Коллаж в детской книге: визуальный нарратив и формирование читательского опыта дошкольников (на примере классических книжек-картинок 1950–1980-х годов)

Авторы

  • Людмила Константиновна Науменко Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-3-210-220

Ключевые слова:

коллаж в книжке-картинке, дошкольное образование, коллажная иллюстрация, дизайн в детской книге, чтение книжек-картинок, визуальная грамотность

Аннотация

В статье рассматриваются произведения из фонда Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, выполненные в технике коллажа или с применением приемов коллажа. Обобщаются практики чтения иллюстрированных книг в форматах библиотечной работы с детьми дошкольного возраста. Выбранные книги и рассматриваемые формы работы с ними могут быть полезны не только профессионалам, которые работают с дошкольной возрастной группой, но и педагогам, специалистам по дополнительному образованию и родителям дошкольников и младших школьников.

В статье предлагаются примеры анализа визуального повествования, которые помогают раскрыть основные идеи, эстетические концепции и этические аспекты работ избранных авторов. Внимательное рассмотрение и обсуждение картинок помогает читателю освоить способы декодирования текста. Далее, чтение с дошкольниками предполагает активное освоение материала не только визуально, но и с задействованием тактильных и двигательных процессов. Предлагаемые форматы работы с дошкольниками распространяются и на старшие возрастные группы. Такие занятия направлены на улучшение навыков чтения и декодирования визуального повествования, развитие моторных навыков и усиление когнитивных функций, а также получение эстетического удовольствия от процесса чтения и обсуждения произведения. Упомянутые формы занятий возможно организовать в библиотеке или аналогичной институции.

Выбор произведений известных англоязычных авторов с иллюстрациями в технике коллажа ограничен опубликованными не ранее 1950-х годов изданиями, которые находятся в фондах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Эко, У. (2013) Три сказки. М.: ОГИ, 112 с.

Carle, E. (1991) Papa, please get the moon for me. New York: Simon & Schuster Books for Young Readers Publ., 26 p.

Keats, E. J. (1976) The snowy day. New York: Puffin Books Publ., 32 p.

Lionni, L. (2009) Little Blue and Little Yellow. New York: Alfred A. Knopf Publ., 42p.

Rand, A., Rand, P. (1957) Sparkle and spin. New York: Harcourt Publ., 30 p.

Themerson, S. (2012) The table that ran away to the woods. London: Tate Publ., 20 p.

ЛИТЕРАТУРА

Демченко, А. И. (2005) Коллаж и полистилистика: от экспериментов авангарда в общественное пространство. В кн.: Г. В. Коваленко (ред.). Русский авангард 1910–1920-х годов: проблема коллажа. М.: Наука, с. 3–33.

Озерова, М. В. (2012) О детском рисовании. М.: Студия Артемия Лебедева, 276 с.

Осорина, М. В. (2009) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 304 с.

Рэнд, П. (2016) Мысли о дизайне. СПб.: Питер, 96 с.

Rand, P. (1985) Paul Rand: A designer’s art. New Haven: Yale University Press, 256 p.

Salisbury, M., Styles, M. (2013) Children’s picturebooks: The art of visual storytelling. London: Laurence King Publ., 192 p.

The New York Public Library’s Books of the Century. (1996) New York Public Library. [Online]. Available at: https://www.nypl.org/voices/print-publications/books-of-the-century (accessed 18.05.2024).

SOURCES

Carle, E. (1991) Papa, please get the moon for me. New York: Simon & Schuster Books for Young Readers Publ., 26 p. (In English)

Eсo, U. (2013) Tri skazki [Three tales]. Moscow: OGI Publ., 112 p. (In Russian)

Keats, E. J. (1976) The snowy day. New York: Puffin Books Publ., 32 p. (In English)

Lionni, L. (2009) Little Blue and Little Yellow. New York: Alfred A. Knopf Publ., 42p. (In English)

Rand, A., Rand, P. (1957) Sparkle and spin. New York: Harcourt Publ., 30 p. (In English)

Themerson, S. (2012) The table that ran away to the woods. London: Tate Publ., 20 p. (In English)

REFERENCES

Demchenko, A. I. (2005) Kollazh i polistilistika: ot eksperimentov avangarda v obshchestvennoe prostranstvo [The collage and polystylistics: From the experiments of the avant-garde in overall artistic space]. In: G. V. Kovalenko (ed.). Russkij avangard 1910–1920-kh godov: problema kollazha [Russian avant-garde of the 1910–1920s: The problem of collage]. Moscow: Nauka Publ., pp. 3–33. (In Russian)

Osorina, M. V. (2009) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space of the world of adults]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)

Оzerova, M. V. (2012) O detskom risovanii [About children’s drawing]. Moscow: Art. Lebedev Studio Publ., 276 p. (In Russian)

Rand, P. (1985) Paul Rand: A designer’s art. New Haven: Yale University Press, 256 p. (In English)

Rand, P. (2016) Mysli o dizajne [Thoughts on design]. Saint Petersburg: Piter Publ., 96 p. (In Russian)

Salisbury, M., Styles, M. (2013) Children’s picturebooks: The art of visual storytelling. London: Laurence King Publ., 192 p. (In English)

The New York Public Library’s Books of the Century. (1996) New York Public Library. [Online]. Available at: https://www.nypl.org/voices/print-publications/books-of-the-century (accessed 18.05.2024). (In English)

Загрузки

Опубликован

30.10.2024

Выпуск

Раздел

Статьи