Цифровые инструменты и развитие коммуникативных навыков в медиаобразовании

Авторы

  • Надежда Николаевна Покровская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина); Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого https://orcid.org/0000-0002-0795-8102

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-143-152

Ключевые слова:

медиаобразование, коммуникации, коммуникативные компетенции, цифровые технологии, цифровая трансформация общества

Аннотация

В статье рассмотрены основные функции профессионала в обработке информации, журналиста и специалиста по рекламе и связям с общественностью, которые на сегодня составляют ключевое содержание их деятельности в условиях цифровой трансформации общества. Приводятся аргументы в пользу замены человека на машинные средства обработки информации и показаны те функции, в которых такая замена в ближайшее время невозможна. Рутинизация креативного труда человека в области анализа и передачи информации находит отражение в образовательных практиках по подготовке профессионалов для отрасли, в частности в системе компетенций, которые должны быть освоены в ходе высшего образования на соответствующих факультетах медиаобразования. Показано, что познание в цифровом обществе опирается на освоение множества источников информации, в частности системы распознавания визуальных, аудиальных сигналов и динамических их изменений постепенно смогут сформировать поддержку в сборе данных и анализе информации, но цифровые (машинные) ассистенты в ближайшие годы не смогут выполнять часть значимых функций, выполняемых человеком. Это заставляет уделять больше внимания в ходе профессиональной подготовки тем компетенциям, которые носят комплексный и гуманитарный характер (сделать «текст интересным», «картинку привлекательной», «клип вирусным» пока может только автор-человек). В статье аргументирована необходимость уделять внимание двум ключевым специфическим коммуникативным компетенциям: способности выносить ценностное суждение, ставить цели и определять иерархию в многокритериальных моделях; готовности передавать знания и картину мира для вовлечения новых участников (пользователей, слушателей, зрителей, читателей) в коммуникационные сети, используя для этого навыки работы с цифровыми технологиями.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, П. В., Панин, А. В. (1996) Философия. М.: Проспект; Теис., 504 с.

Бюджетный прием — 2020: средние баллы ЕГЭ по направлениям подготовки. (2020) Мониторинг качества приема в вузы. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025342/all/ (дата обращения 02.02.2021).

Гарин, А. К., Покровская, Н. Н. (2018) Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра Minecraft как реализация концепции распределенных сетей. В кн.: И. Р. Тростинская (ред.). Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (20 марта 2018). СПб.: Изд-во СПбПУ, с. 104–108.

Колесников, А. С. (2013) Paideia в эпоху постпросвещения. Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, № 3, с. 3–11.

Корольков, А. А. (2016) Истоки педагогической антропологии в античной пайдейе. Философия образования, № 4 (67), с. 3–12. https://www.doi.org/10.15372/PHE20160401

Ксенофонт. (1993) Воспоминания о Сократе. М.: Наука., 379 с.

Ксенофонт Афинский. (1935) Сократические сочинения: Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой. М.; Л.: ACADEMIA., 419 с.

Лефевр, В. А. (1991) Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс., 108 с.

Лефевр, В. А. (1996) Космический субъект: модель космического существа, подобного человеку. М.: Ин-кварто., 183 с.

Лефевр, В. А. (2003) Алгебра совести. М.: Когито-Центр., 426 с.

Лефевр, В. А., Смолян, Г. Л. (1968) Алгебра конфликта: дилемма заключенного, имитация решений, рефлексивное управление. М.: Знание., 64 с.

Платный прием — 2020: средние баллы ЕГЭ по направлениям подготовки. (2020) Мониторинг качества приема в вузы. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025368/all/ (дата обращения 02.02.2021).

Савельев, С. В. (2018) Церебральный сортинг. М.: Веди., 255 с.

Слободской, А. Л., Теребкова, Т. А., Гарин, А. К. (2020) Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении. В кн.: Наука о данных: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5–7 февраля 2020 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, с. 287–289.

Darwin, Ch. R. (1859) On the origin of species by means of natural selection, or The preservation of favoured races in the struggle for life. London: John Murray Publ., 502 p.

Lefebvre, V. A. (1977) The structure of awareness: Toward a symbolic language of human reflexion. Beverly Hills: Sage Publ., 199 p.

Lefebvre, V. A. (1980) An algebraic model of ethical cognition. Journal of Mathematical Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 83–120. https://doi.org/10.1016/0022-2496(80)90014-0

Lefebvre, V. A. (1982) Algebra of conscience: A comparative analysis of Western and Soviet ethical systems. Dordrecht: D. Reidel Publ., 224 p. https://www.doi.org/10.1007/978-94-010-9051-3

Lefebvre, V. A. (1992) Research on bipolarity and reflexivity. Lewiston, NY: The Edwin Mellen Press., 110 p.

Lefebvre, V. A., Lefebvre, V. D., Adams-Webber, J. (1986) Modeling an experiment on construing self and others. Journal of Mathematical Psychology, vol. 30, no. 3, pp. 317–330. https://doi.org/10.1016/0022-2496(86)90035-0

Yule, G. U. (1926) Why do we sometimes get nonsense-correlations between time-series? — A study in sampling and the nature of time-series. Journal of the Royal Statistical Society, vol. 89, no. 1, pp. 1–63.

Vigen, T. (2013) Spurious correlations. [Online]. Available at: https://www.tylervigen.com/spurious-correlations (accessed 02.02.2021).

