Теология как аутопедагогика

Статья 1. Термин «теология» в христианской традиции

Авторы

  • Сергей Сергеевич Аванесов Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-98-111

Ключевые слова:

теология, педагогика, аутопедагогика, икономия, самосозидание, контекст

Аннотация

В статье определяется специфическая область исследования теологии в педагогическом контексте: анализ влияния теологической практики на экзистенциальное преображение субъекта этой практики. Такое влияние можно характеризовать как результат «внутренней педагогики» или, иначе говоря, как феномен аутопедагогики. Цель исследования теологии в указанном ракурсе может быть сформулирована так: выявление и объяснение тех антропных эффектов, которые достигаются в теологических актах. Первоначальный вопрос, который требуется решить на пути движения к такой цели, состоит в следующем: являются ли эти экзистенциальные эффекты чем-то дополнительным к самому понятию теологии, или, может быть, их необходимость можно обнаружить в самом этом понятии? Для ответа на этот вопрос следует проанализировать содержание общего понятия теологии. В данной статье анализируются различные значения термина «теология» в христианском Предании и в современной культуре. Теология в зависимости от контекста словоупотребления понимается и как Откровение (Слово Божие), и как учение о Боге (Триадология), и как доктрина Боговоплощения (Христология), и как «сумма» христианского вероучения, и как образовательная дисциплина. Исследуются основания различения терминов «θεολογία» и «οἰκονομία», а также объем второго термина. Рассматриваются, кроме того, так называемые «теологии родительного падежа» и «популярная теология». В результате утверждается, что конкретное значение термина «теология» находится в зависимости от того контекста, в котором он употреблен. Делается вывод о том, что постижение теологии как педагогики себя, как теоретической практики аутопойэсиса происходит тогда, когда мы понимаем преподавание теологии как процесс внутреннего роста педагога, а также тогда, когда мы интерпретируем любой теологический акт как событие встречи двух экзистенциальных интенций — вопрошающего стремления богослова, настроенного на самосозидание, и воспитательного действия Бога, адресованного человеку, стремящемуся Его постичь.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов, С. С. (2002) О взаимной дополнительности апофатического и катафатического методов в теологии. В кн.: Методология науки. Сборник трудов Всероссийского философского семинара. Вып. 5: Проблемы типологии метода. Томск: Томский государственный университет, с. 59–64.

Аванесов, С. С. (2014) Теология как антропология. В кн.: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. Вып. 2/3. СПб.: Изд-во НП-Принт, с. 120–124.

Аванесов, С. С. (2020) Термин «теология»: происхождение и значение. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, т. 21, № 1, с. 11–28. https://www.doi.org/10.25991/VRHGA.2020.19.1.001

Аверинцев, С. С. (1970) Теология. В кн.: Ф. В. Константинов (ред.). Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, с. 200–202.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. (1998) Догматическое богословие: Курс лекций. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 288 с.

Антоний, архим. (1862) Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. 8-е изд. СПб.: Тип. А. Якобсона, 282 с.

Бальтазар, Г. У. фон. (1993) О простоте христиан. Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже, № 29, с. 7–69.

Бальтазар, Г. У. фон. (2006) Теология истории. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 136 с.

Барабанов, Е. В. (1994) О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера. В кн.: Д. Бонхёффер. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, с. 3–24.

Бердяев, Н. А. (1971) Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж: YMCA-Press, 259 с.

Борис, архим. (1890) Общее введение в круг богословских наук. Киев: Тип. С. В. Кульженко, 126 с.

Бычков, В. В. (2009) Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 636 с.

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. (1991) Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 408 с.

Васильев, П. (1891) Богословие. В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. 4. СПб.: Типо-литография (И. А. Ефрона), с. 183–192.

Вдовина, И. С. (1990) Французский персонализм (1932–1982). М.: Высшая школа, 152 с.

Гегель, Г. В. Ф. (1976) Философия религии: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль., 532 с.

Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. (1994) Собрание творений: в 2 т. Т. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 680, III с.

Грицанов, А. А., Абушенко, В. Л. (2008) Мишель Фуко. Минск: Книжный Дом, 320 с.

Дионисий Ареопагит. (2002) Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 854 с.

