Некрополи Херсонеса как сакральный культурный ландшафт
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-4-308-318Ключевые слова:
некрополь, сакральный ландшафт, погребальный обряд, ритуал, иеротопия, апотропайон, стела, склепАннотация
В работе проанализированы представления о смерти в аксиологической модели мира античной и византийской культур на материале (в том числе, археологическом) некрополей Херсонеса Таврического V в. до н. э. — XIV в. н. э. Некрополи Херсонеса формировались и обретали ландшафтную локализацию и видовую специфику захоронений на протяжении двух тысяч лет, вместе с ростом самого города и его историко-цивилизационными, социально-антропологическими трансформациями. Тесная связь некрополя с религиозной традицией позволяет рассматривать его как особый — сакральный — ландшафт, воплотивший ценностно-мировоззренческие аспекты населения города. Для сакрального ландшафта некрополя выделены границы экзистенциальные, связанные с мифологемами «переходности», и визуальные, обозначающие его в окружающем пространстве. Некрополь как сакральный ландшафт имеет особую архитектурно-планировочную структуру и пространственные принципы организации. Особое место в ландшафте некрополя занимает надгробный памятник, оформляющий захоронение в виде стелы, символически соединяющей землю и небо, а также являющий собой ипостась храмового алтаря. Как любой другой сакральный ландшафт, некрополь имеет своих «стражей», представленных апотропеями, в роли которых выступают мифологические персонажи. В частности, для некрополя Херсонеса к таковым можно отнести грифона и сирену, встречающихся на порталах надгробных памятников, стенках саркофагов, многочисленном погребальном инвентаре. Некрополи Херсонеса дают богатый материал для междисциплинарных исследований и являются важнейшим источником реконструкции ценностных смыслов культур, в которых доминирует религиозное сознание, вне зависимости от его типа — языческого или христианского.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, О. А. (2016) Грифон на костяной пластине из Херсонеса. В кн.: В. В. Майко, Т. Ю. Яшаева (ред.). Владимирский сборник. Материалы международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». Калининград: РОС-ДОАФК, с. 6–20.
Артамонов, М. И. (1961) Антропоморфные божества в религии скифов. В кн.: Археологический сборник. Вып. 2. Скифо-сарматское время. Л.: Государственный Эрмитаж, с. 57–87.
Бердина, В. А. (2015) Танатологические представления древних греков о душе. Международный научно- исследовательский журнал, № 6-4 (37), с. 74–76.
Буйских, А. В. (2005) О пространственной организации некрополя на северном берегу Херсонеса. В кн.: Херсонесский сборник: сборник научных статей. Вып. 14. Севастополь: Максим, с. 59–70.
Велецкая, Н. Н. (1978) Языческие представления о смерти и вечности. В кн.: Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 240 с.
Воловик, В. Н. (2013) Категории сакрального ландшафта. Географический вестник, № 4 (27), с. 26–34.
Гагарин, А. С. (2017) Экзистенциал смерти в античной философии (от досократиков до Аристотеля). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, № 1 (14), с. 12–18.
Данте Алигьери (1982) Чистилище. В кн.: Божественная комедия. М.: Правда, 640 с.
Десяткова, О. В. (2015) Граница земного и потустороннего в этнокультурном ландшафте вятских марийцев. Международный журнал исследований культуры, № 4 (21), с. 97–107.
Жеребцов, Е. Н. (2008) Античные лапидарные памятники из раскопок «Базилики 1935 года». Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма, № 1, с. 25–29.
Зубарь, В. М. (2007) О семантике надгробных памятников некрополя Херсонеса классического и эллинистического периодов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, т. 2, № 3, с. 5–14.
Иванчик, А. И. (2015) Скифия как царство мертвых. Греческие представления о периферии ойкумены. В кн.: Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, А. В. Подосинов (ред.). Скифия: Образ и историко-культурное наследие. Материалы конференции. М.: Институт всеобщей истории РАН, с. 42–43.
Косцюшко-Валюжинич, К. К. (1901) Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1899 г. Известия Императорской археологической комиссии, № 1, с. 1–55.
Лидов, А. М. (2009) Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Феория, 352 с.
Молок, Д. Ю. (1988) Черты имплицитной мифологии в надгробиях греческой классики. В кн.: И. Е. Данилова (ред.). Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1985». Вып. 18. М.: Советский художник, с. 147–154.
Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1901 год. (1901) К. К. Косцюшко- Валюжинич и его отчеты Императорской Археологической Комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kostsyushko.chersonesos.org/1901/1901.php (дата обращения 23.05.24).
