]. Leningrad: Nauka Publ., 440 p. (In Russian)
Natsional’nyj korpus russkogo yazyka [Russian National Corpus]. (2024) [Online]. Available at: https://ruscorpora. ru/ (accessed 06.03.2024). (In Russian)
Savchuk, S. O., Arkhangelskiy, T. A., Bonch-Osmolovskaya, A. A et al. (2024) Natsional’nyj korpus russkogo yazyka 2.0: novye vozmozhnosti i perspektivy razvitiya [Russian national corpus 2.0: New opportunities and development prospects]. Voprosy yazykoznaniya, no. 2, pp. 7–34. https://doi.org/10.31857/0373-658X.2024.2.7-34 (In Russian)
DICTIONARIES
Shvedova, N. Yu. (ed.). (1980) Russkaya grammatika: v 2 t. T. 1. Fonetika. Fonologiya. Udarenie. Intonatsiya. Slovoobrazovanie. Morfologiya [The Russian grammar: In 2 vols. Vol. 1. Phonetics. Phonology. Stress. Intonation. Word formation. Morphology]. Moscow: Nauka Publ., 783 p. (In Russian)
REFERENCES
Bursov, B. I. (1971) “Podrostok” — roman vospitaniya [“The Adolescent” as a bildungsroman]. Avrora, no. 11, pp. 64–71. (In Russian)
Chestnova, N. Yu. (2010) Ob ispovedal’noj intentsii v romane F. M. Dostoevskogo “Podrostok” [On the confessional intention in F. M. Dostoevsky’s novel The Adolescent]. In: I. S. Yukhnova (ed.). Grekhnevskie chteniya: slovesnyj obraz i literaturnoe proizvedenie. Sbornik nauchnykh trudovю Vyp. 6 [Grekhnev readings: Verbal image and fiction. Collection of scientific works. Iss. 6]. Nizhny Novgorod: KNIGI Publ., pp. 77–82. (In Russian)
Demchenkova, E. A. (2001) “Podrostok” F. M. Dostoevskogo kak roman vospitaniya (zhanr i poetika). Dissertatsiya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskikh nauk [“The Adolescent” by F. M. Dostoevsky as a bildungsroman (genre and poetics)]. PhD dissertation (Philology). Ekaterinburg, A. M. Gorky Ural State University, 326 p. (In Russian)
Dolinin, A. S. (1963) Poslednie romany Dostoevskogo. Kak sozdavalis’ “Podrostok” i “Brat’ya Karamazovy” [Dostoevsky’s last novels. How “The Adolescent” and “Brothers Karamazov” were created]. Moscow; Leningrad: Sovetskij pisatel’ Publ., 343 p. (In Russian)
Ghidini, M. C. (2021) Ispoved’ i pis’mo v romane Dostoevskogo “Podrostok” [Confession and writing in Dostoevsky’s novel The Adolescent]. Dostoevskij i mirovaya kul’tura. Filologicheskij zhurnal — Dostoevsky and World Culture. Philological Journal, no. 3 (15), pp. 39–52. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-39-52 (In Russian)
Isupov, K. G. (2016) Metafizika Dostoevskogo [Dostoevsky’s metaphysics]. Moscow; Saint Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., p. 89. (In Russian)
Komarovich, V. L. (1924) Roman Dostoevskogo “Podrostok” kak khudozhestvennoe edinstvo [Dostoevsky’s novel “The Adolescent” as an artistic unity]. In: A. S. Dolinin (ed.). F. M. Dostoevskij. Stat’i i materialy. Vyp. 2 [F. M. Dostoevsky. Articles and materials. Iss. 2]. Leningrad; Moscow: Mysl’ Publ., pp. 31–68. (In Russian)
Konyukhov, A. F. (2007) Stikhiya voproshaniya v romane F. M. Dostoevskogo “Podrostok” [The element of questioning in F. M. Dostoevsky’s novel “The Adolescent”]. Extended abstract of the PhD dissertation (Philology). Magnitogorsk, Magnitogorsk State University, 24 p. (In Russian)
Meerson, O. A. (2021) “Podrostok” kak vospitanie chuvstv [The Adolescent as a sentimental education]. Dostoevskij i mirovaya kul’tura. Filologicheskij zhurnal — Dostoevsky and World Culture. Philological Journal, no. 2 (14), pp. 18–36. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-2-18-36 (In Russian)
Mochul’skij, K. V. (1995) Gogol’. Solov’ev. Dostoevskij [Gogol, Solovyov, Dostoevsky]. Moscow: Respublika Publ., 606 p. (In Russian)
Syrovatko, L. V. (2012) Fotodosiya u Dostoevskogo. Svetopis’ “Velikogo Pyatiknizhiya”: obshchij ocherk [Painting of lights in the Five Great Novels. A general outline]. In: S. Aloe (ed.). Dostoevskij: Filosofskoe myshlenie, vzglyad pisatelya [Dostoevsky: Philosophical thinking, a writer’s view]. Saint Petersburg: Dmitrij Bulanin Publ., pp. 363– 397. (In Russian)
Voronina, E. A. (2015) “Podrostok” F. M. Dostoevskogo kak roman vospitaniya: svoeobrazie zhanrovoj modeli [Dostoevsky’s novel “The Adolescent” as a bildungsroman: Peculiarities of the genre model]. Vestnik Yuzhno- Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika — Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics, vol. 12, no. 2, pp. 15–21. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вера Денисовна Галай, Ольга Владимировна Евдокимова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.