Генезис пространства образования

Авторы

  • Елена Дмитриевна Дмитриева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-1-68-80

Ключевые слова:

пространство, архитектура, учебные здания, школы, классы, помещения, учебные заведения

Аннотация

Данная статья представляет собой попытку осмысления характерных особенностей и направления генезиса образовательного пространства в истории человеческой культуры. Мы приходим к выводу, что такое пространство берет свое начало от открытой местности, открытых сооружений и отведенных помещений различного назначения в традиционном обществе. В разные периоды оно (пространство) несло на себе отпечаток религиозного (преимущественно в средневековье) или дворцового (в значительной степени в Новое время) зодчества, сохраняя особую сакральность, а в XX веке стало воплощением массовых типовых построек и получило значение «второго дома». Изначально образовательные практики представляли собой небольшие объединения, малые школы, для которых постоянное помещение не являлось принципиальным атрибутом. На их смену пришли общины, эволюционировавшие в пансионы. Именно необходимость обеспечения жильем во многом обуславливала возведение соответствующих построек. Полноценная архитектура образования, включающая самостоятельные здания, формировалась от верхней ступени образования к элементарной. Сначала появлялись отдельные сооружения для высших учебных заведений, затем — для средних. Только сравнительно недавно получили распространение здания дошкольных учреждений. Осознание того, что учебный процесс требует отдельного специального здания утвердилось в общественной мысли в Новой истории и привело к распространению уникальных крупных образовательных учреждений. Учебная архитектура как самостоятельная индустрия сложилась в XIX в. с распространением одноклассных сельских и монументальных богато декорированных городских школ. В основу строительства учебных зданий было положено коридорно-кабинетное устройство (несмотря на ряд последующих экспериментов в данной области, оно сохранилось, как наиболее соответствующие классно-урочной системе). Со временем в состав сооружений были включены специальные кабинеты, пространства (лаборантские, мастерские) с соответствующей дидактической средой, спортивные помещения, помещения культурно-массового характера, территории учреждений. Большое значение стало уделяться санитарно-гигиеническим требованиям к проектированию зданий. Во второй половине XX столетия произошел переход от монументального к эстетически простому, функциональному учебному сооружению, предназначенному для пребывания учащихся на протяжении всего дня и обеспечения эффективного образовательного процесса, к учреждениям пешей доступности. В последующем значительное внимание при проектировании учреждений уделяется соображениям безопасности, комфорта, активизации интереса учащихся.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Быков, В. Е. (1973) Общественные сооружения. В кн.: В. Ф. Маркузон (ред.). Всеобщая история архитектуры: в XII т. Т. II. Архитектура античного мира (Греция и Рим). М.: Стройиздат, с. 297–362.

Синянский, И. А., Манешина, Н. И. (2014) Типология зданий. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 288 с.

Тица, Л. (2018) История зданий образовательного назначения и архитектуры школ в Сербии. Архитектура и современные информационные технологии, № 2 (43), с. 197–211.

ЛИТЕРАТУРА

Клевцова, О. В., Жиров, Н. А. (2016) Школьные здания во второй половине ХIХ в.: технические и гигиенические требования (на примере Орловской губернии). История: факты и символы, № 4 (9), с. 8–14.

Клочко, А. Р., Коровина, Е. И. (2017) Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире. Архитектура и современные информационные технологии, № 2 (39), с. 98–113.

Цытович, Г. Н., Олтаршееский, Д. Г. (1977) Учебные здания. В кн.: Большая советская энциклопедия в 30 т. Т. 27. Ульяновск-Франкфорт. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, с. 153–155. URL: https://archive.org/details/B-001-032-604-ALL/page/n177/mode/2up (дата обращения 17.11.2020).

Смирнов, В. И., Южанинова, Е. В. (2012) История образования и педагогической мысли. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 454 с.

SOURCES

Bykov, V. E. (1973) Obshchestvennye sooruzheniya [Public buildings]. In: V. F. Markuzon (ed.). Vseobshchaya istoriya arkhitektury: v XII t. T. II. Arkhitektura antichnogo mira (Gretsiya i Rim) [General history of architecture: In XII vols. Vol. II. Architecture of the ancient world (Greece and Rome)]. Moscow: Strojizdat Publ., pp. 297–362. (In Russian)

Sinyanskij, I. A., Maneshina, N. I. (2014) Tipologiya zdanij [The typology of buildings]. 7th ed., rev. and add. Moscow: Akademiya Publ., 288 p. (In Russian)

Tica, L. (2018) Istoriya zdanij obrazovatel’nogo naznacheniya i arkhitektury shkol v Serbii [History of educational purpose buildings and architecture of schools in Serbia]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii — Architecture and Modern Information Technologies, no. 2 (43), pp. 197–211. (In Russian)

REFERENCES

Klevtsova, O. V., Zhirov, N. A. (2016) Shkol’nye zdaniya vo vtoroj polovine XIX v.: tekhnicheskie i gigienicheskie trebovaniya (na primere Orlovskoj gubernii) [The school building in the second half of the nineteenth century: Technical and hygienic re-quirements (on the example of the Oryol province)]. Istoriya: fakty i simvoly — History: Facts and Symbols, no. 4 (9), pp. 8–14. (In Russian)

Klochko, A. R., Korovina, E. I. (2017) Razvitie arkhitektury shkol’nykh zdanij v Rossii i v mire [Development of architecture of school buildings in Russia and in the world]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii — Architecture and Modern Information Technologies, no. 2 (39), pp. 98–113. (In Russian)

Tsytovich, G. N., Oltarsheeskij, D. G. (1977) Uchebnye zdaniya [Educational buildings]. In.: Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya v 30 t. T. 27. Ul’yanovsk-Frankfort [Great Soviet Encyclopedia: In 30 vols. Vol. 27. Ulyanovsk– Frankfort]. 3rd ed. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., pp. 153–155.

Smirnov, V. I., Yuzhaninova, E. V. (2012) Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli [History of education and pedagogical thought]. Nizhny Tagil: Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Academy Publ., 454 p. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

18.05.2022

Выпуск

Раздел

Статьи