REFERENCES

Alekseev, P. V., Panin, A. V. (1996) Filosofiya [Philosophy]. Moscow: Prospekt Publ.; Teis Publ., 504 p. (In Russian)

Byudzhetnyj priyem — 2020: srednie bally EGE po napravleniyam podgotovki [Public funded admission — 2020: Average Unified State Exam scores in the areas of training]. (2020) Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the quality of admission to universities]. [Online]. Available at: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025342/all/ (accessed 02.02.2021). (In Russian)

Darwin, Ch. R. (1859) On the origin of species by means of natural selection, or The preservation of favoured races in the struggle for life. London: John Murray Publ., 502 p. (In English)

Garin, A. K., Pokrovskaia, N. N. (2018) Partitsipativnoe konstruirovanie kommunikatsionnogo prostranstva: indi-igra Minecraft kak realizatsiya kontseptsii raspredelennykh setej [Participatory construction of communicative space: Indie game Minecraft as distributed networks implementation]. In: I. R. Trostinskaya (ed.). Tekhnologii PR i reklamy v sovremennom obshchestve. Materialy XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (20 marta 2018) [PR and advertising technologies in modern society. Proceedings of the XIII Russian Scientific and Practical Conference (March 20, 2018)]. Saint Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., pp. 104–108. (In Russian)

Kolesnikov, A. S. (2013) Paideia v epokhu postprosveshcheniya [Paideia during a post-education epoch]. Vestnik SPbGU. Seriya 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul’turologiya. Religiovedenie, vol. 3, pp. 3–11. (In Russian)

Korolkov, A. A. (2016) Istoki pedagogicheskoj antropologii v antichnoj pajdee [The sources of pedagogical anthropology in ancient paideia]. Filosofiya obrazovaniya — Philosophy of Education, no. 4 (67), pp. 3–12. https://www.doi.org/10.15372/PHE20160401 (In Russian)

Lefebvre, V. A. (1977) The structure of awareness: Toward a symbolic language of human reflexion. Beverly Hills: Sage Publ., 199 p. (In English)

Lefebvre, V. A. (1980) An algebraic model of ethical cognition. Journal of Mathematical Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 83–120. https://doi.org/10.1016/0022-2496(80)90014-0 (In English)

Lefebvre, V. A. (1982) Algebra of conscience: A comparative analysis of Western and Soviet ethical systems. Dordrecht: D. Reidel Publ., 224 p. https://www.doi.org/10.1007/978-94-010-9051-3 (In English)

Lefebvre, V. A. (1991) The formula of man: An outline of fundamental psychology. Moscow: Progress Publ., 108 p. (In Russian)

Lefebvre, V. A. (1992) Research on bipolarity and reflexivity. Lewiston: The Edwin Mellen Press., 110 p. (In English)

Lefebvre, V. A. (1996) The cosmic subject. Moscow: In-kvarto Publ., 183 p. (In Russian)

Lefebvre, V. A. (2003) Algebra sovesti [Algebra of conscience]. Rev. ed. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 426 p. (In Russian)

Lefebvre, V. A., Lefebvre, V. D., Adams-Webber, J. (1986) Modeling an experiment on construing self and others. Journal of Mathematical Psychology, vol. 30, no. 3, pp. 317–330. https://doi.org/10.1016/0022-2496(86)90035-0 (In English)

Lefebvre, V. A., Smolyan, G. L. (1968) Algebra konflikta: dilemma zaklyuchennogo, imitatsiya reshenij, refleksivnoe upravleniye [Algebra of conflict: Prisoner’s dilemma, imitation of decisions, reflexive control]. Moscow: Znanie Publ., 64 p. (In Russian)

Platnyy priyem — 2020: srednie bally EGE po napravleniyam podgotovki [Private funded admission— 2020: Average Unified State Exam scores in the areas of training]. (2020) Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the quality of admission to universities]. [Online]. Available at: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025368/all/ (accessed 02.02.2021). (In Russian)

Savel’ev, S. V. (2018) Tserebral’nyj sorting [Cerebral sorting]. Moscow: Vedi Publ., 255 p. (In Russian)

Slobodskoj, A. L., Terebkova, T. A., Garin, A. K. (2020) Tsifrovoe obrazovanie i novoe tekhnologicheskoe pokolenie: spros na novyj kontent v obuchenii. In: Nauka o dannykh: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 5–7 fevralya 2020 g.) [Data science: Proceedings of the International scientific and practical conference (Saint Petersburg, 5–7 February, 2020)]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics Publ., pp. 287–289. (In Russian)

Vigen, T. (2013) Spurious correlations. [Online]. Available at: https://www.tylervigen.com/spurious-correlations (accessed 02.02.2021). (In English)

Xenophon. (1993) Vospominaniya o Sokrate [Memories of Socrates]. Moscow: Nauka Publ., 379 p. (In Russian)

Xenophon of Athens. (1935) Sokraticheskie sochineniya: Vospominaniya o Sokrate, Zashchita Sokrata na sude, Pir, Domostroj [Socratic writings: Memories of Socrates, Defense of Socrates at the trial, Feast, Domostroy]. Moscow; Leningrad: ACADEMIA Publ., 419 p. (In Russian)

Yule, G. U. (1926) Why do we sometimes get nonsense-correlations between time-series? — A study in sampling and the nature of time-series. Journal of the Royal Statistical Society, vol. 89, no. 1, pp. 1–63. (In English)

Загрузки

Опубликован

16.12.2021

Выпуск

Раздел

Статьи