Проблема прецедентного образа в «армейской трилогии» Дж. Джонса
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-4-345-355Ключевые слова:
Джеймс Джонс, Отныне и вовек, Тонкая красная линия, Только позови, архетипы, прецедентность, прецедентный образ, мотивная эволюция, образная дифференциацияАннотация
Рассматриваются особенности реализации категории прецедентности в «армейской трилогии» американского прозаика Дж. Джонса (романы «Отныне и вовек», «Тонкая красная линия», «Только позови»). Особенностью трилогии является фактическая несвязность трех романов общей сюжетной линией. В первом романе автор задает основные мотивные конструкты и архетипы героев (Мятежный рядовой, Первый сержант, Сержант-кашевар, Писарь — подробно они рассмотрены М. Россом в книге «James Jones’s Codes of Conduct»). Обращение к ним в последующих романах определяет их прецедентный характер. Основными механизмами реализации прецедентности становятся образная дифференциация (распад архетипов на самодостаточные элементы художественности) и мотивная эволюция (усложнение мотивных конструктов и их интеграция с более сложными художественными системами). Особый интерес представляет нетождественное развитие мотивных структур в рамках трилогии: многие герои первого романа не обнаруживают развитие в последующих, однако феномен образной дифференциации служит механизмом, развивающим сюжетные линии героев и обнажающим их последовательную циклизацию (архетип Мятежный рядовой восходит к архетипу Писарь и развивается в архетип Первый сержант). Сложность взаимодействия мотивных конструктов в трилогии определяет сложность нарративных моделей, заявленных писателем. В жанровом отношении развитие системы образов и усложнение архетипов определяет эволюцию от романтической патетики первой книги через натурализм второй к обостренной экзистенциальной проблематике третьей. Развитие замысла Дж. Джонса в отношении категории «солдатской судьбы» во много обнажает его противоречивое отношение к теме войны и армейской службе, подчеркивая антимилитаристский пафос трилогии.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Джонс, Д. (1983) Только позови. М.: Радуга, 448 с.
Джонс, Д. (1989) Отныне и вовек. М.: Правда, 768 с.
Джонс, Д. (2002) Тонкая красная линия. М.: Центрполиграф, 655 с.
ЛИТЕРАТУРА
Агеева, М. А. (2016) Прецедентный образ «Женщина» в китайской лингвокультуре (на материале современных песен). Язык и культура (Новосибирск), № 21, с. 22–26.
Боголепова, Т. Г. (1988) Развитие жанра антимилитаристского романа в послевоенной литературе США. В кн.: Проблемы жанра и стиля художественного произведения: межвузовский сборник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, с. 184–191.
Гайсмар, М. (1976) Джеймс Джонс и американский военный роман. В кн.: Американские современники. М.: Прогресс, с. 286–301.
Гудков, Д. Б. (1999) Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М.: Изд-во Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 152 с.
Жинкин, Н. И. (1998) Язык — речь — творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М.: Лабиринт, 364 с.
Исаева, Е. В. (2013) Прецедентные феномены и образ «Новой Франции». Канадский ежегодник, № 17, с. 129–140.
Караулов, Ю. Н. (1987) Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 363 с.
Ковалев, Ю. В. (1983) Джеймс Джонс и его герои. В кн.: Д. Джонс. Только позови. М.: Радуга, с. 5–23.
Ковалев, Ю. В. (1986) Предисловие. В кн.: Д. Джонс. Отныне и вовек. М.: Радуга, с. 3–21.
Костомаров, В. Г., Бурвикова, Н. Д. (1994) Как тексты становятся прецедентными. Русский язык за рубежом, № 1 (147), с. 73–76.
Красных, В. В. (2003) «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 375 с.
Мардиева, Л. А. (2011) Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, № 3 (15), с. 202–209.
Мулярчик, А. С. (1978) Война и мир Джеймса Джонса. Иностранная литература, № 9, с. 205–213.
Мулярчик, А. С. (1990) Джонс Джеймс. В кн.: Я. Н. Засурский, Г. П. Злобин, Ю. В. Ковалев (ред.). Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, с. 130–132.
Муратова, Э. Д. (1979) Джеймс Джонс и его рассказы. В кн.: Т. Р. Салихов, Г. Б. Окунь (ред.). Вопросы зарубежной литературы: сборник научных трудов. Вып. 603. Ташкент: Изд-во Ташкентского государственного университета, с. 109–117.
Овчаренко, Н. Ф. (1981) Современный антимилитаристский роман США. Киев: Наукова думка, 183 с.
Орлова, Р. Д. (1960) Маленькие люди на большой войне (военная тема в современном американском романе). Вопросы литературы, № 6, с. 100–120.
Топер, П. М. (1985) Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. М.: Советский писатель, 656 с.
Шевченко, А. М. (1969) Предисловие к русскому изданию. В кн.: Д. Джонс. Отсюда и в вечность. М.: Военное издательство, с. 5–19.
