Профессиональная биография Ивана Николаевича Турро (1932–2018): ученый, педагог, художник
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2025-7-2-146-152Ключевые слова:
академическая биография, педагогика искусства, изобразительное искусство, Иван Николаевич Турро, Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. ГерценаАннотация
Смещение акцентов от массового к индивидуальному — характерная черта современных гуманитарных наук. Биографические исследования являются одним из актуальных направлений исторической культурологии. В данной статье исследуется профессиональная судьба кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания (ныне кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка) института детства РГПУ им. А. И. Герцена Ивана Николаевича Турро. Начав работать на кафедре сразу после окончания обучения в Академии художеств, Иван Николаевич остался верен избранному направлению, став одним из основателей секции изобразительного искусства, старейшим преподавателем и хранителем кафедральных традиций. И. Н. Турро представляет собой редкий пример полифонически одаренного человека — ученого, педагога и художника. В каждом из трех направлений деятельности он стал признанным мастером, проявляя высокий профессионализм и преданность своему делу. Художественный и педагогический талант органично соединялись в нем с глубокими искусствоведческими знаниями и рациональной ясностью ученого. Значение личности Ивана Николаевича определяется совокупностью его исследовательской, художественной и педагогической деятельности. Работы И. Н. Турро в области эстетического воспитания и организации творческого процесса позволяют рассматривать его вклад как значимый для развития художественного образования в России. Жизненный путь Ивана Николаевича представляет интерес также и в свете взаимодействия отдельной личности с глобальным историческим контекстом для более детального исследования крупных социально- культурных процессов. Академическая биография И. Н. Турро демонстрирует, как индивидуальная профессиональная траектория соотносится с изменениями образовательных институтов, трансформацией культурных практик и ценностных ориентиров общества второй половины XX века.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Выпускники. (2025) Санкт-Петербургская Городская детская художественная школа имени Г. Н. Антонова. [Электронный ресурс]. URL: https://spb-artschool.ru/about_us/Vypuskniki (дата обращения 05.04.2025).
Иван Николаевич Турро. Биография и информация. (2025) Артхив. [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/artists/51772~Ivan_Nikolaevich_Turro/biography (дата обращения 05.04.2025).
Разумов, А. Я. (ред.). (2010) Ленинградский мартиролог, 1937–1938: книга памяти жертв политических репрессий. Т. 11. Октябрь–ноябрь 1938 год. СПб.: Российская национальная библиотека, 799 с.
Сапанжа, О. С. (2025) Академическая биография И. П. Глинской (1909–1997 гг.) в контексте культуральной истории. Общество: философия, история, культура, № 3 (131), с. 179–186. Турро Елена Павловна 1905 г. р. (2025) Медаль «За оборону Ленинграда». [Электронный ресурс]. URL: https://medal.spbarchives.ru/person?docId=472381 (дата обращения 05.04.2025).
Турро, И. Н. (1965) Коллективные работы учащихся по рисованию. М.; Л.: Просвещение, 77 с.
Турро, И. Н. (1971) Перспективное рисование: методическая разработка. Л.: Изд-во Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, 21 с.
Турро, И. Н. (1974) Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников (на материале III–IV классов общеобразовательной школы). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ленинград: Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 20 с.
Турро, И. Н. (1979) Рисование с натуры карандашом (в помощь самостоятельной работе студентов факультета педагогики и методики начального обучения): методические рекомендации. Л.: Изд-во Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, 38 с.
Турро, И. Н. (1997) Зарисовки в стиле «Ретро» (о кафедре и о себе). [Электронный ресурс]. URL: https://art-education.narod.ru/Turro.htm (дата обращения 05.04.2025).
REFERENCES
Ivan Nikolaevich Turro. Biografiya i informatsiya [Ivan Nikolaevich Turro. Biography and information]. (2025) Artchive. [Online]. Available at: https://artchive.ru/artists/51772~Ivan_Nikolaevich_Turro/biography (accessed 04.05.2025). (In Russian)
Razumov, A. Ya. (ed.). (2010) Leningradskij martirolog, 1937–1938: kniga pamyati zhertv politicheskikh repressij. T. 11. Oktyabr’–noyabr’ 1938 god [The Leningrad Martyrology, 1937–1938: A book in memory of victims of political repression. Vol. 11. October–November 1938]. Saint Petersburg: National Library of Russia Publ., 799 p. (In Russian)
Sapanzha, O. S. (2025) Akademicheskaya biografiya I. P. Glinskoj (1909–1997 gg.) v kontekste kul’tural’noj istorii [Academic biography of I. P. Glinskaya (1909–1997) in the context of cultural history]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura — Society: Philosophy, History, Culture, no. 3 (131), pp. 179–186. https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.25 (In Russian)
Turro Elena Pavlovna 1905 g. r. [Turro Elena Pavlovna born in 1905]. (2025) Medal’ “Za oboronu Leningrada”. [Online]. URL: https://medal.spbarchives.ru/person?docId=472381 (accessed 04.05.2025). (In Russian)
Turro, I. N. (1965) Kollektivnye raboty uchashchikhsya po risovaniyu [Collective works of students in drawing]. Moscow; Leningrad: Prosveshchenie Publ., 77 p. (In Russian)
Turro, I. N. (1971) Perspektivnoe risovanie: metodicheskaya razrabotka [Perspective drawing: A methodical development]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute named after A. I. Herzen Publ., 21 p. (In Russian)
Turro, I. N. (1974) Kollektivnye raboty po izobrazitel’nomu iskusstvu v sisteme obucheniya i vospitaniya mladshikh shkol’nikov (na materiale III–IV klassov obshcheobrazovatel’noj shkoly) [Collective works on fine arts in the system of teaching and upbringing of younger schoolchildren (based on the material of grades III–IV of secondary schools)]. Extended abstract of the PhD dissertation (Pedagogy). Leningrad, Leningrad State Pedagogical Institute named after A. I. Herzen, 20 p. (In Russian)
Turro, I. N. (1979) Risovanie s natury karandashom (v pomoshch’ samostoyatel’noj rabote studentov fakul’teta pedagogiki i metodiki nachal’nogo obucheniya): metodicheskie rekomendatsii [Drawing from nature with a pencil (to help students of the Faculty of Pedagogy and methods of primary education work independently): Methodological recommendations]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute named after A. I. Herzen Publ., 38 p. (In Russian)
Turro, I. N. (1997) Zarisovki v stile “Retro” (o kafedre i o sebe) [Sketches in the “Retro” style (about the department and about himself)]. [Online]. Available at: https://art-education.narod.ru/Turro.htm (accessed 04.05.2025). (In Russian)
Vypuskniki [Graduates]. (2014–2024) Sankt-Peterburgskaya Gorodskaya detskaya khudozhestvennaya shkola imeni G. N. Antonova [Saint Petersburg City Children’s Art School named after G. N. Antonov]. [Online]. Available at: https://spb-artschool.ru/about_us/Vypuskniki (accessed 04.05.2025). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Дарья Евгеньевна Ершова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