Иоанн Дамаскин. (1992) Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону: Братство Святого Алексия; Приазовский край, 464 с.

Иоанн Дамаскин. (2002) Творения. Источник знания. М.: Индрик, 416 с.

Исаев, С. А. (1991) Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 236 с.

Кирилл Александрийский. (2002) Творения. Книга третья. М.: Паломник, 912 с.

Климент Александрийский. (1996) Педагог. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 290 с.

Лаут, Э. (2002) От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем. Альфа и Омега, № 3 (33), с. 34–47.

Лосев, А. Ф. (2000) История античной эстетики: в 8 т. Т. 6. Поздний эллинизм. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 960 с.

Лосский, В. Н. (1975) Апофаза и троическое богословие. В кн.: Богословские труды. Сборник 14. М.: Изд-во Московской Патриархии, с. 95–104.

Лосский, В. Н. (1991) Очерк мистического богословия Восточной Церкви. В кн.: Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, с. 95–259.

Лурье, В. М. (1994) Догматические представления А. С. Хомякова (очерк становления и развития). В кн.: Славянофильство и современность. СПб.: Наука, с. 158–176.

Лурье, В. М. (1998) “…Non autem procedit ita…”: Еще раз о триадологической заметке Хомякова. В кн.: Хомяковский сборник. Т. 1. Томск: Водолей, с. 299–302.

Макарий, архим. (1847) Введение в православное богословие. СПб.: Тип. Е. Фишера, 695 с.

Мейендорф, И. Ф., прот. (1995) Православие и современный мир: Лекции и статьи. Минск: Лучи Софии, 112 с.

Ньюман, Б. М. (1997) Греческо-русский словарь Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 240 с.

Пасека, В. М. (1985) «Теология освобождения» (Латиноамериканский радикальный вариант). Вопросы философии, № 1, с. 92–100.

Подскальски, Г. (1996) Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: Византинороссика, 572 с.

Полкинхорн, Д. (2004) Наука и богословие. Введение. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 154 с.

Сидоров, А. И. (1993) Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество. В кн.: А. И. Сидоров (ред.). Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, с. 7–74.

Смирнов, С. А. (2011) Автопоэзис человека: философские очерки по антропологии стиха. Новосибирск: НГУЭУ; Офсет, 389 с.

Уильямс, Р., архиепископ Кентерберийский. (2004) О христианском богословии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 334 с.

Успенский, Л. А. (1997) Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 656 с.

Феодорит Кирский. (2003) Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 440 с. (Творения святых отцов и учителей Церкви).

Фуко, М. (2021) История сексуальности. Т. 4. Признания плоти. М.: Ад Маргинем Пресс, 416 с.

Хайдеггер, М. (1997) Тождество и различие. М.: Гнозис, 64 с.

Хомяков, А. С. (1994) Сочинения: в 2 т. Т. 2: Работы по богословию. М.: Медиум, 478 с.

Шаймухамбетова, Г. Б. (1985) Философия и религия в историко-культурном развитии Востока. В кн.: Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век. М.: Наука, с. 5–42.

Шмалий, В., свящ. (2003) Космология святых отцов каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия. Альфа и Омега, № 2 (36), с. 152–170.

Шмеман, А., протопресв. (1993) Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию 1949–1950 гг. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 48 с.

Шрейдер, Ю. А. (1999) Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 206 с.

Элиаде, М. (1994) Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 142 с.

REFERENCES

Alipy (Kastalsky-Borozdin), archimandrite, Isaiah (Belov), archimandrite. (1998) Dogmaticheskoe bogoslovie: Kurs lektsij [Dogmatic theology: A course of lectures]. Sergiyev Posad: The Holy Trinity Sergius Lavra Publ., 288 p. (In Russian)

Anthony, archimandrite. (1862) Dogmaticheskoe bogoslovie pravoslavnoj kafolicheskoj vostochnoj tserkvi s prisovokupleniem obshchego vvedeniya v kurs bogoslovskikh nauk [Dogmatic theology of the Orthodox Catholic Eastern Church with the addition of a general introduction to the course of theological sciences]. 8th ed. Saint Petersburg: A. Yakobson’s printing house., 282 p. (In Russian)

