Частное vs всеобщее в дневниках русской интеллигенции XIX века (А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов)

Авторы

  • Андрей Анатольевич Иванов Сибирский университет потребительской кооперации

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-2-156-163

Ключевые слова:

русская интеллигенция, личность, дискурс персональности, антагонизм, конструкт, идеология

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимодействия категорий частного и всеобщего в культуре русской интеллигенции на примере дневников А. И. Герцена и Н. А. Добролюбова. Семантическая пара «частное — всеобщее» является одной из ключевых в социальном коде культуры Модерна и в определении понятия личности. Дискурс персональности, выполняющий функцию трансляции и седиментации культурной модели личности, возникает в русской культуре в среде интеллигенции и отражает специфику ее социальной позиции. Сфера частного, интимного бытия становится предметом социально-философского осмысления и революционного проектирования. Дневниковая литература представителей интеллигенции показывает, как модель личности утверждается в специфической конфигурации сфер интимного и общественного.

Дневник А. И. Герцена является примером того, как обращение к социальным предикатам и исторической перспективе является средством решения противоречий частной семейной жизни. Язык социально-исторических универсалий позволяет ему снять разрыв между мыслью и чувством, возникающий в процессе репрезентации перипетий частной жизни. Дневник Н. А. Добролюбова демонстрирует, как неспособность литературного эмоционального дискурса репрезентировать психофизиологический феномен сексуальности разрешается в обращении к социальным предикатам и социальной критике. Внутренний конфликт трансформируется в социальное противоречие.

Трансформация интимного в социальное происходит посредством отсылок к социальным явлениям и всеобщим категориям, игры идентичности между «я» и «мы», включения личной судьбы в историческую перспективу. Представление частного через всеобщее в дневниках осуществляется на границе между сознательными и бессознательными процессами. На этой границе сфера интимной чувственности приобретает идеологическое содержание, а идеология получает экспрессивные ресурсы личности. Дискурс персональности представляет собой габитус социальной группы интеллигенции, находящейся вне утвержденных институтов. Маргинальность обусловливает обращение к тотальным категориям Истории, Народа, общемировых интересов. «Короткое замыкание» между индивидуальным и всеобщим является формой отрицания существующего социального порядка, утверждения собственной трансцендентности ему и мандатом на преобразование социокультурных форм.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Белинский, В. Г. (1956) Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 12: Письма. 1841–1848. М.: Изд-во Академии наук СССР, 596 с.

Герцен, А. И. (1954а) Дилетантизм в науке. В кн.: Собрание сочинений: в 30 т. Т. 3. М.: Изд-во Академии наук СССР, с. 5–88.

Герцен, А. И. (1954b) Дневник 1842–1845. В кн.: Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, с. 199–416.

Герцен, А. И. (1954c) Капризы и раздумье. В кн.: Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, с. 49–102.

Добролюбов, Н. А. (1932) Дневники. 1851–1859. М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 203 с.

ЛИТЕРАТУРА

Буссе, И. (2007) История понятий — история дискурса — лингвистическая эпистемология. Философские замечания по поводу теоретических и методологических основ исторической семантики в связи с философией личности. В кн.: Н. С. Плотников, А. Хаардт, В. И. Молчанов (ред.). Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге. М.: Модест Колеров, с. 110–135.

Живов, В. М. (1999) Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции. Новое литературное обозрение, № 37, с. 37–51.

Куренной, В. (2007) К постановке проблемы персональности в русском педагогическом дискурсе середины XIX — начала XX века. В кн.: Н. С. Плотников, А. Хаардт, В. И. Молчанов (ред.). Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге. М.: Модест Колеров, с. 294–306.

Мосс, М. (2011) Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я». В кн.: Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, с. 326–352.

Петров, М. К. (2004) Язык, знак, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 328 с.

Плотников, Н. (2007) Личность и собственность. Аксиоматика персональности в европейской и русской философии. В кн.: Н. С. Плотников, А. Хаардт, В. И. Молчанов (ред.). Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге. М.: Модест Колеров, с. 167–179.

