Эскизы костюмов для кино как самостоятельное произведение искусства (на примере работ Екатерины Шапкайц к фильму «Викинг»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2025-7-1-78-87

Ключевые слова:

эскизы костюмов, киноискусство, Екатерина Шапкайц, Николай Рерих, исторический костюм, визуальные образы, графическое искусство, экранизация, театральный костюм, кинообраз, художественная коммуникация

Аннотация

Анализируются эскизы костюмов для кинофильма «Викинг», созданные Екатериной Шапкайц. Эскизы рассматриваются как уникальные графические работы, обладающие самостоятельной художественной ценностью. Исходным тезисом является утверждение значимости художника в процессе создания визуального образа персонажей. Эскизы костюмов для кино являются не только неотъемлемой частью сложного и комплексного художественного процесса создания произведений экранных искусств, но и приобретают статус самостоятельных произведений изобразительного искусства.

На основе работ Екатерины Шапкайц раскрываются ключевые аспекты анализа эскизов костюмов для кино: композиция, колористика, стилизация, символика. Рассматриваемые эскизы демонстрируют классический подход к созданию образов, где каждый элемент костюма не только несет смысловую нагрузку и отражает эпоху, характер персонажа и общую концепцию фильма, но и представляет самостоятельный художественный образ.

Автор акцентирует внимание на том, что эти работы могут рассматриваться как оригинальные произведения графики, методика изучения которых аналогична анализу произведений классической сценографии. Таким образом, эскизы костюмов произведений экранных искусств являются частью общего замысла и результата кинопроизведения, способной при этом существовать и вне контекста самого фильма и обладать самостоятельной эстетической значимостью и внутренней художественной целостностью.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Дорожкина, Т. Г., Успенская Е. А. (2021) Формирование традиций костюма в кинематографе. В кн.: Н. М. Калашников (ред.). Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы XXIV Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, с. 225–228.

Харькова, Д. А. (2016) Роль профессии художника кино по костюмам в современной информационной среде. Медиа. Информация. Коммуникация, № 17, с. 19–25.

Свердлов, Е. А., Екатерининская, А. А. (2020) Мастерство художника фильма. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного института кино и телевидения, 145 с.

REFERENCES

Dorozhkina, T. G., Uspenskaya, E. A. (2021) Formirovanie traditsij kostyuma v kinematografe [The formation of costume traditions in cinema]. In: N. M. Kalashnikov (ed.). Moda i dizajn: istoricheskij opyt — novye tekhnologii. Materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Fashion and design: Historical experience — new technologies. Proceedings of the 24th international scientific conference]. Saint Petersburg: Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Publ., pp. 225–228. (In Russian)

Khar’kova, D. A. (2016) Rol’ professii khudozhnika kino po kostyumam v sovremennoj informatsionnoj srede [The role of the film costume designer profession in the modern information environment]. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya — Media. Information. Communication, no. 17, pp. 19–25. (In Russian)

Sverdlov, E. A., Ekaterininskaya, A. A. (2020) Masterstvo khudozhnika fil’ma [Film artist’s skill]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Film and Television Publ., 145 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.07.2025

Выпуск

Раздел

Статьи