Огастес Пьюджин: архитектор как консервативный революционер
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-2-165-176Ключевые слова:
Пьюджин, архитектура, градостроительство, готическое возрождение, «Противопоставления», манифест, католичество, эстетика, этика, Средние века, РеформацияАннотация
Английский архитектор О. У. Пьюджин (1812–1852) заслуженно считается одним из крупнейших деятелей архитектуры XIX века и реформатором влиятельного движения готического возрождения. Тем не менее, попытки сформулировать значение Пьюджина и характер его воздействия на архитектуру сталкиваются со значительными трудностями. Ни изучение построек Пьюджина, ни анализ его многочисленных публицистических сочинений не дают ответа на вопрос о том, почему именно он стал культовой фигурой для архитекторов своего поколения. На наш взгляд, значение Пьюджина заключается в создании целостного — на уровне Gesamtkunstwerk’а — образа готического мира, из которого позднейшие архитекторы могли заимствовать отдельные аспекты. Более того, обсуждение неоготического проекта Пьюджина в терминах тотального произведения искусства дает ключк пониманию того влияния, которое Пьюджин оказал на современников и ближайших потомков. Не будучи знакомым с идеями Рихарда Вагнера, Пьюджин тем не менее описывает средневековую Англию как целостный, полностью готический мир, демонстрирующий единство формы и содержания на всех уровнях — от самой скромной повседневной утвари до городского пространства как такового, и в силу этого представляющий собой тотальное произведение искусства. Как архитектор, во главу угла своего эстетически организованного общества он ставит архитектуру, словно предполагая, что архитектурные формы готики сами по себе способны транслировать христианские (т. е. католические) истины. То состояние сознания и культуры, которое Пьюджин стремился реконструировать, было способно к объединению искусства и «жизни» на основе католического вероучения. Именно единое католическое мировоззрение Средних веков могло, по мысли Пьюджина, объединить повседневную жизнь и высокое искусство, подчинив их вере или, точнее, сделав их составными частями последней.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Пьюджин, О. У. (2012) Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры. Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства, № 1 (7), с. 126–170.
Pugin, A. W. N. (2003) Contrasts. True Principles of Pointed or Christian Architecture. London: Spire Books Publ., 244 p.
ЛИТЕРАТУРА
Ассман, А. (2017) Распалась связь времен? М.: Новое литературное обозрение, 272 с.
Бахтин, М. М. (1975) Формы времени и хронотопа в романе. В кн.: Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, с. 234–407.
Зедльмайр, Х. (2008) Утрата середины. М.: Прогресс-Традиция, 640 с.
Кайуа, Р. (2007) Игры и люди. Маска и головокружение. В кн.: Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, с. 33–202.
Ситар, С. (2013) Архитектура внешнего мира. Искусство проектирования и становление европейских физических представлений. М.: Новое издательство, 272 с.
Скотт, В. (1967) О «Замке Отранто» Уолпола. В кн.: Фантастические повести (Гораций Уолпол. Замок Отранто. Жак Казот. Влюбленный дьявол. Уильям Бекфорд. Ватек). Л.: Наука, с. 231–243.
Фуко, М. (1994) Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 406 с.
Хаттон, П. (2003) История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 424 с.
Brittain-Catlin, T. (2003) Introduction. In: A. W. N. Pugin Contrasts. True Principles of Pointed or Christian Architecture. London: Spire Books Publ., pp. 1–7.
Clark, K. (1974) The Gothic Revival. An Essay in the History of Taste. London: Harper & Row Publ., 235 p.
Hill, R. (2007) God’s Architect. Pugin and the Building of Romantic Britain. London: Allen Lane Publ., 602 p.
Jameson, F. (1991) Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 460 p.
Mordaunt Crook J. M. (1987) The Dilemma of Style: Architectural ideas from the picturesque to the Post-Modern. Chicago: Chicago University Press, 348 p.
Stanton, P. (1954) Pugin: Principles of Design versus Revivalism. Journal of the Society of Architectural Historians, vol. 13, no. 3, pp. 20–25. https://doi.org/10.2307/987703
Stanton, P. (1972) Pugin. New York: The Viking Press, 216 p.
Summerson, J. (1998) William Butterfield; or, the glory of ugliness. In: Heavenly Mansions and other essays on architecture. New York; London: W. W. Norton & Company Publ., pp. 159–176.
