Компетенции культуролога: возможности и границы применения
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-98-104Ключевые слова:
культуролог, профстандарт, надпрофессиональные компетенции, трансдисциплинарность, экспертиза, проектная деятельность, управление, маркетингАннотация
Можно выделить три этапа самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины. Если на первом этапе культурология позиционировалась как общеобразовательная дисциплина «для всех» и «фундаментальная» наука для культурологов, на втором — инструментализировалась в форме не только «знаний», но и «умений» и «навыков», то на третьем этапе в связи с требованиями федерального стандарта о связи профессиональных компетенций с соответствующими профстандартами культурология пытается обрести некоторый профессиональный статус. Характеристиками современного профессионального рынка в России и мире является высокая степень неопределенности, устаревание одних профессий и появление новых. В этой ситуации важен не столько принцип стандартизации, сколько, напротив, высокая степень гибкости и адаптивности. Можно сказать, что культурология ищет свое место в условиях «профессии без вакансий». Среди востребованных качеств на современном рынке труда — гибкие, или «надпрофессиональные» навыки. Рефлексия о профессиональных перспективах культурологического образования идет на разных уровнях. Профориентационные ресурсы и культурологи-практиканты выделяют в качестве плюсов культурологического образования эрудицию и широкий круг возможных мест работы, а в качестве минусов — отсутствие определенной области применения и низкую заработную плату. В академической среде активно обсуждается роль культуролога как эксперта и управленца, однако эти притязания в целом слабо подкреплены реальной практикой. В современных условиях культурология нуждается в развитии «надпрофессиональных» компетенций, позволяющих перемещаться между отраслями. В качестве таковых сегодня, со слов работодателей и самих выпускников-культурологов, выступают широта эрудиции культуролога, адаптивность исследовательских инструментов, быстрая обучаемость — те преимущества культуролога на рынке труда, которые могут быть осмыслены как результат «трансдициплинарности» образования. Однако со стороны работодателей, независимо от конкретной сферы деятельности, существует запрос на компетенции в области проектной деятельности, управления и маркетинга. Даже будучи формально включенными в перечень профессиональных компетенций, эти знания, умения и навыки нуждаются в ресурсах и поддержке «изнутри» образовательной системы.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: https://skolkovo.ru/public/media/documents/research/ sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения 01.11.2019).
Культуролог. Абитура. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abitura.pro/directory/professions/kulturolog (дата обращения 01.11.2019).
Культуролог. Профгид. [Электронный ресурс]. URL: https://www.profguide.io/professions/kulturolog.html (дата обращения 01.11.2019).
Rjob — работа в России. [Электронный ресурс]. URL: https://rjob.ru/articles/professiya_bez_vakansiy_gde_ rabotat_kulturologu/ (дата обращения 01.11.2019).
ЛИТЕРАТУРА
Зверева, Г. И. (2007) Культурология как академическая проблема. Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», № 10, с. 14–32.
Ивахненко, Е. Н., Аттаева, Л. И. (2019) Высшая школа: взгляд за горизонт. Высшее образование в России, т. 28, № 3, с. 21–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-21-34
Костина, А. В. (2010) Специалист-культуролог на рынке труда. Знание. Понимание. Умение, № 2, с. 274–276.
Рабош, В. А., Никифорова, Л. В., Кривич, Н. А. (ред.). (2011) Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. СПб.: Астерион, 383 с.
SOURCES
Atlas novykh professij [Atlas of New Professions]. [Online]. Available at: https://skolkovo.ru/public/media/documents/ research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (accessed 01.11.2019). (In Russian)
Kul’turolog [Culturologist]. Abitura [Enrolleement]. [Online]. Available at: https://www.abitura.pro/directory/ professions/kulturolog (accessed 01.11.2019). (In Russian)
Kul’turolog [Culturologist]. Profgid [Professional guide]. [Online]. Available at: https://www.profguide.io/professions/ kulturolog.html (accessed 01.11.2019). (In Russian)
Rjob — rabota v Rossii [Rjob — Work in Russia]. [Online]. Available at: https://rjob.ru/articles/professiya_bez_ vakansiy_gde_rabotat_kulturologu/ (accessed 01.11.2019). (In Russian)
REFERENCES
Ivakhnenko, E. N., Attaeva, L. I. (2019) Vysshaya shkola: vzglyad za gorizont [High school: Looking beyond the horizon]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, vol. 28, no. 3, pp. 21–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-21-34 (In Russian)
Kostina, A. V. (2010) Spetsialist-kul’turolog na rynke truda [Specialist in cultural studies on labour market]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 2, pp. 274–276. (In Russian)
Rabosh, V. A., Nikiforova, L. V., Krivich, N. A. (eds.). (2011) Kul’turologicheskaya ekspertiza: teoreticheskie modeli i prakticheskij opyt [Cultural expertise: Theoretical models and practical experience]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 383 p. (In Russian)
Zvereva, G. I. (2007) Kul’turologiya kak akademicheskaya problema [Culturology as an academic problem]. Vestnik RGGU. Seriya “Istoriya. Filologiya. Kul’turologiya. Vostokovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series “History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies”, no. 10, pp. 14–32. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Natal’ya S. Galushina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.