Avanesov, S. S. (2002) O vzaimnoj dopolnitel’nosti apofaticheskogo i katafaticheskogo metodov v teologii metoda [On the mutual complementarity of apophatic and cataphatic methods in theology]. In: Metodologiya nauki. Sbornik trudov Vserossijskogo filosofskogo seminara. Vup. 5: Problemy tipologii [Methodology of science. Vol. 5: Problems of the typology of the method]. Tomsk: Tomsk State University Publ., pp. 59–64. (In Russian)

Avanesov, S. S. (2014) Teologiya kak antropologiya [Theology as anthropology]. In: Metaparadigma: bogoslovie, filosofiya, estestvoznanie: al’manakh [Metaparadim: Theology, philosophy, natural science: Almanac]. Iss. 2/3. Saint Petersburg: NP-Print Publ., pp. 120–124. (In Russian)

Avanesov, S. S. (2020) Termin “teologiya”: proiskhozhdenie i znachenie [The term “theology”: Origin and meaning]. Vestnik Russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii — Herald of the Russian Christian Academy for Humanities, vol. 21, no. 1, pp. 11–28. https://www.doi.org/10.25991/VRHGA.2020.19.1.001 (In Russian)

Averintsev, S. S. (1970) Teologiya [Theology]. In: F. V. Konstantinov (ed.). Filosofskaya entsiklopediya: v 5 t. [Philosophical encyclopedia: In 5 vols]. Vol. 5. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., pp. 200–202. (In Russian)

Balthasar, H. U. von. (1993) Christen sind einfältig. Simvol: Zhurnal khristianskoj kul’tury pri Slavyanskoj biblioteke v Parizhe — Simvol: Revue semestrielle publiée par la Bibliothèque Slave de Paris, no. 29, pp. 7–69. (In Russian)

Balthasar, H. U. von. (2006) Theologie der Geschichte. Moscow: Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas, p. 136 (In Russian)

Barabanov, E. V. (1994) O pis’makh iz tyur’my [About Dietrich Bonhoeffer’s letters from prison]. In: D. Bonhoeffer. Soprotivlenie i pokornost’ [Widerstand und Ergebung]. Moscow: Progress Publ., pp. 3–24. (In Russian)

Basil the Great, archbishop of Caesarea in Cappadocia (1991) Tvoreniya izhe vo svyatykh ottsa nashego Vasiliya Velikago, Arkhiepiskopa Kesarii Kappadokijskiya [Creations of our father Basil the Great, Archbishop of Caesarea of Cappadocia]. Pt 1. Moscow: Publishing Department of the Moscow Patriarchate, 408 p. (In Russian)

Berdyaev, N. A. (1971) Russkaya ideya. Osnovnye problemy russkoj mysli XIX veka i nachala XX veka [Russian idea. The main problems of Russian thought in the 19th century and early 20th century]. Paris: YMCA-Press Publ., 259 p. (In Russian)

Boris, archimandrite. (1890) Obshchee vvedenie v krug bogoslovskikh nauk [General introduction to the circle of theological sciences]. Kiev: S. V. Kulzhenko’s printing house, 126 p. (In Russian)

Bychkov, V. V. (2009) Fenomen ikony: Istoriya. Bogoslovie. Estetika. Iskusstvo [The phenomenon of the icon: History. Theology. Aesthetics. Art]. Moscow: Ladomir Publ, 636 p. (In Russian)

Clement of Alexandria. (1996) Paedagogus. Moscow: Paul’s Apostle Learning and Ecumenical Center Publ., 290 p. (In Russian)

Cyril of Alexandria. (2002) Tvoreniya. Kniga tret’ya [Works. Book 3]. Moscow: Palomnik Publ., 912 p. (In Russian)

Dionysios Areopagitieum. (2002) Sochineniya. Tolkovaniya Maksima Ispovednika [Works. Interpretations of Maxim the Confessor]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 854 p. (In Russian)

Eliade, M. (1994) Le sacré et le profane. Moscow: Moscow State University Publ., 142 p. (In Russian)

Foucault, M. (2021) Histoire de la sexualité. T. 4: Les aveux de la chair. Moscow: Ad Marginem Press., 416 p. (In Russian)

