Женские перчатки Ленинграда 1950–1960-х гг. в фокусе галантерейной промышленности и модной индустрии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2025-7-2-213-220Ключевые слова:
женские перчатки, галантерейная промышленность, модная индустрия Ленинграда, альбом Дома моделей, экспонаты музея «XX лет после войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1940–1965 гг.»Аннотация
Женские перчатки Ленинграда 1950–1960-х гг. представляют особый интерес с точки зрения аксессуара, сочетающего как функциональное, так и эстетическое значение. Функциональность раскрывалась в защите кистей рук от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Эстетический компонент прослеживался в формировании целостного видения образа модели. Пройдя путь от предмета поклонения и обожания, до атрибута дамского туалета, отражающего сословную принадлежность, перчатки в период «оттепели» в СССР обретают деловой стиль и демонстрируют статус их владелицы. Благодаря влиянию европейской моды, а также доступности в контексте ценовой политики, каждая интеллигентная женщина старалась приобрести несколько моделей перчаток, подходящих для праздничных мероприятий и для повседневного ношения. Целью настоящего исследования было изучение типов моделей женских перчаток, которые были востребованы в модной индустрии, в пространстве галантерейной промышленности и в повседневности. На основе изученного корпуса научной литературы, анализа материалов альбомов Дома моделей, экспонатов музея «XX лет после войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.» была предпринята попытка рассмотреть трендовые модели женских перчаток, выпускавшихся на Ленинградском производственном кожгалантерейном предприятии им. А. Бебеля и осмыслить их роль в формировании жизненной среды. Материал будет полезен студентам, изучающим в рамках профильных образовательных программ историю моды Ленинграда, а также специалистам, интересующимся историей моды, историей и теорией модной индустрии, историей домов моды и модными трендами Ленинграда периода «оттепели».
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Каминская, В. Г. (ред.). (1954) Альбом мод. Осень/зима. Л.: Лениздат, 34 с.
Каминская, В. Г. (ред.). (1956) Альбом мод. Весна/лето. Л.: Лениздат, 32 с.
Каминская, В. Г. (ред.). (1960) Альбом мод. Вып. 3. Л.: Лениздат, 38 с.
ЛИТЕРАТУРА
Виниченко, И. В. (2008) Механизмы трансляции моды в СССР в период «оттепели». Омский научный вестник, № 6 (74), с. 50–53.
Гангур, Д. И., Гангур, Н. А. (2021) Дома моделей и тренды советской моды 1950–1970-х гг.: общероссийское и региональное измерения. Вестник Томского государственного университета. История, № 74, с. 31–40. https://doi.org/10.17223/19988613/74/4
Голыбина, А. Г. (1959) Искусство одеваться. Л.: Лениздат, 248 с.
Ломакина, Н. А., Семенова, В. В. (2008) Дизайн и материалы как средство художественной выразительности обуви и аксессуаров. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, № 15, с. 83–84.
Малюгина, Ю. Е. (2024) Галантерейная промышленность и модная индустрия: периодический альбом Дома моделей и продукция ленинградских предприятий 1950–1960-х годов. Журнал интегративных исследований культуры, т. 6, № 2, с. 95–104. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-95-104
Матиевская, А. В., Алексеева, Н. М. (2004) История проектирования женских перчаток. В кн.: Тезисы докладов XXXVII научно-технической конференции преподавателей и студентов университета. Витебск: Изд-во Витебского государственного технологического университета, с. 83.
Минин, С. Н., Брсоян, А. С. (2022) Перчатки как важный аксессуар в женском костюме XIX–XX века. В кн.: Материалы докладов 55-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов: в 2 т. Т. 2. Витебск: Изд-во Витебского государственного технологического университета, с. 66–68.
Платонова, Е. С. (2023) Модерность, темпоральность и советская мода в Ленинграде в 1950–1960-е годы. Вестник Пермского университета. История, № 3 (62), с. 174–185.
