Коллаж в детской книге: визуальный нарратив и формирование читательского опыта дошкольников (на примере классических книжек-картинок 1950–1980-х годов)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-3-210-220Ключевые слова:
коллаж в книжке-картинке, дошкольное образование, коллажная иллюстрация, дизайн в детской книге, чтение книжек-картинок, визуальная грамотностьАннотация
В статье рассматриваются произведения из фонда Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, выполненные в технике коллажа или с применением приемов коллажа. Обобщаются практики чтения иллюстрированных книг в форматах библиотечной работы с детьми дошкольного возраста. Выбранные книги и рассматриваемые формы работы с ними могут быть полезны не только профессионалам, которые работают с дошкольной возрастной группой, но и педагогам, специалистам по дополнительному образованию и родителям дошкольников и младших школьников.
В статье предлагаются примеры анализа визуального повествования, которые помогают раскрыть основные идеи, эстетические концепции и этические аспекты работ избранных авторов. Внимательное рассмотрение и обсуждение картинок помогает читателю освоить способы декодирования текста. Далее, чтение с дошкольниками предполагает активное освоение материала не только визуально, но и с задействованием тактильных и двигательных процессов. Предлагаемые форматы работы с дошкольниками распространяются и на старшие возрастные группы. Такие занятия направлены на улучшение навыков чтения и декодирования визуального повествования, развитие моторных навыков и усиление когнитивных функций, а также получение эстетического удовольствия от процесса чтения и обсуждения произведения. Упомянутые формы занятий возможно организовать в библиотеке или аналогичной институции.
Выбор произведений известных англоязычных авторов с иллюстрациями в технике коллажа ограничен опубликованными не ранее 1950-х годов изданиями, которые находятся в фондах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Эко, У. (2013) Три сказки. М.: ОГИ, 112 с.
Carle, E. (1991) Papa, please get the moon for me. New York: Simon & Schuster Books for Young Readers Publ., 26 p.
Keats, E. J. (1976) The snowy day. New York: Puffin Books Publ., 32 p.
Lionni, L. (2009) Little Blue and Little Yellow. New York: Alfred A. Knopf Publ., 42p.
Rand, A., Rand, P. (1957) Sparkle and spin. New York: Harcourt Publ., 30 p.
Themerson, S. (2012) The table that ran away to the woods. London: Tate Publ., 20 p.
ЛИТЕРАТУРА
Демченко, А. И. (2005) Коллаж и полистилистика: от экспериментов авангарда в общественное пространство. В кн.: Г. В. Коваленко (ред.). Русский авангард 1910–1920-х годов: проблема коллажа. М.: Наука, с. 3–33.
Озерова, М. В. (2012) О детском рисовании. М.: Студия Артемия Лебедева, 276 с.
Осорина, М. В. (2009) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 304 с.
Рэнд, П. (2016) Мысли о дизайне. СПб.: Питер, 96 с.
Rand, P. (1985) Paul Rand: A designer’s art. New Haven: Yale University Press, 256 p.
Salisbury, M., Styles, M. (2013) Children’s picturebooks: The art of visual storytelling. London: Laurence King Publ., 192 p.
The New York Public Library’s Books of the Century. (1996) New York Public Library. [Online]. Available at: https://www.nypl.org/voices/print-publications/books-of-the-century (accessed 18.05.2024).
SOURCES
Carle, E. (1991) Papa, please get the moon for me. New York: Simon & Schuster Books for Young Readers Publ., 26 p. (In English)
Eсo, U. (2013) Tri skazki [Three tales]. Moscow: OGI Publ., 112 p. (In Russian)
Keats, E. J. (1976) The snowy day. New York: Puffin Books Publ., 32 p. (In English)
Lionni, L. (2009) Little Blue and Little Yellow. New York: Alfred A. Knopf Publ., 42p. (In English)
Rand, A., Rand, P. (1957) Sparkle and spin. New York: Harcourt Publ., 30 p. (In English)
Themerson, S. (2012) The table that ran away to the woods. London: Tate Publ., 20 p. (In English)
REFERENCES
Demchenko, A. I. (2005) Kollazh i polistilistika: ot eksperimentov avangarda v obshchestvennoe prostranstvo [The collage and polystylistics: From the experiments of the avant-garde in overall artistic space]. In: G. V. Kovalenko (ed.). Russkij avangard 1910–1920-kh godov: problema kollazha [Russian avant-garde of the 1910–1920s: The problem of collage]. Moscow: Nauka Publ., pp. 3–33. (In Russian)
Osorina, M. V. (2009) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space of the world of adults]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)
Оzerova, M. V. (2012) O detskom risovanii [About children’s drawing]. Moscow: Art. Lebedev Studio Publ., 276 p. (In Russian)
Rand, P. (1985) Paul Rand: A designer’s art. New Haven: Yale University Press, 256 p. (In English)
Rand, P. (2016) Mysli o dizajne [Thoughts on design]. Saint Petersburg: Piter Publ., 96 p. (In Russian)
Salisbury, M., Styles, M. (2013) Children’s picturebooks: The art of visual storytelling. London: Laurence King Publ., 192 p. (In English)
The New York Public Library’s Books of the Century. (1996) New York Public Library. [Online]. Available at: https://www.nypl.org/voices/print-publications/books-of-the-century (accessed 18.05.2024). (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Людмила Константиновна Науменко

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.