Gregory the Theologian, archbishop of Constantinople. (1994) Sobranie tvorenij [Collection of works]: In 2 vols. Vol. 1. Sergiyev Posad: Holy Trinity Sergius Lavra Publ., 680, III p. (In Russian)

Gritsanov, A. A., Abushenko, V. L. (2008) Michel Foucault. Minsk: Knizhnyj Dom Publ., 320 p. (In Russian)

Hegel, G. W. F. (1976) Filosofiya religii [Philosophy of religion]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ Publ., 532 p. (In Russian)

Heidegger, M. (1997) Identität und Differenz. Moscow: Gnozis Publ., 64 p. (In Russian)

Isaev, S. A. (1991) Teologiya smerti: Ocherki protestantskogo modernizma [Theology of death: Essays on protestant modernism]. Moscow: Politizdat Publ., 236 p. (In Russian)

John of Damascus. (1992) Tochnoe izlozhenie pravoslavnoj very [An exact exposition of the orthodox faith]. Rostov-on-Don: Bratstvo Svyatogo Aleksiya Publ.; Priazovskij kraj Publ., 464 p. (In Russian)

John of Damascus. (2002) Tvoreniya. Istochnik znaniya [Works. The fountain of knowledge]. Moscow: Indrik Publ., 416 p. (In Russian)

Khomyakov, A. S. (1994) Sochineniya: v 2 t. T. 2: Raboty po bogosloviyu [Works: In 2 vols. Vol. 2: Works on theology]. Moscow: Medium Publ., 478 p. (In Russian)

Losev, A. F. (2000) Istoriya antichnoj estetiki: v 8 t. T. 6. Pozdnij ellinizm [History of Ancient aesthetics: In 8 vols. Vol. 6. Late Hellenism]. Moscow: AST Publ., Kharkov: Folio Publ., 960 p. (In Russian)

Lossky, V. N. (1975) Apofaza i troicheskoe bogoslovie [Apophasa and Trinity theology]. In: Bogoslovskie trudy [Theological works]. Iss. 14. Moscow: Publishing House of the Moscow Patriarchate, pp. 95–104. (In Russian)

Lossky, V. N. (1991) Essai sur la théologie mystique de L’Église d’Orient. In: Misticheskoe bogoslovie [Mystical Theolog]. Kiev: Put’ k Istine Publ., pp. 95–259. (In Russian)

Louth, A. (2002) Ot khristologii k obrazu Khrista: prepodobnyj Maksim Ispovednik o Preobrazhenii Gospodnem [From doctrine of Christ to icon of Christ. St. Maximus the Confessor on the Transfiguration of Christ]. Al’fa i Omega, no. 3 (33), pp. 34–47. (In Russian)

Lurie, V. M. (1994) Dogmaticheskie predstavleniya A. S. Khomyakova (ocherk stanovleniya i razvitiya) [Dogmatic representations of A. S. Khomyakov (essays on their formation and development)]. In: Slavyanofil’stvo i sovremennost’ [Slavophilism and the present]. Saint Petersburg: Nauka Publ., pp. 158–176. (In Russian)

Lurie, V. M. (1998) “…Non autem procedit ita…”: Eshche raz o triadologicheskoj zametke Khomyakova [“...Non autem procedural ita...”: Once again about Khomyakov’s triadological note]. In: Khomyakovskij sbornik [Khomyakov’s collection]. Vol. 1. Tomsk: Vodolej Publ., pp. 299–302. (In Russian)

Macarius, archimandrite. (1847) Vvedenie v pravoslavnoe bogoslovie [Introduction to Orthodox theology]. Saint Petersburg: E. Fischer’s Publ., 695 p. (In Russian)

Meyendorf, I. F., protopresbyter. (1995) Pravoslavie i sovremennyj mir: Lektsii i stat’i [Orthodoxy and the modern world: Lectures and articles]. Minsk: Luchi Sofii Publ., 112 p. (In Russian)

Newman, B. M. (1997) Grechesko-russkij slovar’ Novogo Zaveta [Greek-Russian dictionary of the New Testament]. Moscow: Rossijskoe Biblejskoe obshchestvo Publ., 240 p. (In Russian)