Сапанжа, О. С. (2023) Произведения предприятий художественной промышленности Ленинграда второй половины ХХ века и их роль в организации жизненной среды (на примере продукции завода «Ленинградский эмальер»). Культура и искусство, № 11, с. 42–57. https://www.doi.org/10.7256/2454-0625.2023.11.68976
SOURCES
Kaminskaya, V. G. (ed.). (1954) A’lbom mod. Osen’/zima [Fashion album. Autum/winter]. Leningrad: Lenizdat Publ., 34 p. (In Russian)
Kaminskaya, V. G. (ed.). (1956) A’lbom mod. Vesna/leto [Fashion album. Spring/summer]. Leningrad: Lenizdat Publ., 32 p. (In Russian)
Kaminskaya, V. G. (ed.). (1960) A’lbom mod. Vyp. 3 [Fashion album. Iss. 3]. Leningrad: Lenizdat Publ., 38 p. (In Russian)
REFERENCE
Gangur, D. I., Gangur, N. A. (2021) Doma modelej i trendy sovetskoj mody 1950–1970-kh gg.: obshcherossijskoe i regional’noe izmereniya [Soviet fashion houses trends of model houses and trends of Soviet fashion in the 1950s–1970s: All-Russian and regional dimensions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History, no. 74, pp. 31–40. https://doi.org/10.17223/19988613/74/4 (In Russian)
Golybina, A. G. (1959) Iskusstvo odevat’sya [The art of dressing up]. Leningrad: Lenizdat Publ., 248 p. (In Russian)
Lomakina, N. A., Semenova, V. V. (2008) Dizajn i materialy kak sredstvo khudozhestvennoj vyrazitel’nosti obuvi i aksessuarov [Design and materials as means of shoes and accessories artistic expressiveness]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna, no. 15, pp. 83–84. (In Russian)
Malyugina, Yu. E. (2024) Galanterejnaya promyshlennost’ i modnaya industriya: periodicheskij al’bom Doma modelej i produktsiya leningradskikh predpriyatij 1950–1960-kh godov [The leather accessories industry and the fashion industry: The periodical album of the House of Models and the products of Leningrad enterprises of the 1950–60s]. Zhurnal integrativnykh issledovanij kul’tury — Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 6, no. 2, pp. 95–104. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-95-104 (In Russian)
Matievskaya, A. V., Alekseeva, N. M. (2004) Istoriya proektirovaniya zhenskikh perchatok [The history of designing women’s gloves]. In: Tezisy dokladov XXXVII nauchno-tekhnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov universiteta [Abstracts of the XXXVII scientific and technical conference of university teachers and students]. Vitebsk: Vitebsk State Technological University Publ., p. 83. (In Russian)
Minin, S. N., Brsoyan, A. S. (2022) Perchatki kak vazhnyj aksessuar v zhenskom kostyume XIX–XX veka [Gloves as an important accessory in women’s costume of the 19th–20th century]. In: Materialy dokladov 55-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov: v 2 t. T. 2 [Proceedings of the 55th international scientific and technical conference of teachers and students: In 2 vols. Vol. 2]. Vitebsk: Vitebsk State Technological University Publ., pp. 66–68 (In Russian)
Platonova, E. S. (2023) Modernost’, temporal’nost’ i sovetskaya moda v Leningrade v 1950–1960-e gody [Modernity, temporality and Soviet fashion in Leningrad during the 1950s and 1960s]. Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya — Perm University Herald. History, no. 3 (62), pp. 174–185. (In Russian)
Sapanzha, O. S. (2023) Proizvedeniya predpriyatij khudozhestvennoj promyshlennosti Leningrada vtoroj poloviny XX veka i ikh rol’ v organizatsii zhiznennoj sredy (na primere produktsii zavoda “Leningradskij emal’er”) [The works of the Leningrad art industry enterprises of the second half of the twentieth century and their role in the organization of the living environment (on the example of the products of the Leningrad Enamel plant)]. Kul’tura i iskusstvo — Culture and Art, no. 11, pp. 42–57. https://www.doi.org/10.7256/2454-0625.2023.11.68976 (In Russian)
Vinichenko, I. V. (2008) Mekhanizmy translyatsii mody v SSSR v period “Ottepeli” [The mechanisms of fashion propagation in the USSR In the period of “thaw”]. Omskij nauchnyj vestnik — Omsk Scientific Bulletin, no. 6 (74), pp. 50–53. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Юлия Евгеньевна Малюгина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