Щукина, В. А. (2013) Особенности «армейской трилогии» Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. Воронеж, Воронежский государственный университет, 172 с.
Ambrose, S. E. (2001) Band of brothers, E Company, 506th Regiment, 101st Airborne: From Normandy to Hitler’s Eagle’s Nest. New York: Simon & Schuster Publ., 336 p.
Carter, R. K. (2009) James Jones: A tribute to a conflicted combat veteran. PhD dissertation (Philology). Madison, Drew’s Caspersen School of Graduate Studies, 156 p.
Carter, S. R. (1998) James Jones: An American literary orientalist master. Urbana; Chicago: University of Illinois Press, 191 p.
Dickstein, M. (2002) Leopards in the temple: The transformation of American fiction, 1945–1970. Cambridge; London: Harvard University Press, 242 p.
Garrett, G. (1984) James Jones. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich Publ., 218 p.
Jones, P. G. (1976) War and the novelist. Appraising the American war novel. Columbia: University of Missouri Press, 262 p.
Kiernan, R. F. (1983) American writing since 1945: A critical survey. New York: Frederick Ungar Publ., 178 p.
Lutwack, L. (1971) Heroic fiction. The epic tradition and American novels of the twentieth century. Carbondale: Southern Illinois University Press, 174 p.
MacShane, F. (1985) Into eternity: The life of James Jones, American writer. Boston: Houghton Mifflin Publ., 355 p.
Ross, M. S. (2012) James Jones’s codes of conduct. Las Vegas: University of Nevada Publ., 250 p.
Sonnenburg, P. M. (2002) Fiction as history: James Jones, from here to eternity. Master’s thesis (History). East Tennessee, East Tennessee State University, 57 p.
Waldmeir, J. J. (1969) American novels of the Second World War. Hague; Paris: Mouton Publ., 180 p.
Walsh, J. (1982) American war literature: 1914 to Vietnam. New York: St. Martin’s Press, 218 p.
SOURCES
Jones, J. (1983) Tol’ko pozovi [Whistle]. Moscow: Raduga Publ., 448 p. (In Russian)
Jones, J. (1989) Otnyne i vovek [From here to eternity]. Moscow: Pravda Publ., 768 p. (In Russian)
Jones, J. (2002) Tonkaya krasnaya liniya [The thin red line]. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 655 p. (In Russian)
REFERENCES
Ageeva, M. A. (2016) Pretsedentnyj obraz “Zhenshchina” v kitajskoj lingvokul’ture (na materiale sovremennykh pesen) [Precedent image of “Woman” in Chinese linguoculture (based on modern songs)]. Yazyk i kul’tura (Novosibirsk), no. 21, pp. 22–26. (In Russian)
Ambrose, S. E. (2001) Band of brothers, E Company, 506th Regiment, 101st Airborne: From Normandy to Hitler’s Eagle’s Nest. New York: Simon & Schuster Publ., 336 p. (In English)
Bogolepova, T. G. (1988) Razvitie zhanra antimilitaristskogo romana v poslevoennoj literature SShA [The development of the genre of the anti-militaristic novel in post-war literature of the USA]. In: Problemy zhanra i stilya khudozhestvennogo proizvedeniya: mezhvuzovskij sbornik [Problems of genre and style of a work of art: Interuniversity collection]. Vladivostok: Far Eastern University Publ., pp. 184–191. (In Russian)
Carter, R. K. (2009) James Jones: A tribute to a conflicted combat veteran. PhD dissertation (Philology). Madison, Drew’s Caspersen School of Graduate Studies, 156 p. (In English)
Carter, S. R. (1998) James Jones: An American literary orientalist master. Urbana; Chicago: University of Illinois Press, 191 p. (In English)
Dickstein, M. (2002) Leopards in the temple: The transformation of American fiction, 1945–1970. Cambridge; London: Harvard University Press, 242 p. (In English)
Gajsmar, M. (1976) Dzhejms Dzhons i amerikanskij voennyj roman [James Jones and the American war novel]. In: Amerikanskie sovremenniki [American contemporaries]. Moscow: Progress Publ., pp. 286–301. (In Russian)
Garrett, G. (1984) James Jones. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich Publ., 218 p. (In English)
Gudkov, D. B. (1999) Pretsedentnoe imya i problemy pretsedentnosti [Precedent name and problems of precedence]. Moscow: M. V. Lomonosov Moscow State University Publ., 152 p. (In Russian)
Isaeva, E. V. (2013) Pretsedentnye fenomeny i obraz “Novoj Frantsii” [Precedent phenomena and the image of “New France”]. Kanadskij ezhegodnik, no. 17, pp. 129–140. (In Russian)
Jones, P. G. (1976) War and the novelist. Appraising the American war novel. Columbia: University of Missouri Press, 262 p. (In English)