Петракова, А. Е. (2020) «Exotische Utopien einer fernen Welt»: Два краснофигурных кратера с редким изображением грифономахии из раскопок Северного Причерноморья. Археологические вести, № 29, с. 278–290. https://doi.org/10.31600/1817-6976-2020-29-278-290
Романчук, А. И. (2008) Исследования Херсонеса–Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы: в 2 т. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета; Компания Мир.
Романчук, С. П. (2000) Сакральні ландшафта. В кн.: О. М. Маринич (ред.). Збірник наукових праць «Проблеми ландшафтного різноманіття в Україні». Kиев: Інститут географії НАНУ, с. 144–146.
Семичева, Е. А. (2011) Природный объект в моделировании сакрального пространства греческих святилищ: к постановке проблемы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика, № 7 (102), с. 27–31.
Скржинская, М. В. (1989) Мифы о Геракле в Скифии. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1987 г. М.: Наука, с. 227–233.
Сорочан, С. Б. (2013) Византийский Херсон (вторая половина VI — первая половина X вв.). Т. 2. Ч. 2. Харьков; М.: Русский фонд содействия образованию и науке; Изд-во Университета Дмитрия Пожарского, 672 с.
Стрелецкий, В. Н. (2003) Культурно-ландшафтные исследования в Германии: традиции и современность. В кн.: В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская (ред.). Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт». М.: Изд-во Московского государственного университета, с. 42–54.
Фиалко, Е. Е. (2005) Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам. В кн.: В. Ю. Зуев (ред.). Боспорский феномен. Проблема соотношения письменных и археологических источников. Материалы Международной научной конференции. СПб.: Государственный Эрмитаж, с. 242–247.
Хабарова, Ю. В. (2016) Акротериальная скульптура в оформлении греческих храмов, вотивных памятников и надгробных стел в архаический период (конец VII — начало V в. до н. э.). Вестник Московского университета. Серия 8. История, № 2, с. 89–108.
Чубова, А. П., Колесникова, Л. Г., Федоров, Б. Н. (2008) Архитектура и искусство Херсонеса Таврического V в. до н. э. — IV в. н. э. М.: КМК, 227 с.
Шауб, И. Ю. (1987) Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства. Краткие сообщения Института археологии, № 191, с. 27–33.
Элиаде, М. (2000) Образы и символы (эссе о магико-религиозной символике). В кн.: Миф о вечном возвращении: избранные сочинения. М.: Ладомир, 414 с.
Эсхил (1989) Трагедии. М.: Наука, 607 с.
REFERENCES
Aeschylus (1989) Tragedii [Tragedies]. Moscow: Nauka Publ., 607 p. (In Russian)
Andreeva, O. A. (2016) Grifon na kostyanoj plastine iz Khersonesa [Griffin on a bone plate from Chersonesos]. In: V. V. Majko, T. Yu. Yashaeva (eds.). Vladimirskij sbornik. Materialy mezhdunarodnykh nauchnykh konferentsij “I i II Svyato-Vladimirskie chteniya” [St Vladimir’s readings. Materials of the first and second International scholarly conferences “St Vladimir’s Readings”]. Kaliningrad: ROS-DOAFK Publ., pp. 6–20. (In Russian)
Artamonov, M. I. (1961) Antropomorfnye bozhestva v religii skifov [Anthropomorphic deities in the religion of the Scythians]. In: Arkheologicheskij sbornik. Vyp. 2. Skifo-sarmatskoe vremya [Archaeological collection. Iss. 2. Scythian-Sarmatian time]. Leningrad: State Hermitage Publ., pp. 57–87. (In Russian)
Berdina, V. A. (2015) Tanatologicheskie predstavleniya drevnikh grekov o dushe [Thanatological presentations of ancient Greeks about the soul]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 6-4 (37), pp. 74–76. (In Russian)
Bujskikh, A. V. (2005) O prostranstvennoj organizatsii nekropolya na severnom beregu Khersonesa [On the spatial organization of the necropolis on the northern shore of Chersonesos]. In: Khersonesskij sbornik: sbornik nauchnykh statej. Vyp. 14 [Chersonesus collection: Collection of scientific articles. Iss. 14]. Sevastopol: Maksim Publ., pp. 59–70. (In Russian)
Chubova, A. P., Kolesnikova, L. G., Fedorov, B. N. (2008) Arkhitektura i iskusstvo Khersonesa Tavricheskogo V v. do n. e. — IV v. n. e. [Architecture and art of Tauric Chersonese in 5th century BC — 4th century AD]. Moscow: KMK Scientific Press, 227 p. (In Russian)
