Проблемы позиционирования и продвижения на рынке труда молодых специалистов-культурологов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-119-125Ключевые слова:
культуролог, профессиональная ориентация, профстандарт, профиль специальности, рынок труда, культураАннотация
В статье рассматривается идея культурологии как профессии в условиях современности, требующей конкретики, максимально узкой специализации и прикладных возможностей. В потребительской современности сложилось двойственное восприятие культурологии как профессии: либо как призвание, либо как «культпросвет» массовиков-затейников. Проблема востребованности культурологии на рынке труда рассматривается в рамках данной статьи с трех позиций: глазами абитуриента, работодателя и выпускающих специалистов вузов.
С позиций абитуриента культурология подвергается оценке как минимум по четырем критериям: высокая зарплата, возможность карьерного роста, престижность, интересная и разнообразная деятельность. В итоге культурология как будущая профессия не выдерживает конкуренции с другими востребованными специальностями, такими как юриспруденция, IT, экономика, финансы и т. п. Позиция работодателей по отношению к культурологам прослеживается через анализ вакансий на запрос «культуролог» по России, что по факту оказывается также не оптимистично. С позиций подготовки специалистов-культурологов вузами отмечается разноплановость подхода к культурологии: с одной стороны, широта профессионального горизонта, с другой — эклектичность и размытость, неадекватная для современного рынка труда, тяготеющего к узкой специализации. Далее рассматриваются факты трудоустройства и профессиональной реализации специалистов-культурологов в г. Ульяновске на материале выпускников Ульяновского государственного университета. В итоге, несмотря на традиционно мрачный скепсис выпускников-культурологов, понимание широких возможностей этой специальности приходит в ходе практической деятельности. На основе обзора трех различных позиций и анализа фактов трудоустройства культурологов по специальности в статье формулируются основные проблемы позиционирования и продвижения на рынке труда молодых специалистов-культурологов, в частности проблема новизны профессии и ее последствия, проблема широты профессиональных компетенций, проблема «авторских» профилей специальности в разных вузах страны, проблема, лежащая за рамками культурологии как профессии, а именно существенное отставание отечественного культурного кластера экономики. Также анализируются конкурентные преимущества культуролога в теории и на практике; обосновывается необходимость культурологов как специалистов на отечественном рынке труда в контексте экономических возможностей сферы культуры. В итоге предлагаются направления решения вопроса о продвижении культурологии как перспективной и востребованной профессии.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Культуролог. Описание. Мое образование. [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/professions_ kulturolog.html (дата обращения 25.10.2019).
Культуролог. Профориентир. [Электронный ресурс]. URL: http://proforientir42.ru/dt_profession/kulturolog/ (дата обращения 24.10.2019).
Профессия в вопросах и ответах. Культурология. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/27872895 (дата обращения 24.10.2019).
Профессия культуролог (Kulturwissenschaftler/in). Study in Focus: Высшее образование в Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinfocus.ru/profession/kulturolog/ (дата обращения 24.10.2019).
Работа «культурология» в России. Труд. [Электронный ресурс]. URL: https://russia.trud.com/jobs/kulturologiya (дата обращения 28.10.2019).
Работа: культуролог в России. Фильтр работ. [Электронный ресурс]. URL: https://jobfilter.ru/работа/ культуролог (дата обращения 28.10.2019).
Специальность «Культурология» (академический бакалавриат, прикладной бакалавриат). Edunews. [Электронный ресурс]. URL: https://edunews.ru/entrants/okso/iskusstvo-i-kultura/kulturovedenie-i-sociokulturnye-proekty/kulturologija-bakalavriat.html (дата обращения 24.10.2019).
ЛИТЕРАТУРА
Грачев, В. И. (2018) Современный статус культурологии как интегральной науки о культуре. Культура культуры, № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cult-cult.ru/contemporary-status-of-culturology-as-an-integrated-science-of-culture/ (дата обращения 15.02.2020).
Межуев, В. М. (2011) Размышления о культуре и культурологии: культурология в контексте современного гуманитарного знания (Статья 2). Культурологический журнал, № 1, с. 1–8.
Тульчинский, Г. Л., Шекова, Е. Л. (2009) Менеджмент в сфере культуры. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки», 528 с.
Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 496 с.
SOURCES
Kul’turolog. Opisanie [Culturologist. Description]. Moe obrazovanie [My education]. [Online]. Available at: https://moeobrazovanie.ru/professions_kulturolog.html (accessed 25.10.2019). (In Russian)
Kul’turolog [Culturologist]. Proforientir [Career guidance]. [Online]. Available at: http://proforientir42.ru/dt_ profession/kulturolog/ (accessed 24.10.2019). (In Russian)
Professiya v voprosakh i otvetakh. Kul’turologiya [Profession in questions and answers. Culturology]. Federal’nyj obrazovatel’nyj portal “Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment” [Federal educational portal “Economy. Sociology. Management”]. [Online]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/27872895 (accessed 24.10.2019). (In Russian)
Professiya kul’turolog (Kulturwissenschaftler/in) [Profession culturologist (Kulturwissenschaftler/in)]. Study in Focus: Vysshee obrazovanie v Germanii [Study in Focus: Higher education in Germany]. [Online]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/27872895 (accessed 24.10.2019). (In Russian)
Rabota “kul’turologiya” v Rossii [Job “cultural studies” in Russia]. Trud. [Online]. Available at: https://russia.trud. com/jobs/kulturologiya (accessed 28.10.2019). (In Russian)
Rabota: kul’turolog v Rossii [Job: Culturologist in Russia]. Fil’tr rabot [Job Filter]. [Online]. Available at: https://jobfilter.ru/работа/культуролог (accessed 28.10.2019). (In Russian)
Spetsial’nost’ “Kul’turologiya” (akademicheskij bakalavriat, prikladnoj bakalavriat) [Specialty “Culturology” (Academic bachelor’s degree, applied bachelor’s degree)]. Edunews. [Online]. Available at: https://edunews.ru/entrants/ okso/iskusstvo-i-kultura/kulturovedenie-i-sociokulturnye-proekty/kulturologija-bakalavriat.html (accessed 24.10.2019). (In Russian)
REFERENCES
Flier, A. Ya. (2000) Kul’turologiya dlya kul’turologov: Uchebnoe posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskatelej, a takzhe prepodavatelej kul’turologii [Cultural studies for cultural scientists: A textbook for undergraduates and postgraduates, doctoral students and applicants, as well as teachers of Cultural studies]. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ., 496 p. (In Russian)
Grachev, V. I. (2018) Sovremennyj status kul’turologii kak integral’noj nauki o kul’ture [Contemporary status of culturology as an integrated science of culture]. Kul’tura kul’tury — Culture of Culture, no. 2. [Online]. Available at: http://cult-cult.ru/contemporary-status-of-culturology-as-an-integrated-science-of-culture/ (accessed 15.02.2020). (In Russian)
Mezhuev, V. M. (2011) Razmyshleniya o kul’ture i kul’turologii: kul’turologiya v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya (Stat’ya 2) [Reflections on culture and cultural research: Cultural research within the contemporary system of the humanities disciplines (Article 2)]. Kul’turologicheskij zhurnal — Journal of Cultural Research, no. 1, pp. 1–8. (In Russian)
Tul’chinskij, G. L., Shekova, E. L. (2009) Menedzhment v sfere kul’tury [Cultural management]. 4th ed. Saint Petersburg: “Lan” Publ.; Izdatel’stvo “Planeta Muzyki” Publ., 528 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Alla V. Martynenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.