Реалистическая живопись как культурный феномен: научная рефлексия, музейные практики, культурные индустрии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-132-138Ключевые слова:
культурная парадигма, модификации реализма, научный анализ, музейное пространство, рынок искусства, массовая культура, изобразительное искусство РоссииАннотация
Статья посвящена динамике культурной парадигмы феномена реализма в изобразительном искусстве России. Интеллектуальное объяснение социальных процессов научными построениями происходит на основе рациональных структур. В художественной культуре социальные процессы являются подвижным предметом интереса; наблюдаются периоды, когда искусство открыто и целенаправленно осваивает социальную проблематику, затем происходит затухание явного интереса к социальной проблематике. Стили искусства выстраивают дистанцию по отношению к социальной проблематике. Реалистическая живопись прошла свой исторический путь развития через освоение социальных проблем, что является одной из причин интереса к феномену реалистической живописи. В силу целостности художественной картины мира социальная проблематика приобретает сущностные, глубинные характеристики. Визуальное освоение социальных проблем художественными средствами реалистического направления не гарантирует правдивого изображения социальных противоречий. Реализм в изобразительном искусстве России является пульсирующим явлением в культурном поле современности. Обозначена корреляция исследовательского интереса к проблеме феномена реализма в изобразительном искусстве с социальным контекстом. Выделены формы представления феномена реализма в изобразительном искусстве в музейном пространстве. Коллекции реалистической живописи представлены повсеместно в столичных и региональных музеях России. Реалистическая живопись является значительной частью культурного наследия, которое хранится, выстраивает визуальный ряд выставочного пространства и объединяет музеи страны тематически. Представлены маркетинговые тенденции феномена реализма в изобразительном искусстве. Произведения реалистического искусства являются устойчивым сегментом рынка живописи. Произведения реалистической живописи являются предметом рыночных отношений как элитарного, так и массового рынка произведений искусства. Обоснованы причины популярности феномена реализма в изобразительном искусстве в современной массовой культуре, фактически в культурных индустриях. В массовой культуре активно используется потенциал произведений реалистической живописи — популярность имени художника, понятность визуального образа, насыщенность отсылками к опыту человека — воспоминания детства, иллюстративный материал школьного учебника, воспоминания о музейных экспозициях ведущих музеев страны. Выявлены наиболее устойчивые направления в отечественных исследованиях феномена реализма в изобразительном искусстве России (искусствознание, эстетика, социология культуры, культурология). Предметом дискуссий является определение реализма в искусстве. К базовому термину «реализм» теоретики искусства добавляют определения, которые смещают акцент и добавляют нюансировку в трактовку реализма. Отмечено расширение поля научных исследований в гуманитаристике.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Александер, Дж. (2013) Смысл социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 630 с.
Алексеев, А. (2018) И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России. The Art Newspaper Russia, № 63. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5617/ (дата обращения 27.02.2020). Борев, Ю. Б. (2005) Эстетика: Отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством. М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп, 829 с. Ванслов, В. В. (2003) В мире искусства. Эстетические и художественно-критические эссе. М.: Знание, 280 с. Витель, Е. Б. (2009) Художественная культура XX века: от антропоцентризма к «новой художественной реальности». Кострома: КГУ, 295 с. Иоффе, И. М. (1933) Синтетическая история искусств: введение в историю художественного мышления. Л.: ОГИЗ: Ленизогиз, 568 с. Качанова, Ю., Воробьева, А. (2019) Почему закрыли Институт русского реалистического искусства. Сноб, 4 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/entry/177948/
(дата обращения 28.02.2020).
Малинина, Н. Л. (2010) Реалистический художественный образ в живописи: прошлое и настоящее. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 9, с. 175–180.
Морозов, А. И. (2007) Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 272 с.
Пономарева, С. (2012) 33 самые дорогие картины русских художников. Ваш досуг, 27 января. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/68156/ (дата обращения 27.02.2020).
Сарабьянов, Д. В. (1998) Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Журнал «Искусствознание», 431 с.
Чегодаев, А. Д. (1974) Мои художники. Избранные статьи об искусстве от времени Древней Греции до двадцатого века. Художники Запада. Советские мастера. Из истории искусствознания. М.: Советский художник, 335 с.
Шабанов, А. E. (2015) Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 336 с.
Шахова, И. В. (2017) Отражение трансформации религиозного сознания в русской живописи XIX — начала XX века. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата культурологии. Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева, 22 с.