Dante Alighieri (1982) Chistilishche [Purgatory]. In: Bozhestvennaya komediya [Divine comedy]. Moscow: Pravda Publ., 640 p. (In Russian)
Desyatkova, O. V. (2008) Granitsa zemnogo i potustoronnego v etnokul’turnom landshafte vyatskikh marijtsev [The boundaries of earthly and otherworldly in ethno-cultural landscape of Vyatka Mari]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 4 (21), pp. 97–107. (In Russian)
Eliade, M. (2000) Obrazy i simvoly (esse o magiko-religioznoi simvolike) [Images and symbols: Studies in religious symbolism]. In: Mif o vechnom vozvrashchenii: izbrannye sochineniya [The myth of the eternal return: Selected works]. Moscow: Ladomir Publ., 414 p. (In Russian)
Fialko, E. E. (2005) Skifskie amazonki po pis’mennym i arkheologicheskim istochnikam [Scythian Amazones according written sources and archaeological materials]. In: V. Yu. Zuev (ed.). Bosporskij fenomen: problema sootnosheniya pis’mennykh i arkheologicheskikh istochnikov. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [The phenomenon of Bosporan Kingdom: Problems of correlation written & archaeological sources. Proceedings of the International conference]. Saint Petersburg: State Hermitage Publ., pp. 242–247. (In Russian)
Gagarin, A. S. (2017) Ekzistentsial smerti v antichnoj filosofii (ot dosokratikov do Aristotelya) [The existential of death in ancient philosophy (from the pre-Socratics to Aristotle)]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, no. 1 (14), pp. 12–18. (In Russian)
Ivanchik, A. I. (2015) Skifiya kak tsarstvo mertvykh. Grecheskie predstavleniya o periferii Ojkumeny [Scythia as the kingdom of the dead. Greek ideas about the periphery of the Ecumene]. In: T. N. Dzhakson, I. G. Konovalova, A. V. Podosinov (eds.). Skifiya: Obraz i istoriko-kul’turnoe nasledie. Materialy konferentsii [Scythia: Image and historical and cultural heritage. Conference proceedings. Materials of the conference]. Moscow: Institute of World History of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 42–43. (In Russian)
Khabarova, Ju. V. (2016) Akroterial’naya skul’ptura v oformlenii grecheskikh khramov, votivnykh pamyatnikov i nadgrobnykh stel v arkhaicheskij period (konets VII — nachalo V v. do n. e.) [Acroteria sculpture in the decoration of Greek temples, votive and memorial monuments in the archaic period (the end of the VII — the beginning of the V centuries BC)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya — Moscow University Bulletin. Series 8. History, no. 2, pp. 89–108. (In Russian)
Kostsyushko-Valyuzhinich, K. K. (1901) Izvlechenie iz otcheta o raskopkakh v Khersonese Tavricheskom v 1899 g. [An excerpt from 1899 report of the excavations in Tauric Chersonesos]. Izvestiya Imperatorskoj arkheologicheskoj komissii — Proceedings of the Imperial Archaeological Commission, no. 1, pp. 1–55. (In Russian)
Lidov, A. M. (2009) Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantijskoj kul’ture [Hierotopia. Spatial icons and image-paradigms in Byzantine culture]. Moscow: Feoria Publ., 352 p. (In Russian)
Molok, D. Yu. (1988) Osobennosti implitsitnoj mifologii v nadgrobiyakh grecheskoj klassiki [Features of implicit mythology in the tombstones of the Greek]. In: I. E. Danilova (ed.). Zhizn’ mifa v antichnosti. Materialy nauchnoj konferentsii “Vipperovskie chteniya — 1985”. Vyp. 18 [Life of myth in antiquity. Proceedings of the scientific conference “Vipper readings — 1985”. Iss. 18]. Moscow: Sovetskij khudozhnik Publ., pp. 147–154. (In Russian)
Otchet rukovoditelya raskopok v Khersonese K. K. Kostyushko-Valyuzhinicha za 1901 god [Report of the head of excavations in Chersonesos K. K. Kostyushko-Valyuzhinich for 1901]. (1901) K. K. Kostyushko-Valyuzhinich i ego otchety Imperatorskoj arkheologicheskoj komissii [K. K. Kostyushko-Valyuzhinich and his reports to the Imperial Archaeological Commission]. [Online]. Available at: https://www.kostsyushko.chersonesos.org/1901/1901.php (accessed 23.05.24). (In Russian)
