Концепция образования у Платона и Клайва Стейплза Льюиса

Авторы

  • Максим Алексеевич Наровецкий Дальневосточное отделение РАН

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-136-142

Ключевые слова:

К. С. Льюис, Платон, образование, реализм, познание, Миф о пещере

Аннотация

Сходство во взглядах на образование Платона и Льюиса базируется на общей для мыслителей философской идее о том, что образование — это способ обретения истины и сам процесс ее поиска. Идея образования Платона отражена в «Притче о Пещере» в форме восхождения из пещеры к солнцу; идея же Льюиса изображена в зеркальной аллегории о спуске в подземелье. Образы восхождения из пещеры к солнцу и спуска из реального мира в подземелье мыслители используют для того, чтобы подчеркнуть разный онтологический статус эмпирической и духовной реальности. Философы считают, что духовная реальность определяет смысл и норму эмпирической. И Платон, и Льюис придают особую значимость этапу воспитания и обучения, считая его частью образования, базовой ступенью, определяющей дальнейший образовательный путь человека. В процессе воспитания и обучения происходит структурирование реальности, создание ценностной системы. На этом этапе человек учится отличать доброе от недоброго, справедливое от несправедливого, истинное от ложного. Мыслители считают, что воспитание благообразного характера человека, формирование нормальных чувств и правильного отношение к миру, а также пробуждение естественного для человека желания познавать, являются основными задачами этого этапа. Решение этих задач, с одной стороны, позволяет структурировать реальность с опорой на нормы, в результате чего у человека формируется система ценностей, в которой познанию мира определяется значимое место, с другой — выступает предпосылкой для становления человека на путь образования. Дальнейшее движение на этом пути Платон связывает с изучением различных предметов: науки о числах, геометрии, астрономии, музыки, с помощью которых человек учится переходить от чувственного к умопостигаемому, к усмотрению за вещами их идей. Для Льюиса главным на этом этапе является движение души к познанию разнообразных граней реальности, к обретению человеком своей истинной природы — пробужденного стремления познавать. Мыслители сходятся во мнении относительно главной цели образования и видят ее в формировании целостного человека, где идеи прекрасного, справедливого, идеи порядка, идеи Блага и другие значимые идеи открываются в опыте через соприкосновение с чувственным, становясь частями души человека, его истинным образом.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Льюис, К. С. (2000) Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. Серебряное кресло. Племянник чародея. Последняя битва. Письма детям. Статьи о Нарнии. СПб.: Библия для всех., 432 с.

Платон (2015) Государство. М.: Академический проект., 398 с.

Lewis, C. S. (1947) The abolition of man, or Reflections on education with special reference to the teaching of English in the upper forms of schools. New York: The Macmillan Company Publ., 118 p.

Lewis, C. S. (2001) Mere Christianity. New York: Harper Collins Publ., 256 p.

ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер, М. (1993) Учение Платона об истине. В кн.: Время и бытие: Статьи и выступления. Учение Платона об истине. М.: Республика., 447 с.

De Vogel, C. J. (1985) C. J. Platonism and Christianity: A mere antagonism or a profound common ground. Vigiliae Christianae, vol. 39, no. 1, pp. 1–62. https://doi.org/10.1163/157007285X00159

Lewis, C. S. (2013) Image and imagination: Essays and reviews. New York: Cambridge University Press., 394 p.

Szlezák, T. A. (2003) Die Idee des Guten in Platons Politeia. Berlin: Academia Verlag., 160 s. (Lecturae Platonis. Bd III).

SOURCES

Lewis, C. S. (1947) The abolition of man, or Reflections on education with special reference to the teaching of English in the upper forms of schools. New York: The Macmillan Company Publ., 118 p. (In English)

Lewis, C. S. (2000) Sobranie sochinenij: v 8 t. T. 6. Serebryanoe kreslo. Plemyannik charodeya. Poslednyaya bitva. Pis’ma detyam [Collected works: In 8 vols. Vol. 6. Silver chair. The sorcerer’s nephew. Last fight. Letters to children. Articles about Narnia]. Saint Petersburg: “Bibliya dlya vsekh” Publ., 432 p. (In Russian)

Lewis, C. S. (2001) Mere Christianity. New York: Harper Collins Publ., 256 p. (In English)

Plato. (2015) Gosudarstvo [Republic]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 398 p. (In Russian)

REFERENCES

De Vogel, C. J. (1985) C. J. Platonism and Christianity: A mere antagonism or a profound common ground. Vigiliae Christianae, vol. 39, no. 1, pp. 1–62. https://doi.org/10.1163/157007285X00159 (In English)

Heidegger, M. (1993) Platons Lehre von der Wahrheit. In: Vremja i bytie: Stat’i i vystuplenija [Time and being: Articles and speeches]. Moscow: Respublika Publ., 447 p. (In Russian)

Lewis, C. S. (2013) Image and imagination: Essays and reviews. New York: Cambridge University Press., 394 p. (In English)

Szlezák, T. A. (2003) Die Idee des Guten in Platons Politeia. Berlin: Academia Verlag., 160 s. (Lecturae Platonis. Vol. III). (In German)

Загрузки

Опубликован

16.12.2021

Выпуск

Раздел

Статьи