Роберт Шуман и Жан Поль
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-2-116-126Ключевые слова:
Шуман, Жан Поль Рихтер, поэтический язык, музыкальная эстетика, музыкальная критика, романтизмАннотация
В статье рассматривается проблема интермедиального взаимодействия музыки и литературы на примере творчества Р. Шумана и Ж. П. Рихтера. Музыкальное творчество Роберта Шумана было тесно связано с литературой, и эти связи были многообразны. Шуман был автором ряда музыкальных циклов по произведениям И. В. Гете, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофмана, А. ф. Шамиссо, создал музыку к драматической поэме Дж. Байрона «Манфред», сочинил оперу «Геновева» и проч., внес большой вклад в музыкальную критику, сам создавал произведения в романтическом духе. В статье подчеркивается литературный характер музыки Шумана — ее изобразительность, портретность, психологизм.
Среди любимых писателей Шумана особое место занимал Жан Поль Рихтер, по мотивам произведений которого был создан цикл «Бабочки». Поэтически одаренному Шуману была созвучна широкая, насыщенная чувствами, эмоциональная, образная проза Жан Поля. В статье анализируются общие черты художественных миров Шопена и Жан Поля: общее чувство жизни, состоящее в сочетании трагического мироощущения и меланхолической задушевности, с сарказмом и юмором, резким неприятием филистерства и продуцированных им пустых форм жизни и искусства.
Жан Поль во многом способствовал возникновению поэтического языка Шумана, в котором великий композитор смог вербализировать свои музыкальные впечатления. Произведения Жан Поля и Гофмана трансформировали в шумановскую музыкальную эстетику свойственный им дуализм. В статье подчеркивается, что, с одной стороны, дуальная структура персонажей в романах Жан Поля косвенно рефлектирует предпосылки собственной художественной программы Шумана. С другой стороны, современники Жан Поля заметили «музыкальность его творчества», и уже Новалис отмечал, что Рихтер поэтизирует музыкальные фантазии.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Жирмунский, В. М. (1919) Религиозное отречение в истории романтизма. М.: С. И. Сахаров, 204, 81 с.
Житомирский, Д. В. (1981) Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 390 с.
Манн, Т. (1960) Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5: Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Андриана Леверкюна, рассказанная его другом. М.: Гослитиздат, 695 с.
Шуман, Р. (1970) Письма: в 2 т. Т. 1: 1817–1840. М.: Музыка, 719 с.
Шуман, Р. (1975) О музыке и музыкантах: Собрание статей: в 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 407 с.
Dahlhaus, C. (1988) Klassische und romantische Musikästhetik. Laaber: Laaber-Verlag, 512 S.
Demmler, M. (2004) Schumanns Sinfonien: ein musikalischer Werkführer. München: Beck, 120 S.
Edler, A. (2008) Robert Schumann und seine Zeit. Laaber: Laaber-Verlag, 416 S.
Eger, M. (1992) Jean Paul als Schlüssel zu Robert Schumann. In: Jahrbuch 1991/92 der Jean-Paul-Gesellschaft 26/27. München: CH Beck, S. 363–375.
Heero, A. (2003) Robert Schumanns Jugendlyrik. Sinzig: Studio-Verlag, 304 S.
Hofmannsthal, H. von (1979) Gesammelte Werke in 10 Einzelbänden, Reden und Aufsätze. 1. 1891–1913. Frankfurt am Main: Fischer, 688 S.
Liszt, F. (1855) Robert Schumann. Neue Zeitschrift für Musik, Jg. 22, Bd. 42, S. 136.
Nietzsche, F. (1906) Nietzsche’s Werke. Bd. 4. Menschliches, Allzumenschliches II: Aus dem Nachlaß 1874–1878. Leipzig: C. G. Naumann, XVI, 474 S.
Paul, J. (1996) Jean Pauls Sämtliche Werke. Abt. II, Bd. 6: Dichtungen, Merkblätter, Studienhefte, Schriften zur Biographie, Libri legendi. Weimar: H. Böhlaus Nachfolger, 1274 S.
Schumann, R. (1904) Briefe: Neue Folge. Leipzig: Breitkopf und Härtel, XVII, 571 S.
Schumann, R. (1971) Tagebücher. Bd. I (1827–1837). Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 570 S.
Wagner, R. (1869) Das Judentum in der Musik. Leipzig: J. J. Weber, 57 S.
REFERENCES
Dahlhaus, C. (1988) Klassische und romantische Musikästhetik. Laaber: Laaber-Verlag, 512 S. (In German)
Demmler, M. (2004) Schumanns Sinfonien: ein musikalischer Werkführer. München: Beck, 120 S. (In German)
Edler, A. (2008) Robert Schumann und seine Zeit. Laaber: Laaber-Verlag, 416 S. (In German)
Eger, M. (1992) Jean Paul als Schlüssel zu Robert Schumann. In: Jahrbuch 1991/92 der Jean-Paul-Gesellschaft 26/27. München: CH Beck, S. 363–375. (In German)
Heero, A. (2003) Robert Schumanns Jugendlyrik. Sinzig: Studio-Verlag, 304 S. (In German)
Hofmannsthal, H. von (1979) Gesammelte Werke in 10 Einzelbänden, Reden und Aufsätze 1. 1891–1913. Frankfurt am Main: Fischer, 688 S. (In German)
Liszt, F. (1855) Robert Schumann. Neue Zeitschrift für Musik, Jg. 22, Bd. 42, S. 136. (In German)
Mann, T. (1960) Sobranie sochinenij: v 10 t. T. 5: Doktor Faustus. Zhizn’ nemetskogo kompozitora Andriana Leverkyuna, rasskazannaya ego drugom [Collected works: In 10 vol. Vol. 5: Doctor Faustus. The Life of the German composer Adrian Leverkühn, told by a friend]. Moscow: Goslitizdat Publ., 695 p. (In Russian)
Nietzsche, F. (1906) Nietzsche’s Werke. Bd. 4. Menschliches, Allzumenschliches II: Aus dem Nachlaß 1874–1878. Leipzig: C. G. Naumann, XVI, 474 S. (In German)
Paul, J. (1996) Jean Pauls Sämtliche Werke. Abt. II, Bd. 6. Dichtungen, Merkblätter, Studienhefte, Schriften zur Biographie, Libri legendi. Weimar: H. Böhlaus Nachfolger, 1274 S. (In German)
Schumann, R. (1970) Pis’ma: v 2 t. T. 1: 1817–1840 [Letters: In 2 vols. Vol. 1: 1817–1840]. Moscow: Muzyka Publ., 719 p. (In Russian)
Schumann, R. (1971) Tagebücher. Bd. I (1827–1837). Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 570 S. (In German)
Schumann, R. (1975) O muzyke i muzykantakh: Sobranie statej: v 2 t. Т. 1 [About music and musicians: Collection of articles: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow: Muzyka Publ., 407 p. (In Russian)
Schumann, R. (1904) Briefe: Neue Folge. Leipzig: Breitkopf und Härtel, XVII, 571 S. (In German)
Wagner, R. (1869) Das Judentum in der Musik. Leipzig: J. J. Weber, 57 S. (In German)
Zhirmunskij, V. M. (1919) Religioznoe otrechenie v istorii romantizma [Religious renunciation in the history of romanticism]. Moscow: S. I. Saharov Publ., 204, 81 p. (In Russian)
Zhitomirskij, D. V. (1981) Izbrannye stat’i [Selected articles]. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 390 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Наследники
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.