Petrakova, A. E. (2020) “Exotische Utopien einer fernen Welt”: dva krasnofigurnykh kratera s redkim izobrazheniem grifonomakhii iz raskopok Severnogo Prichernomor’ya [“Exotic utopias of a distant world”: Two red-figure kraters with a rare depiction of grypomachy from the excavations in the Northern Black Sea area]. Arkheologicheskie novosti — Archaeological News, no. 29, pp. 278–290. https://doi.org/10.31600/1817-6976-2020-29-278-290 (In Russian)
Romanchuk, A. I. (2008) Issledovaniya Khersonesa–Khersona. Raskopki. Gipoteza. Problemy: v 2 t. [Explorations of Chersonese–Kherson. Excavations. Hypotheses. Problems: In 2 vols]. Tyumen: Tyumen State University Publ., Kompaniya Mir Publ. (In Russian)
Romanchuk, S. P. (2000) Sakral’ni landshaft [Sacral landscape]. In: O. M. Marinich (ed.). Zbіrnik naukovikh prats’ “Problemi landshaftnogo rіznomanіttya v Ukraїnі” [Collection of scientific papers “Problems of landscape diversity in Ukraine”]. Kyiv: Institute of Geography of the National Academy of Sciences of Ukraine Publ., pp. 144–146. (In Ukraine)
Semicheva, E. A. (2011) Prirodnyj ob’ekt v modelirovanii sakral’nogo prostranstva grecheskikh svyatilishch: k postanovke problemy [Natural object in modeling sacral space of Greek holy places: Designation of problem]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Politologiya, Ekonomika, Informatika — Belgorod State University Scientific Bulletin. History, Political Science, Economics, Information Technologies, no. 7 (102), pp. 27–31. (In Russian)
Shaub, I. Yu. (1987) Pogrebeniya kurgana Bol’shaya Bliznitsa kak istochnik po istorii religioznykh predstavlenij zhitelej Bosporskogo tsarstva [Burials of the Bolshaya Bliznitsa barrow as a source on the history of religious representations of the inhabitants of the Bosporus kingdom]. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii — Brief Communications of the Institute of Archaeology, no. 191, pp. 27–33. (In Russian)
Skrzhinskaya, M. V. (1989) Mify o Gerakle v Skifii [Myths about Heracles in Scythia]. In: Drevnejshie gosudarstva na territorii SSSR. Materialy i issledovaniya, 1987 g. [The most ancient states on the territory of the USSR. 1987]. Moscow: Nauka Publ., pp. 227–233. (In Russian)
Sorochan, S. B. (2013) Vizantijskij Kherson (vtoraya polovina VI — pervaya polovina X vv.). T. 2. Ch. 2 [Byzantine Kherson (second half of the 6th — first half of the 10th centuries). Vol 2. Pt. 2]. Kharkiv; Moscow: Russkij fond sodejstviya obrazovaniyu i nauke Publ.; Dmitry Pozharsky University Publ., 672 p. (In Russian)
Streletsky, V. N. (2003) Kul’turno-landshaftnye issledovaniya v Germanii: traditsii i sovremennost’ [Cultural and landscape studies in Germany: Traditions and modernity]. In: V. N. Kalutskov, T. M. Krasovskaya (eds.). Kul’turnyj landshaft: teoreticheskie i regional’nye issledovaniya. Tretij yubilejnyj vypusk trudov seminara “Kul’turnyj landshaft” [Cultural landscape: Theoretical and regional researches. The third anniversary release of works of a seminar “Cultural landscape”]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 42–54. (In Russian)
Veletskaya, N. N. (1978) Yazycheskie predstavleniya o smerti i vechnosti [Pagan ideas about death and eternity]. In: Yazycheskaya simvolika slavyanskikh arkhaicheskikh ritualov [Pagan symbolism of Slavic archaic rituals]. Moscow: Nauka Publ., 240 p. (In Russian)
Volovyk, V. N. (2013) Kategorii sakral’nogo landshafta [Categories sacral landscape]. Geograficheskij vestnik — Geographical Bulletin, no. 4 (27), pp. 26–34. (In Russian)
Zherebtsov, E. N. (2008) Antichnye lapidarnye pamyatniki iz raskopok “Baziliki 1935 goda” [Antique lapidary monuments from the excavations of the “Basilica in 1935”]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma — Materials in Archaeology and History of Ancient and Medieval Crimea, no. 1, pp. 25–29. (In Russian)
Zubar, V. M. (2007) O semantike nadgrobnykh pamyatnikov nekropolya Khersonesa klassicheskogo i ellinisticheskogo periodov [On the semantics of tombstones of the necropolis of Chersonesos of the Classical and Hellenistic periods]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika, vol. 2, no. 3, pp. 5–14. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Лариса Валерьевна Дмитриева, Анастасия Дмитриевна Чистова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.