Karaulov, Yu. N. (1987) Russkij yazyk i yazykovaya lichnost’ [Russian language and linguistic personality]. Moscow: Nauka Publ., 363 p. (In Russian)
Kiernan, R. F. (1983) American writing since 1945: A critical survey. New York: Frederick Ungar Publ., 178 p. (In English)
Kostomarov, V. G., Burvikova, N. D. (1994) Kak teksty stanovyatsya pretsedentnymi [How texts become precedent]. Russkij yazyk za rubezhom, no. 1 (147), pp. 73–76. (In Russian)
Kovalev, Yu. V. (1983) Dzhejms Dzhons i ego geroi [James Jones and his heroes]. In: J. Jones. Tol’ko pozovi [Whistle]. Moscow: Raduga Publ., pp. 5–23. (In Russian)
Kovalev, Yu. V. (1986) Predislovie [Preface]. In: J. Jones. Otnyne i vovek. Moscow: Raduga Publ., pp. 3–21. (In Russian)
Krasnykh, V. V. (2003) “Svoj” sredi “chuzhikh”: mif ili real’nost’? [“One of our own” among “strangers”: Myth or reality?]. Moscow: Gnozis Publ., 375 p. (In Russian)
Lutwack, L. (1971) Heroic fiction. The epic tradition and American novels of the twentieth century. Carbondale: Southern Illinois University Press, 174 p. (In English)
MacShane, F. (1985) Into eternity: The life of James Jones, American writer. Boston: Houghton Mifflin Publ., 355 p. (In English)
Mardieva, L. A. (2011) Kollektivnaya kul’turnaya pamyat’ obshchestva (pretsedentnye vizual’nye obrazy i fenomeny) [Collective cultural memory of society (precedent visual images and phenomena)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaya i zarubezhnaya filologiya — Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, no. 3 (15), pp. 202–209. (In Russian)
Mulyarchik, A. S. (1978) Vojna i mir Dzhejmsa Dzhonsa [War and peace by James Jones]. Inostrannaya literatura, no. 9, pp. 205–213. (In Russian)
Mulyarchik, A. S. (1990) Dzhons Dzhejms [Jones James]. In: Ya. N. Zasurskij, G. P. Zlobin, Yu. V. Kovalev (eds.). Pisateli SShA. Kratkie tvorcheskie biografii [Writers of the USA. Brief creative biographies]. Moscow: Raduga Publ., pp. 130–132. (In Russian)
Muratova, E. D. (1979) Dzhejms Dzhons i ego rasskazy [James Jones and his stories]. In: T. R. Salikhov, G. B. Okun’ (eds.). Voprosy zarubezhnoj literatury: sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 603 [Questions of foreign literature: Collection of scientific papers. Iss. 603]. Tashkent: Tashkent State University Publ., pp. 109–117. (In Russian)
Orlova, R. D. (1960) Malen’kie lyudi na bol’shoj vojne (voennaya tema v sovremennom amerikanskom romane) [Little people in a big war (the military theme in the modern American novel)]. Voprosy literatury, no. 6, pp. 100–120. (In Russian)
Ovcharenko, N. F. (1981) Sovremennyj antimilitaristskij roman SShA [The modern anti-militarist novel in US]. Kyiv: Naukova dumka Publ., 183 p. (In Russian)
Ross, M. S. (2012) James Jones’s codes of conduct. Las Vegas: University of Nevada Publ., 250 p. (In English)
Shchukina, V. A. (2013) Osobennosti “armejskoj trilogii” Dzhejmsa Dzhonsa v kontekste antimilitaristskoj prozy SShA XX veka. PhD dissertation (Philology) [Features of James Jones’s “army trilogy” in the context of 20th century US anti-militaristic prose]. Voronezh, Voronezh State University, 172 p.
Shevchenko, A. M. (1969) Predislovie k russkomu izdaniyu [Preface to the Russian edition]. In: J. Jones. Otsyuda i v vechnost’ [From here to eternity]. Moscow: Voenizdat Publ., pp. 5–19. (In Russian)
Sonnenburg, P. M. (2002) Fiction as history: James Jones, from here to eternity. Master’s thesis (History). East Tennessee, East Tennessee State University, 57 p. (In English)
Toper, P. M. (1985) Radi zhizni na zemle. Literatura i vojna. Traditsii. Resheniya. Geroi [For life on earth. Literature and war. Traditions. Decisions. Heroes]. Moscow: Sovetsky Pisatel Publ., 656 p. (In Russian)
Waldmeir, J. J. (1969) American novels of the Second World War. Hague; Paris: Mouton Publ., 180 p. (In English)
Walsh, J. (1982) American war literature: 1914 to Vietnam. New York: St. Martin’s Press, 218 p. (In English)
Zhinkin, N. I. (1998) Yazyk — rech’ — tvorchestvo. Issledovaniya po semiotike, psikholingvistike, poetike [Language — the speech — creativity: Researches on semiotics, psycholinguistics, poetics]. Moscow: Labirint Publ., 364 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Денис Витальевич Епланов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.