Paseka, V. M. (1985) “Teologiya osvobozhdeniya” (Latinoamerikanskij radikal’nyj variant) [Liberation theology (Latin American radical version)]. Voprosy filosofii, no. 1, pp. 92–100. (In Russian)

Podskalsky, G. (1996) Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus‘ (988–1237). Saint Petersburg: Byzantinorossica Publ., 572 p. (In Russian)

Polkinghorne, J. (2004) Science and theology. An introduction. Moscow: St. Andrews’s Biblical Theological Institute Publ., 154 p. (In Russian)

Schmemann, A., protopresbyter. (1993) Vvedenie v bogoslovie. Kurs lektsij po dogmaticheskomu bogosloviyu 1949–1950 gg. [Introduction to theology. Course of lectures on dogmatic theology 1949–1950]. Moscow: St. Tikhon’s Orthodox University Publ., 48 p. (In Russian)

Schreider, Yu. A. (1999) Tsennosti, kotorye my vybiraem: Smysl i predposylki tsennostnogo vybora [The values that we choose. The meaning and prerequisites of value choice]. Moscow: Editorial URSS Publ., 206 p. (In Russian)

Shaimukhambetova, G. B. (1985) Filosofiya i religiya v istoriko-kul’turnom razvitii Vostoka [Philosophy and religion in the historical and cultural development of the East]. In: Filosofiya i religiya na zarubezhnom Vostoke. XX vek [Philosophy and religion in the Foreign East. XX century]. Moscow: Nauka Publ., pp. 5–42. (In Russian)

Shmaliy, V., priest. (2003) Kosmologiya svyatykh ottsov kappadokijtsev: vklad v sovremennyj dialog nauki i bogosloviya [Cosmology of the Holy Fathers Cappadocians: Contribution to the modern dialogue of science and theology]. Al’fa i Omega, no. 2 (36), pp. 152–170. (In Russian)

Sidorov, A. I. (1993) Prepodobnyj Maksim Ispovednik: epokha, zhizn’, tvorchestvo [St. Maxim the Confessor: Era, life, creativity]. In: A. I. Sidorov (ed.). Tvoreniya prepodobnogo Maksima Ispovednika. Kniga I. Bogoslovskie i asketicheskie traktaty [St. Maxim the Confessor. Works. Vol. 1. Theological and ascetic treatises]. Moscow: Martis Publ., pp. 7–74. (In Russian)

Smirnov, S. A. (2011) Avtopoezis cheloveka: filosofskie ocherki po antropologii stikha [Autopoiesis of man: Philosophical essays on the anthropology of verse]. Novosibirsk: Novosibirsk State University of Economics and Management Publ.; Ofset Publ., 389 p. (In Russian)

Theodoret of Cyrus. (2003) T. 1. Iz’yasnenie trudnykh mest Bozhestvennogo Pisaniya [Vol. 1. Explaining difficult passages of Divine Scripture]. Moscow: Publishing Council of the Russian Orthodox Church., 440 p. (Tvoreniya svyatykh ottsov i uchitelej Tserkvi [Creations of the Holy Fathers and Teachers of the Church]). (In Russian)

Uspensky, L. A. (1997) Bogoslovie ikony Pravoslavnoj Tserkvi [The theology of icon of the Orthodox Church]. Pereslavl: Brotherhood of the Holy and Great Prince Alexander Nevsky Publ., 656 p. (In Russian)

Vasiliev, P. (1891) Bogoslovie [Theology]. In: Entsiklopedicheskij slovar’ Brokgauza i Efrona [Brockhaus and Efron encyclopedic dictionary]: In 86 vols. Vol. 4. Saint Petersburg: I. A. Efron’s tipo-litografiya Publ., pp. 183–192. (In Russian)

Vdovina, I. S. (1990) Frantsuzskij personalizm (1932–1982) [French personalism (1932–1982)]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 152 p. (In Russian)

Williams, R., Archbishop of Canterbury. (2004) On Christian theology. Moscow: St. Andrews’s Biblical Theological Institute Publ., 334 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.12.2021

Выпуск

Раздел

Статьи