Музыкальная культура провинциального города в оптике художественной урбанистики. К постановке проблемы

Авторы

  • Вера Ивановна Юдина Орловский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140

Ключевые слова:

музыкальная культура, художественная урбанистика, столица, провинциальный город, центро-периферийные отношения, провинциальный музыкальный центр, фольклорная традиция

Аннотация

Статья посвящена проблемам музыкальной культуры провинциального города, которые рассматриваются в аспекте современных урбанистических исследований. Выдвигается идея о позиционировании художественной урбанистики как особой научной сферы, способной осмыслить разнообразные явления художественного творчества в городской культуре. Искусство, интегрированное в городскую среду, является важной типологической, социологической, морфологической, культурологической характеристикой городской культуры. Обычно объектом урбанистических исследований становятся пространственные искусства — архитектура, дизайн, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство. Музыкальное бытие города задает новый вектор этой научной области, выводит ее из сферы исключительно визуального анализа в область временных искусств. Накопленный в различных российских регионах музыкально-краеведческий материал, рассмотренный как предмет художественной урбанистики, позволяет выявить общие тенденции эволюции городской музыкальной среды в прошлом и настоящем, проследить закономерности развития художественной жизни русской провинции в целом, дополнить историю русской музыки в общенациональном масштабе. Особое внимание в статье уделяется методологии анализа, основывающейся на дихотомии «столица — провинция». Обозначены факторы, определяющие специфику музыкальной культуры различных по историческому, социальному, культурному статусу провинциальных городов России. Среди них отдельно выделен пространственно-географический критерий, на основании которого традиционно определяется своеобразие музыкальной культуры различных провинциальных городов. Рассматривается феномен «провинциального музыкального центра» — нового явления в музыкальной жизни современной России, выделяющегося на фоне основной массы городов «малой» провинции, музыкальная жизнь которых опирается на традиционные формы художественной практики.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Долгорукий, И. М. (1870) Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года. М.: Императорское Общество истории и древностей российских при Московском университете, II, 122 с.

Дынник, Т. А. (1933) Крепостной театр. М.; Л.: Academia, 327 с.

Зинькевич, Е. (2011) Оперный театр в социокультурном пространстве города. Киевский оперный. 1860–1870-е годы. В кн.: В. Валькова, Е. Ключникова (ред.). Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. М.: Композитор, с. 237–249.

Кантор, Г. В. (1973) Новиков (Из истории музыкальной жизни Казани). В кн.: Е. М. Орлова, Е. А. Ручьевская (сост.). Страницы истории русской музыки. Статьи молодых музыковедов. Л.: Музыка, с. 176–183.

Карнишина, Н. Г. (2009) Центр и провинция во второй половине XIX века: механизм взаимодействия и взаимовлияния. В кн.: А. М. Белов, А. В. Новиков (ред.). Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, с. 68–73.

Козляков, В. Н., Севастьянова, А. А. (1998) Культурная среда провинциального города. В кн.: Л. В. Кошман (ред.). Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, с. 125–202.

Кошман, Л. В. (1998) Город в общественно-культурной жизни. В кн.: Л. В. Кошман (ред). Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, с. 12–72.

Курленя, К. М. (2005) Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х — начала 90-х гг. ХХ столетия. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.), 419 с.

Прозоровский, Л. М. (1958) Из прошлых лет: Театральные мемуары. М.: Всероссийское театральное общество, 198 с.

Трембовельский, Е. (2008) Столицы и провинция: взаимодействие культур. В кн.: А. М. Цукер (сост.). Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. К 40-летию Ростовской консерватории. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, с. 20–45.

Чижиков, В. М. (1999) Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. М.: МГУКИ, 240 с.

Юдина, В. И. (2019) Музыкальная провинциология: на пути институализации научной сферы. Художественная культура, № 1 (27), с. 214–225. DOI: 10.24411/2226-0072-2019-00010

Яковенко, И. Г. (1996) Художественное сознание и городская среда (в их взаимодействии и созидании). В кн.: Э. В. Сайко (ред.). Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, с. 20–25.

Ярон, Г. М. (1963) О любимом жанре. 2-е изд. М.: Искусство, 255 с.

