Традиционные обряды кормления: морфология, семантика, эволюция
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-2-105-115Ключевые слова:
обряд кормления, традиционная культура, Приамурье, инвариантные структуры, символический обменАннотация
Статья посвящена изучению структуры, семантики и эволюции традиционного обряда кормления. В ней представлен авторский алгоритм реконструкции инвариантных ментальных структур, выполненной на материале традиционной культуры Приамурья. Преимущество этнографической культуры над археологической составляет больший объем эмпирического материала, поэтому, осуществляя проекцию культуры рыболовов и охотников XIX — начала XX вв. на первобытное общество, мы получаем больше ответов на вопросы, касающиеся архаического мышления.
С опорой на методологию структурно-семиотического анализа и материалы этнографии, фольклористики, языкознания, архивные источники конца XIX — начала XXI вв., а также полевые исследования современной культуры коренных народов Приамурья построена морфология традиционного обряда, изучены основные виды отношений его структурных компонентов, получены новые выводы по семантике кормления.
Были установлены соответствия между композиционным строением дара, способами его трансляции, с одной стороны, и структурой мифологического и социального космоса, с другой. Показаны специфические способы репрезентации универсальных бессознательных категорий, то, каким образом в принципах обрядовой коммуникации отражены социально-экономические процессы. Обряды кормления оказались структурно однородными моделям социально-экономического обмена. Сравнение этих сфер выявило отношения изоморфизма и гомоморфизма.
Анализ показал, что для изучаемой культурной традиции еще не было свойственно глобальное разделение сакрального и профанного миров, что выражалось в отсутствии специальной жреческой функции, простоте ритуала, отсутствии в нем значительного количества запретов, элемента насилия и освящения подношения. Такие характеристики свойственны архаической традиционной культуре, основанной на присваивающем типе хозяйства. В то же время в Приамурье в этой сфере прослеживалась динамика, выражавшаяся в движении от паритетности в отношении с духами — к поклонению им, от детальной специализации квазисубъектов — к интеграции в одном небесном божестве различных источников благ. Эти изменения были результатом контактов рыболовов и охотников с народами, имеющими производящее хозяйство.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Лопатин, И. А. (1922) Записки общества изучения Амурского края Владивостокского отделения Приамурского отдела Русского географического общества. Т. XVII: Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток: б. и., VI, 370 с.
Материалы по обследованию незаселенных регионов Приамурского края (исследование правого берега реки). (1908–1909) РГИА. Ф. 391. Оп. 3. Д. 1181. Л. 44–59.
Материалы по обследованию незаселенных регионов Приамурского края (краткий отчет этнографической экспедиции Логиновского). (1908–1909) РГИА. Ф. 391. Оп. 3. Д. 1181. Л. 158–206.
ЛИТЕРАТУРА
Березницкий, С. В. (2002) Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро- Сахалинского региона. В кн.: Н. Н. Крадин (ред.). Археология и культурная антропология Дальнего Востока и Центральной Азии. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, с. 329–338.
Гаер, Е. А. (1991) Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск: Кн. изд-во, 144 с.
Дмитриева, Т. Н. (2012) О неоднозначности понятия «жертвоприношение». В кн.: М. Ф. Альбедиль, Д. Г. Савинов (ред.). Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель. СПб.: МАЭ РАН, с. 33–42.
Докучаев, И. И. (2005) Введение в историю общения. Владивосток: Дальнаука, 340 с.
Докучаев, И. И. (2009) Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 595 с.
Золотарев, А. М. (1939) Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 202 с.
Иващенко, Я. С. (2010a) Семиотика еды: на материале традиционной нанайской культуры. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 290 с.
Иващенко, Я. С. (2010b) Сухарь и юкола в контексте традиционных рецепций смерти и возрождения. Личность. Культура. Общество, т. XII, № 2 (55–56), с. 345–351.
Каган, М. С. (2006) Мир общения: проблема межсубъектных отношений. В кн.: Избранные труды: в 7 т. Т. 2: Теоретические проблемы философии. СПб.: ИД «Петрополис», с. 165–325.
Кассирер, Э. (2002) Философия символических форм: в 3 т. Т. 2: Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 279 с.
Крюков, М. В. (1981) Китай. В кн.: С. А. Арутюнов (ред.). Этнография питания народов стран зарубежной Азии. Опыт сравнительной типологии. М.: Наука, с. 140–156.
Мосс, М. (2000) Социальные функции священного: Избранные произведения. СПб.: Евразия, 444 с.
Смоляк, А. В. (1976) Представления нанайцев о мире. В кн.: И. С. Вдовин (ред.). Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая пол. XIX — нач. XX в.). Л.: Наука, с. 129–160.
Штернберг, Л. Я. (1933) Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, XXXVIII, 1, 740 с.
