Актуальные проблемы советского исторического искусствознания в трудах И. П. Глинской
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2025-7-2-128-138Ключевые слова:
Ирина Павловна Глинская, искусствоведение, история искусств, методика преподавания изобразительного искусства, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, искусствоведение в Герценовском университетеАннотация
В статье представлен аналитический обзор ключевых публикаций кандидата искусствоведения, доктора педагогических наук Ирины Павловны Глинской (1909–1997), которая в период с 1953 по 1974 г. преподавала в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сегодня труды И. П. Глинской не включены в искусствоведческий научный дискурс, однако они представляют интерес, т. к. демонстрируют логику развития науки об искусстве в советский период и позволяют понять зависимость академической биографии от обстоятельств личной судьбы. В статье для обзора выбраны публикации, связанные с проблемами исторического искусствознания, которыми И. П. Глинская занималась в период обучения в аспирантуре Ленинградского государственного университета (1946–1949) и после защиты диссертации (1950–1952). Впоследствии (1960–1970-е гг.) искусствоведческая проблематика в работах И. П. Глинской была тесно переплетена с вопросами обучения изобразительному искусству и касалась изучения вопросов пространственной структуры изображений в их исторической динамике. Анализ публикаций позволяет выделить четыре основных группы научных интересов И. П. Глинской в области искусствознания, сменявшие друг друга в зависимости от академических и/или личных обстоятельств. Первый период (1930-е гг.) связан с вниманием к украшению пространства города средствами визуально-пространственных искусств. Второй (вторая половина 1940-х гг.) связан с изучением голландской реалистической живописи. Третий (начало 1950-х гг.) — с проблемами формирования оснований изучения всеобщей истории искусств. Четвертый (1960-е — начало 1970-х гг.) период посвящен изучению развития пространственных структур в истории изобразительного искусства.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Глинская Ирина Павловна, ассистент кафедры «Пространство, цвет, объем». (1930–1935) Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4398. Оп. 14. Д. 183. 14 л.
Глинская Ирина Павловна. Кандидат искусствоведческих наук по теме: «Развитие голландской реалистической жанровой живописи в первой четверти 17-го века». (1950) Центральный государственный архив Санкт- Петербурга. Ф. 7240. Оп. 12-2. Д. 2617. 104 л.
Дело И. П. Глинской. (1951–1952) Научный архив Российской академии художеств. Ф. 7. Оп. 4. Д. 59. 32 л.
И. П. Глинская. (1953–1974) Кадровый архив РГПУ им. А. И. Герцена. Д. 11. 47 л.
ЛИТЕРАТУРА
Алпатов, М. В. (1948) Всеобщая история искусств. Т. 1. М.; Л.: Искусство, 388 с.
Алпатов, М. В. (1949) Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л.: Искусство, 410 с.
Ананьев, В. Г., Бухарин, М. Д., Сапанжа, О. С. (2021) Нам надо строить заново весь мир истории искусств. М.: Индрик, 400 с.
Барышева, Е. В. (2016) «Фабрика переделки сознания»: символика советских парков культуры и отдыха в репрезентации власти 1920–1930-х гг. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, т. 18, № 1 (148), с. 9–25. https://doi.org/10.15826/izv2.2016.1.001
Глинская, И. П. (1931) Пространственные искусства в парке культуры и отдыха. Рабочий и театр, № 20, с. 5–6.
Глинская, И. П. (1950) Развитие голландской реалистической жанровой живописи в первой четверти XVII века. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения. Л., Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова, 10 с.
Глинская, И. П. (1951a) О всеобщей истории искусства. Искусство, № 1, с. 87–88.
Глинская, И. П. (1951b) Не уходить от нерешенных вопросов. Вестник высшей школы, № 2, с. 63.
Глинская, И. П. (1972a) Формирование способов овладения пространственной информацией на плоскости у младших школьников (на основе исследования приемов передачи пространства в изобразительной деятельности). Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Л., Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 346 с.
Глинская, И. П. (1972b) Об изучении языка живописи. Искусство, № 3, с. 60–63.
Димитриади, Е. М., Сапанжа, О. С. (2021) Визуальная урбанистика: определение понятия, проблемы. Вестник культуры и искусств, № 2 (66), с. 84–91.
Остров культуры и отдыха. (1930) Л.: Издательство Ленинградского совета. 16 с.
Пунин, Н. Н. (ред.). (1940) История западноевропейского искусства (III–ХХ вв.): краткий курс. Л.; М.: Искусство, 498 с.
