Цифровые инструменты и развитие коммуникативных навыков в медиаобразовании
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-143-152Ключевые слова:
медиаобразование, коммуникации, коммуникативные компетенции, цифровые технологии, цифровая трансформация обществаАннотация
В статье рассмотрены основные функции профессионала в обработке информации, журналиста и специалиста по рекламе и связям с общественностью, которые на сегодня составляют ключевое содержание их деятельности в условиях цифровой трансформации общества. Приводятся аргументы в пользу замены человека на машинные средства обработки информации и показаны те функции, в которых такая замена в ближайшее время невозможна. Рутинизация креативного труда человека в области анализа и передачи информации находит отражение в образовательных практиках по подготовке профессионалов для отрасли, в частности в системе компетенций, которые должны быть освоены в ходе высшего образования на соответствующих факультетах медиаобразования. Показано, что познание в цифровом обществе опирается на освоение множества источников информации, в частности системы распознавания визуальных, аудиальных сигналов и динамических их изменений постепенно смогут сформировать поддержку в сборе данных и анализе информации, но цифровые (машинные) ассистенты в ближайшие годы не смогут выполнять часть значимых функций, выполняемых человеком. Это заставляет уделять больше внимания в ходе профессиональной подготовки тем компетенциям, которые носят комплексный и гуманитарный характер (сделать «текст интересным», «картинку привлекательной», «клип вирусным» пока может только автор-человек). В статье аргументирована необходимость уделять внимание двум ключевым специфическим коммуникативным компетенциям: способности выносить ценностное суждение, ставить цели и определять иерархию в многокритериальных моделях; готовности передавать знания и картину мира для вовлечения новых участников (пользователей, слушателей, зрителей, читателей) в коммуникационные сети, используя для этого навыки работы с цифровыми технологиями.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев, П. В., Панин, А. В. (1996) Философия. М.: Проспект; Теис., 504 с.
Бюджетный прием — 2020: средние баллы ЕГЭ по направлениям подготовки. (2020) Мониторинг качества приема в вузы. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025342/all/ (дата обращения 02.02.2021).
Гарин, А. К., Покровская, Н. Н. (2018) Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра Minecraft как реализация концепции распределенных сетей. В кн.: И. Р. Тростинская (ред.). Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (20 марта 2018). СПб.: Изд-во СПбПУ, с. 104–108.
Колесников, А. С. (2013) Paideia в эпоху постпросвещения. Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, № 3, с. 3–11.
Корольков, А. А. (2016) Истоки педагогической антропологии в античной пайдейе. Философия образования, № 4 (67), с. 3–12. https://www.doi.org/10.15372/PHE20160401
Ксенофонт. (1993) Воспоминания о Сократе. М.: Наука., 379 с.
Ксенофонт Афинский. (1935) Сократические сочинения: Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой. М.; Л.: ACADEMIA., 419 с.
Лефевр, В. А. (1991) Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс., 108 с.
Лефевр, В. А. (1996) Космический субъект: модель космического существа, подобного человеку. М.: Ин-кварто., 183 с.
Лефевр, В. А. (2003) Алгебра совести. М.: Когито-Центр., 426 с.
Лефевр, В. А., Смолян, Г. Л. (1968) Алгебра конфликта: дилемма заключенного, имитация решений, рефлексивное управление. М.: Знание., 64 с.
Платный прием — 2020: средние баллы ЕГЭ по направлениям подготовки. (2020) Мониторинг качества приема в вузы. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025368/all/ (дата обращения 02.02.2021).
Савельев, С. В. (2018) Церебральный сортинг. М.: Веди., 255 с.
Слободской, А. Л., Теребкова, Т. А., Гарин, А. К. (2020) Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении. В кн.: Наука о данных: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5–7 февраля 2020 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, с. 287–289.
Darwin, Ch. R. (1859) On the origin of species by means of natural selection, or The preservation of favoured races in the struggle for life. London: John Murray Publ., 502 p.
Lefebvre, V. A. (1977) The structure of awareness: Toward a symbolic language of human reflexion. Beverly Hills: Sage Publ., 199 p.
Lefebvre, V. A. (1980) An algebraic model of ethical cognition. Journal of Mathematical Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 83–120. https://doi.org/10.1016/0022-2496(80)90014-0
Lefebvre, V. A. (1982) Algebra of conscience: A comparative analysis of Western and Soviet ethical systems. Dordrecht: D. Reidel Publ., 224 p. https://www.doi.org/10.1007/978-94-010-9051-3
Lefebvre, V. A. (1992) Research on bipolarity and reflexivity. Lewiston, NY: The Edwin Mellen Press., 110 p.
Lefebvre, V. A., Lefebvre, V. D., Adams-Webber, J. (1986) Modeling an experiment on construing self and others. Journal of Mathematical Psychology, vol. 30, no. 3, pp. 317–330. https://doi.org/10.1016/0022-2496(86)90035-0
Yule, G. U. (1926) Why do we sometimes get nonsense-correlations between time-series? — A study in sampling and the nature of time-series. Journal of the Royal Statistical Society, vol. 89, no. 1, pp. 1–63.
Vigen, T. (2013) Spurious correlations. [Online]. Available at: https://www.tylervigen.com/spurious-correlations (accessed 02.02.2021).