SOURCES
Lopatin, I. A. (1922) Zapiski obshchestva izucheniya Amurskogo kraya Vladivostokskogo otdeleniya Priamurskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshchestva. T. XVII: Gol’dy amurskie, ussurijskie i sungarijskie. Opyt etnograficheskogo issledovaniya [Records of the society for the study of the Amur Region of the Vladivostok branch of the Amur department of the Russian Geographical Society. Vol. 17: Golds Amur, Ussuri and Sungari. An attempt of ethnographic research]. Vladivostok: s. n., VI, 370 p. (In Russian)
Materialy po obsledovaniyu nezaselennykh regionov Priamurskogo kraya (issledovanie pravogo berega reki) [Materials on the survey of uninhabited regions of the Amur region (study of the right bank of the river)]. (1908–1909) RGIA [Russian State Historical Archive]. Fund 391. Inventary no. 3. Archival unit 1181. Pp. 44–59. (In Russian)
Materialy po obsledovaniyu nezaselennykh regionov Priamurskogo kraya (kratkij otchet etnograficheskoj ekspeditsii Loginovskogo) [Materials on the survey of uninhabited regions of the Amur region (summary report of Loginovsky’s ethnographic expedition)]. (1908–1909) RGIA [Russian State Historical Archive]. Fund 391. Inventary no. 3. Archival unit 1181. Pp. 158–206. (In Russian)
REFERENCES
Bereznitskij, S. V. (2002) Etnicheskie komponenty verovanij i ritualov korennykh narodov Amuro-Sakhalinskogo regiona [Ethnic components of the beliefs and rituals of the indigenous peoples of the Amur-Sakhalin region]. In: N. N. Kradin (ed.). Arkheologiya i kul’turnaya antropologiya Dal’nego Vostoka i Tsentral’noj Azii [Archeology and cultural anthropology of the Far East and Central Asia]. Vladivostok: IHAE FEBRAS Publ., pp. 329–338. (In Russian)
Cassirer, E. (2002) Filosofiya simvolicheskikh form: v 3 t. T. 2: Mifologicheskoe myshlenie [The philosophy of symbolic forms: In 3 vols. Vol. 2: Mythological thinking]. Moscow; Saint Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., 279 p. (In Russian)
Dmitrieva, T. N. (2012) O neodnoznachnosti ponyatiya “zhertvoprinoshenie” [On the ambiguity of the concept of “sacrifice”]. In: M. F. Al’bedil’, D. G. Savinov (eds.). Zhertvoprinoshenie v arkhaike: Atributsiya, naznachenie, tsel’ [Sacrifice in the archaic: Attribution, function, purpose]. Saint Petersburg: MAE RAS Publ., pp. 33–42. (In Russian)
Dokuchaev, I. I. (2005) Vvedenie v istoriyu obshcheniya [Introduction to the history of communication]. Vladivostok: Dal’nauka Publ., 340 p. (In Russian)
Dokuchaev, I. I. (2009) Tsennost’ i ekzistentsiya. Osnovopolozheniya istoricheskoj aksiologii kul’tury [Value and existence. The foundations of the historical axiology of culture]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 595 p. (In Russian)
Gaer, E. A. (1991) Drevnie bytovye obryady nanajtsev [Ancient household rites of the Nanai]. Khabarovsk: Knizhnoe izdatel’stvo Publ., 144 p. (In Russian)
Ivashchenko, Ya. S. (2010a) Semiotika edy: na materiale traditsionnoj nanajskoj kul’tury [Semiotics of food: On the material of traditional Nanai culture]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 290 p. (In Russian)
Ivashchenko, Ya. S. (2010b) Sukhar’ i yukola v kontekste traditsionnykh retseptsij smerti i vozrozhdeniya [Rusk and yukola in the context of traditional reception of death and rebirth]. Lichnost’. Kul’tura. Obshchestvo — Personality. Culture. Society, vol. XII, no. 2 (55–56), pp. 345–351. (In Russian)
Kagan, M. S. (2006) Mir obshcheniya: problema mezhsub’ektnykh otnoshenij [The world of communication: The problem of intersubjective relations.]. In: Izbrannye Trudy: v 7 t. T. 2: Teoreticheskie problemy filosofii [Selected works: In 7 vols. Vol. 2: Theoretical problems of philosophy]. Saint Petersburg: Petropolis Publ., pp. 165–325. (In Russian)
Kryukov, M. V. (1981) Kitaj [China]. In: S. A. Arutyunov (ed.). Etnografiya pitaniya narodov stran zarubezhnoj Azii. Opyt sravnitel’noj tipologii [Ethnography of the nutrition of the peoples of countries of foreign Asia. Experience a comparative typology]. Moscow: Nauka Publ., pp. 140–156. (In Russian)
Mauss, M. (2000) Sotsial’nye funktsii svyashchennogo: Izbrannye proizvedeniya [Social functions of the sacred: Selected works]. Saint Petersburg: Evraziya Publ., 444 p. (In Russian)
Shternberg, L. Ya. (1933) Gilyaki, orochi, gol’dy, negidal’tsy, ajny. Stat’i i materialy [Gilyaki, Orochi, Golda, Negidal, Ainu. Articles and materials]. Khabarovsk: Dal’giz Publ., XXXVIII, 1, 740 p. (In Russian)
Smolyak, A. V. (1976) Predstavleniya nanajtsev o mire [Nanai representation of the world]. In: I. S. Vdovin (ed.). Priroda i chelovek v religioznykh predstavleniyakh narodov Sibiri i Severa (vtoraya pol. XIX — nach. XX v.) [Nature and man in the religious beliefs of the peoples of Siberia and the North (second half 19th — early 20th century)]. Leningrad: Nauka Publ., pp. 129–160. (In Russian)
Zolotarev, A. M. (1939) Rodovoj stroj i religiya ul’chej [Generic system and Ulchi religion]. Khabarovsk: Dal’giz Publ., 202 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Яна Сергеевна Иващенко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.