REFERENCES

Chizhikov, V. M. (1999) Dialektika vzaimodejstviya sotsiokul’turnykh sistem goroda i sela [Dialectics of the interaction of socio-cultural systems of the city and village]. Moscow: Moscow State University of Culture Publ., 240 p. (In Russian)

Dolgorukij, I. M. (1870) Zhurnal puteshestviya iz Moskvy v Nizhnij 1813 goda [Travel journal from Moscow to Nizhny Novgorod, 1813]. Moscow: Imperatorskoe Obshchestvo istorii i drevnostej rossijskikh pri Moskovskom universitete Publ., II, 122 p. (In Russian)

Dynnik, T. A. (1933) Krepostnoj teatr [Serf theater]. Moscow; Leningrad: Academia Publ., 327 p. (In Russian)

Kantor, G. V. (1973) Novikov (Iz istorii muzykal’noj zhizni Kazani) [Novikov (From the history of the musical life of Kazan)]. In: E. M. Orlova, E. A. Ruch’evskaya (comp.). Stranitsy istorii russkoj muzyki. Stat’i molodykh muzykovedov [Pages of the history of Russian music. Papers by young musicologists]. Leningrad: Muzyka, pp. 176–183. (In Russian)

Karnishina, N. G. (2009) Tsentr i provintsiya vo vtoroj polovine XIX veka: mekhanizm vzaimodejstviya i vzaimovliyaniya [The center and the province in the second half of the XIX century: The mechanism of interaction and mutual influence]. In: A. M. Belov, A. V. Novikov (eds.). Romanovskie chteniya. Tsentr i provintsiya v sisteme rossijskoj gosudarstvennosti [Romanov readings. Center and province in the system of Russian statehood]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 68–73. (In Russian)

Koshman, L. V. (1998) Gorod v obshchestvenno-kul’turnoj zhizni [A city in social and cultural life]. In: L. V. Koshman (ed). Ocherki russkoj kul’tury XIX veka. Т. 1: Obshchestvenno-kul’turnaya sreda [Essays on Russian culture of the 19th century. Vol. 1: Social and cultural environment]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 12–72. (In Russian)

Kozlyakov, V. N., Sevast’yanova, A. A. (1998) Kul’turnaya sreda provintsial’nogo goroda [The cultural environment of a provincial town]. In: L. V. Koshman (ed.). Ocherki russkoj kul’tury XIX veka. T. 1. Obshchestvenno-kul’turnaya sreda [Essays on Russian culture of the 19th century. Vol. 1: Social and cultural environment]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 125–202. (In Russian)

Kurlenya, K. M. (2005) Mifologemy bunta v muzykal’noj kul’ture Novosibirska 70-kh — nachala 90-kh gg. ХХ stoletiya [Mythologems of rebellion in the musical culture of Novosibirsk in the 70s — early 90s of the 20th century]. Novosibirsk: M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory Publ., 419 p. (In Russian)

Prozorovskij, L. M. (1958) Iz proshlykh let: Teatral’nye memuary [From past years: Theatrical memoirs]. Moscow: Vserossijskoe teatral’noe obshchestvo Publ., 198 p. (In Russian)

Trembovel’skij, E. (2008) Stolitsy i provintsiya: Vzaimodejstvie kul’tur [Capitals and the province: The interaction of cultures]. In: A. M. Tsuker (comp.). Muzyka i muzykant v menyayushchemsya postsovetskom prostranstve. K 40-letiyu Rostovskoj konservatorii [Music and musician in the changing post-Soviet space. To the 40th anniversary of the Rostov conservatory]. Rostov-on-Don: Rachmaninov Rostov State Conservatory Publ., pp. 20–45 (In Russian)

Yakovenko, I. G. (1996) Khudozhestvennoe soznanie i gorodskaya sreda (v ikh vzaimodejstvii i sozidanii) [Artistic consciousness and urban environment (in their interaction and creation)]. In: E. V. Sajko (ed.). Gorod i iskusstvo: sub’ekty sotsiokul’turnogo dialoga [City and art: Subjects of sociocultural dialogue]. Moscow: Nauka Publ., pp. 20–25. (In Russian)

Yaron, G. M. (1963) O lyubimom zhanre [Regarding my favorite genre]. Moscow: Iskusstvo Publ., 255 p. (In Russian)

Yudina, V. I. (2019) Muzykal’naya provintsiologiya: na puti institualizatsii nauchnoj sfery [Musical provincial studies: Towards institutionalization of the scientific sphere]. Khudozhestvennaya kul’tura — Art & Culture Studies, no. 1, pp. 214–225. DOI: 10.24411/2226-0072-2019-00010 (In Russian)

Zin’kevich, E. (2011) Opernyj teatr v sotsiokul’turnom prostranstve goroda. Kievskij opernyj. 1860–1870-e gody [Opera house in the socio-cultural space of the city. Kiev opera. 1860–1870s]. In: V. Val’kova, E. Klyuchnikova (eds.). Sotsiologiya muzyki: novye strategii v gumanitarnykh naukakh [Sociology of music: New strategies in the Humanities]. Moscow: Kompozitor Publ., pp. 237–249. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2019-11-20

Выпуск

Раздел

Статьи