REFERENCES
Alekseev, P. V., Panin, A. V. (1996) Filosofiya [Philosophy]. Moscow: Prospekt Publ.; Teis Publ., 504 p. (In Russian)
Byudzhetnyj priyem — 2020: srednie bally EGE po napravleniyam podgotovki [Public funded admission — 2020: Average Unified State Exam scores in the areas of training]. (2020) Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the quality of admission to universities]. [Online]. Available at: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025342/all/ (accessed 02.02.2021). (In Russian)
Darwin, Ch. R. (1859) On the origin of species by means of natural selection, or The preservation of favoured races in the struggle for life. London: John Murray Publ., 502 p. (In English)
Garin, A. K., Pokrovskaia, N. N. (2018) Partitsipativnoe konstruirovanie kommunikatsionnogo prostranstva: indi-igra Minecraft kak realizatsiya kontseptsii raspredelennykh setej [Participatory construction of communicative space: Indie game Minecraft as distributed networks implementation]. In: I. R. Trostinskaya (ed.). Tekhnologii PR i reklamy v sovremennom obshchestve. Materialy XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (20 marta 2018) [PR and advertising technologies in modern society. Proceedings of the XIII Russian Scientific and Practical Conference (March 20, 2018)]. Saint Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., pp. 104–108. (In Russian)
Kolesnikov, A. S. (2013) Paideia v epokhu postprosveshcheniya [Paideia during a post-education epoch]. Vestnik SPbGU. Seriya 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul’turologiya. Religiovedenie, vol. 3, pp. 3–11. (In Russian)
Korolkov, A. A. (2016) Istoki pedagogicheskoj antropologii v antichnoj pajdee [The sources of pedagogical anthropology in ancient paideia]. Filosofiya obrazovaniya — Philosophy of Education, no. 4 (67), pp. 3–12. https://www.doi.org/10.15372/PHE20160401 (In Russian)
Lefebvre, V. A. (1977) The structure of awareness: Toward a symbolic language of human reflexion. Beverly Hills: Sage Publ., 199 p. (In English)
Lefebvre, V. A. (1980) An algebraic model of ethical cognition. Journal of Mathematical Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 83–120. https://doi.org/10.1016/0022-2496(80)90014-0 (In English)
Lefebvre, V. A. (1982) Algebra of conscience: A comparative analysis of Western and Soviet ethical systems. Dordrecht: D. Reidel Publ., 224 p. https://www.doi.org/10.1007/978-94-010-9051-3 (In English)
Lefebvre, V. A. (1991) The formula of man: An outline of fundamental psychology. Moscow: Progress Publ., 108 p. (In Russian)
Lefebvre, V. A. (1992) Research on bipolarity and reflexivity. Lewiston: The Edwin Mellen Press., 110 p. (In English)
Lefebvre, V. A. (1996) The cosmic subject. Moscow: In-kvarto Publ., 183 p. (In Russian)
Lefebvre, V. A. (2003) Algebra sovesti [Algebra of conscience]. Rev. ed. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 426 p. (In Russian)
Lefebvre, V. A., Lefebvre, V. D., Adams-Webber, J. (1986) Modeling an experiment on construing self and others. Journal of Mathematical Psychology, vol. 30, no. 3, pp. 317–330. https://doi.org/10.1016/0022-2496(86)90035-0 (In English)
Lefebvre, V. A., Smolyan, G. L. (1968) Algebra konflikta: dilemma zaklyuchennogo, imitatsiya reshenij, refleksivnoe upravleniye [Algebra of conflict: Prisoner’s dilemma, imitation of decisions, reflexive control]. Moscow: Znanie Publ., 64 p. (In Russian)
Platnyy priyem — 2020: srednie bally EGE po napravleniyam podgotovki [Private funded admission— 2020: Average Unified State Exam scores in the areas of training]. (2020) Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the quality of admission to universities]. [Online]. Available at: https://ege.hse.ru/rating/2020/84025368/all/ (accessed 02.02.2021). (In Russian)
Savel’ev, S. V. (2018) Tserebral’nyj sorting [Cerebral sorting]. Moscow: Vedi Publ., 255 p. (In Russian)
Slobodskoj, A. L., Terebkova, T. A., Garin, A. K. (2020) Tsifrovoe obrazovanie i novoe tekhnologicheskoe pokolenie: spros na novyj kontent v obuchenii. In: Nauka o dannykh: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 5–7 fevralya 2020 g.) [Data science: Proceedings of the International scientific and practical conference (Saint Petersburg, 5–7 February, 2020)]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics Publ., pp. 287–289. (In Russian)
Vigen, T. (2013) Spurious correlations. [Online]. Available at: https://www.tylervigen.com/spurious-correlations (accessed 02.02.2021). (In English)
Xenophon. (1993) Vospominaniya o Sokrate [Memories of Socrates]. Moscow: Nauka Publ., 379 p. (In Russian)
Xenophon of Athens. (1935) Sokraticheskie sochineniya: Vospominaniya o Sokrate, Zashchita Sokrata na sude, Pir, Domostroj [Socratic writings: Memories of Socrates, Defense of Socrates at the trial, Feast, Domostroy]. Moscow; Leningrad: ACADEMIA Publ., 419 p. (In Russian)
Yule, G. U. (1926) Why do we sometimes get nonsense-correlations between time-series? — A study in sampling and the nature of time-series. Journal of the Royal Statistical Society, vol. 89, no. 1, pp. 1–63. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Надежда Николаевна Покровская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.