Шумихина, Л. А. (2005) Искусство как бытие духовного. Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки, № 35, с. 5–14.
REFERENCES
Alekseev, A. (2018) I vnov’ prodolzhaetsya bum: samye poseshchaemye vystavki Rossii [And again the boom continues: The most visited exhibitions in Russia]. The Art Newspaper Russia, no. 63. [Online]. Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5617/ (accessed 27.02.2020). (In Russian)
Alexander, J. (2013) The meanings of social life. A cultural sociology. Moscow: Praksis Publ., 630 p. (In Russian)
Borev, Yu. B. (2005) Estetika: Otnoshenie k dejstvitel’nosti. Tvorchestvo. Proizvedeniya. Priroda. Priroda i vidy iskusstva. Khudozhestvennyj process. Obrashchenie s iskusstvom [Aesthetics: Relation to reality. Creation. Compositions. Nature. Nature and art forms. Artistic process. Treatment with art]. Moscow: Rus’-Olimp: Rus.- Olimp Publ., 829 p. (In Russian)
Chegodaev, A. D. (1974) Moi khudozhniki: izbrannye stat’i ob iskusstve ot vremeni Drevnej Gretsii do dvadcatogo veka. Khudozhniki Zapada. Sovetskie mastera. Iz istorii iskusstvoznaniya [My artists: Selected articles on art from the time of Ancient Greece to the twentieth century. Artists of the West. Soviet masters. From the history of art studies]. Moscow: Sovetskij khudozhnik Publ., 331 p. (In Russian)
Ioffe, I. M. (1933) Sinteticheskaya istoriya iskusstv: vvedenie v istoriyu khudozhestvennogo myshleniya [Synthetic art history: An introduction to the history of artistic thinking]. Leningrad: OGIZ: Lenizogiz Publ., 568 p. (In Russian)
Kachanova, Yu., Vorob’eva, A. (2019). Pochemu zakryli Institut russkogo realisticheskogo iskusstva [Why the Institute of Russian realistic art was closed]. Snob, 4 June. [Online]. Available at: https://snob.ru/entry/177948/ (accessed 27.02.2020). (In Russian)
Malinina, N. L. (2010) Realisticheskij khudozhestvennyj obraz v zhivopisi: proshloe i nastoyashchee [Realistic artistic image in painting: Past and present]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, no. 9, pp. 175–180. (In Russian)
Morozov, A. I. (2007) Sotsrealizm i realism [Social realism and realism]. Moscow: Galart Publ., 272 p. (In Russian)
Ponomareva, S. (2012) 33 samye dorogie kartiny russkikh khudozhnikov [33 most expensive paintings by Russian artists]. Vash dosug, 27 January. [Online]. Available at: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/68156/ (accessed 27.02.2020). (In Russian)
Sarab’yanov, D. V. (1998) Russkaya zhivopis’. Probuzhdenie pamyati [Russian painting. Memory awakening]. Moscow: Zhurnal “Iskusstvoznanie” Publ., 431 p. (In Russian)
Shabanov, A. E. (2015) Peredvizhniki: mezhdu kommercheskim tovarishchestvom i khudozhestvennym dvizheniem [Peredvizhniki: Between a commercial partnership and an art movement]. Saint Petersburg: European University at Saint Petersburg Publ., 336 p. (In Russian)
Shakhova, I. V. (2017) Otrazhenie transformatsii religioznogo soznaniya v russkoj zhivopisi XIX — nachala XX veka [Reflection of the transformation of religious consciousness in Russian painting of the 19th — early 20th century]. Extend abstract of the PhD dissertation (Cultural studies). Saransk, Ogarev Mordovia State University, 22 p. (In Russian)
Shumikhina, L. A. (2005) Iskusstvo kak bytie dukhovnogo [Art as the existence of a spiritual]. Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki — Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, no. 35, pp. 5–14. (In Russian)
Vanslov, V. V. (2003) V mire iskusstva. Esteticheskie i khudozhestvenno-kriticheskie esse [In the art world. Aesthetic and art-critical essays]. Moscow: Znanie Publ., 290 p. (In Russian)
Vitel’, E. B. (2009) Khudozhestvennaya kul’tura XX veka: ot antropotsentrizma k “novoj khudozhestvennoj real’nosti” [Art culture of the 20th century: From anthropocentrism to the “new artistic reality”]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ., 295 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Nina L. Malinina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.