Watkin, D. (1977) Morality and architecture. Chicago: Chicago University Press, 126 p.
White, H. (1987) “The nineteenth century” as chronotope. Nineteenth-Century Contexts, vol. 11, no. 2, pp. 119–129.
SOURCES
Pugin, A. W. N. (2003) Contrasts. True Principles of Pointed or Christian Architecture. London: Spire Books Publ., 244 p. (In English)
Pugin, A. W. (2012) Istinnye printsipy ostrokonechnoj ili khristianskoj arkhitektury [True principles of pointed or Christian architecture]. Vestnik PSTGU. Series V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva — St. Tikhon’s University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art, no. 1 (7), pp. 126–170. (In Russian)
REFERENCES
Assmann, A. (2017) Raspalas’ svyaz’ vremen? [The time is out of joint?]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 272 p. (In Russian)
Bakhtin, M. M. (1975) Formy vremeni i khronotopa v romane [Forms of time and chronotope in the novel]. In: Voprosy literatury i estetiky [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., pp. 234–407. (In Russian)
Brittain-Catlin, T. (2003) Introduction. In: A. W. N. Pugin Contrasts. True Principles of Pointed or Christian Architecture. London: Spire Books Publ., pp. 1– 7. (In English)
Caillois, R. (2007) Igry i lyudi. Maska i golovokruzhenie [Man, Play and Games. Mask and vertigo]. In: Igry i lyudi. Stat’i i esse po sotsiologii kultury [Man, Play and Games. Papers and essays on culture sociology]. Moscow: OGI Publ., pp. 33–202. (In Russian)
Clark, K. (1974) The Gothic Revival. An Essay in the History of Taste. London: Harper & Row Publ., 235 p. (In English)
Foucault, M. (1994) Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk [The Order of things: An archaeology of the Human Sciences]. Saint Petersburg: A-cad Publ., 406 p. (In Russian)
Hill, R. (2007) God’s Architect. Pugin and the Building of Romantic Britain. London: Allen Lane Publ., 602 p. (In English)
Hutton, P. (2003) Istoriya kak iskusstvo pamyati [History as an art of memory]. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 424 p. (In Russian)
Jameson, F. (1991) Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 460 p. (In English)
Mordaunt Crook J. M. (1987) The Dilemma of Style: Architectural ideas from the picturesque to the Post-Modern. Chicago: Chicago University Press, 348 p. (In English)
Scott, W. (1967) O “Zamke Otranto” Uolpola [On Walpole’s “The Castle of Otranto”]. In: Fantasticheskiye povesti (Goratsij Uolpol. Zamok Otranto. Zhak Kazot. Vlyublennyj d’yavol. Uil’yam Bekford. Vatek) [Fantastic tales (Horace Walpole. The Castle of Otranto. Jacques Cazotte. The Devil in Love. William Beckford. Vathek)]. Leningrad: Nauka Publ., pp. 231–243. (In Russian)
Sedlmayr, H. (2008) Utrata serediny [Loss of the middle]. Moscow: Progress-Traditsya Publ., 640 p. (In Russian)
Sitar, S. (2013) Arkhitektura vneshnego mira. Iskusstvo proektirovaniya i stanovlenie evropejskikh fizicheskikh predstavlenij [Architecture of the outer world. The art of designing and the birth of European physical concepts]. Moscow: Novoye izdatel’stvo Publ., 272 p. (In Russian)
Stanton, P. (1954) Pugin: Principles of Design versus Revivalism. Journal of the Society of Architectural Historians, vol. 13, no. 3, pp. 20–25. https://doi.org/10.2307/987703 (In English)
Stanton, P. (1972) Pugin. New York: The Viking Press, 216 p. (In English)
Summerson, J. (1998) William Butterfield; or, the glory of ugliness. In: Heavenly Mansions and other essays on architecture. New York; London: W. W. Norton & Company Publ., pp. 159–176. (In English)
Watkin, D. (1977) Morality and architecture. Chicago: Chicago University Press, 126 p. (In English)
White, H. (1987) “The nineteenth century” as chronotope. Nineteenth-Century Contexts, vol. 11, no. 2, pp. 119–129. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Владислав Владимирович Дегтярев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.