SOURCES

Belinskij, V. G. (1956) Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 12: Pis’ma. 1841–1848 [Complete works: In 13 vols. Vol. 12: Letters. 1841–1848]. Moscow: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., 596 p. (In Russian)

Dobrolyubov, N. A. (1932) Dnevniki. 1851–1859 [Diaries. 1851–1859]. Moscow: Society of Political Prisoners and Exiled Settlers Publ., 203 p. (In Russian)

Gertsen, A. I. (1954a) Diletantizm v nauke [Dilettantism in science]. In: Sobranie sochinenij: v 30 t. [Complete works: In 30 vols.]. Vol. 3. Moscow: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., pp. 5–88. (In Russian)

Gertsen, A. I. (1954b) Dnevnik 1842–1845 [Diary 1842–1845]. In: Sobranie sochinenij: v 30 t. [Complete works: In 30 vols.]. Vol. 2. Moscow: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., pp. 199–416. (In Russian)

Gertsen, A. I. (1954c) Kaprizy i razdum’e [Whims and meditation]. In: Sobranie sochinenij: v 30 t. [Complete works: In 30 vols.]. Vol. 2. Moscow: Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., pp. 49–102. (In Russian)

REFERENCES

Busse, D. (2007) Istoriya ponyatij — istoriya diskursa — lingvisticheskaya epistemologiya. Filosofskie zamechaniya po povodu teoreticheskikh i metodologicheskikh osnov istoricheskoj semantiki v svyazi s filosofiej lichnosti [History of concepts — history of discourse — linguistic epistemology. Philosophical remarks about the theoretical and methodological foundations of historical semantics in connection with the philosophy of personality]. In: N. S. Plotnikov, A. Khaardt, V. I. Molchanov (eds.). Personal’nost’. Yazyk filosofii v russko-nemetskom dialoge [Personality. The language of philosophy in the Russian-German dialogue]. Moscow: Modest Kolerov Publ., pp. 110–136. (In Russian)

Kurennoj, V. (2007) K postanovke problemy personal’nosti v russkom pedagogicheskom diskurse serediny XIX — nachala XX veka [On the problem of personality in the Russian pedagogical discourse of the mid- XIX — early XX century]. In: N. S. Plotnikov, A. Khaardt, V. I. Molchanov (eds.). Personal’nost’. Yazyk filosofii v russko-nemetskom dialoge [Personality. The language of philosophy in the Russian-German dialogue]. Moscow: Modest Kolerov Publ., pp. 294–306. (In Russian)

Mauss, M. (2011) Ob odnoj kategorii chelovecheskogo dukha: ponyatie lichnosti, ponyatie “ya” [Of one category of the human mind: The notion of person; the notion of self]. In: Obshchestva. Obmen. Lichnost’. Trudy po sotsial’noj antropologii [Societies. Exchange. Personality. Works on social anthropology]. Moscow: KDU Publ., pp. 326–352. (In Russian)

Petrov, M. K. (2004) Yazyk, znak, kul’tura [Language, sign, culture]. 2nd ed. Moscow: URSS Publ., 328 p. (In Russian)

Plotnikov, N. (2007) Lichnost’ i sobstvennost’. Aksiomatika personal’nosti v evropejskoj i russkoj filosofii [Personality and property. The axiomatics of personality in European and Russian philosophy]. In: N. S. Plotnikov, A. Khaardt, V. I. Molchanov (eds.). Personal’nost’. Yazyk filosofii v russko-nemetskom dialoge [Personality. The language of philosophy in the Russian-German dialogue]. Moscow: Modest Kolerov Publ., pp. 294–306. (In Russian)

Zhivov, V. M. (1999) Marginal’naya kul’tura v Rossii i rozhdenie intelligentsii [Marginal culture in Russia and the birth of the intelligentsia]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 37, pp. 37–51. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Выпуск

Раздел

Статьи