Сапанжа, О. С. (2024) Всемирная история искусств в контексте развития советской исторической науки 1930-х гг.: к вопросу создания учебника «История западно-европейского искусства» 1940 г. Вестник Томского государственного университета, № 500, с. 36–46. https://doi.org/10.17223/15617793/500/5
Сапанжа, О. С. (2025) Академическая биография И. П. Глинской (1909–1997 гг.) в контексте культуральной истории. Общество: философия, история, культура, № 3 (131), с. 179–186. https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.25
SOURCES
Delo I. P. Glinskoj [The case of I. P. Glinskaya]. (1951–1952) Nauchnyj arkhiv Rossijskoj akademii khudozhestv [Research Archives of the Russian Academy of Arts]. Fund 7. Inventory no. 4. Archival unit 59. 32 p. (In Russian)
Glinskaya Irina Pavlovna, assistent kafedry “Prostranstvo, tsvet, ob’em” [Glinskaya Irina Pavlovna, assistant of the department “Space, color, volume”]. (1930–1935) Tsentral’nyj gosudarstvennyj arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archives of St. Petersburg]. Fund 4398. Inventory no. 14. Archival unit 183. 14 p. (In Russian)
Glinskaya Irina Pavlovna. Kandidat iskusstvovedcheskikh nauk po teme: “Razvitie gollandskoj realisticheskoj zhanrovoj zhivopisi v pervoj chetverti 17-go veka” [Glinskaya Irina Pavlovna. Candidate of Sciences in Art History on the topic: “The development of Dutch realistic genre painting in the first quarter of the 17th century”]. (1950) Tsentral’nyj gosudarstvennyj arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archives of St. Petersburg]. Fund 7240. Inventory no. 12-2. Archival unit 2617. 104 p. (In Russian)
I. P. Glinskaya. (1953–1974) Kadrovyj arkhiv RGPU im. A. I. Gertsena [Personnel archives of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. Archival unit 11. 47 p. (In Russian)
REFERENCES
Alpatov, M. V. (1948) Vseobshchaya istoriya iskusstv. T. 1 [Universal history of art. Vol. 1]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 388 p. (In Russian)
Alpatov, M. V. (1949) Vseobshchaya istoriya iskusstv. T. 2 [Universal history of art. Vol. 2]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 410 p. (In Russian)
Ananiev, V. G., Bukharin, M. D., Sapanzha, O. S. (2021) Nam nado stroit’ zanovo ves’ mir istorii iskusstv [We need to rebuild the whole world of art history]. Moscow: Indrik Publ., 400 p. (In Russian)
Barysheva, E. V. (2016) “Fabrika peredelki soznaniya”: simvolika sovetskikh parkov kul’tury i otdykha v reprezentatsii vlasti 1920–1930-kh gg. [“A factory of consciousness alteration”: The symbolism of Soviet parks of recreation and leisure as represented by the authorities between the 1920s and 1930s]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki — Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, vol. 18, no. 1 (148), pp. 9–25. https://doi.org/10.15826/izv2.2016.1.001 (In Russian)
Dimitriadi, E. M., Sapanzha, O. S. (2021) Vizual’naya urbanistika: opredelenie ponyatiya, problemy [Visual urbanism: Definition of the concept, problems]. Vestnik kul’tury i iskusstv — Culture and Arts Herald, no. 2 (66), pp. 84– 91. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1931) Prostranstvennye iskusstva v parke kul’tury i otdykha [Spatial arts in the Park of culture and recreation]. Rabochij i teatr, no. 20, pp. 5–6. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1950) Razvitie gollandskoj realisticheskoj zhanrovoj zhivopisi v pervoj chetverti XVII veka [The development of Dutch realistic genre painting in the first quarter of the XVII century]. Extended abstract of the PhD dissertation (Art History). Leningrad, Leningrad State University named after A. A. Zhdanov, 10 p. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1951a) O vseobshchej istorii iskusstva [About the universal history of art]. Iskusstvo, no. 1, pp. 87– 88. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1951b) Ne ukhodit’ ot nereshennykh voprosov [Not to avoid unresolved issues]. Vestnik vysshej shkoly, no. 2, p. 63. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1972a) Formirovanie sposobov ovladeniya prostranstvennoj informatsiej na ploskosti u mladshikh shkol’nikov (na osnove issledovaniya priemov peredachi prostranstva v izobrazitel’noj deyatel’nosti) [Formation of ways of mastering spatial information on a plane in younger schoolchildren (based on the study of techniques for conveying space in visual arts)]. PhD dissertation (Pedagogy). Leningrad, Leningrad State Pedagogical Institute named after A. I. Herzen, 346 p. (In Russian)
Glinskaya, I. P. (1972b) Ob izuchenii yazyka zhivopisi [On the study of the language of painting]. Iskusstvo, no. 3, pp. 60–63. (In Russian)
Park kul’tury i otdykha [Park of culture and recreation]. (1930) Moscow: Gosizdat Publ., 16 p. (In Russian)
Punin, N. N. (ed.). (1940) Istoriya zapadnoevropejskogo iskusstva (III–XX vv.): kratkij kurs [History of Western European art (3rd–20th centuries): A brief course]. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 498 p. (In Russian)
Sapanzha, O. S. (2024) Vsemirnaya istoriya iskusstv v kontekste razvitiya sovetskoj istoricheskoj nauki 1930-kh gg.: k voprosu sozdaniya uchebnika “Istoriya zapadno-evropejskogo iskusstva” 1940 g. [The world history of arts and the development of Soviet historical science of the 1930s: On publishing the History of Western European art textbook (1940)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, no. 500, pp. 36–46. https://doi.org/10.17223/15617793/500/5 (In Russian)
Sapanzha, O. S. (2025) Akademicheskaya biografiya I. P. Glinskoj (1909–1997 gg.) v kontekste kul’tural’noj istorii [Academic biography of I. P. Glinskaya (1909–1997) in the context of cultural history]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura — Society: Philosophy, History, Culture, no. 3 (131), pp. 179–186. https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.25 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Сергеевна Сапанжа

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





